Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков

Русская литература XIX века

31.03.2025
2941
0

Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Образы помещиков

План урока

  • Образы помещиков в «Мертвых душах»: замысел автора
  • Манилов
  • Коробочка
  • Ноздрев
  • Собакевич
  • Плюшкин

Цели урока

  • Знать систему образов в поэме «Мертвые души»
  • Уметь характеризовать персонажей поэмы, находить ключевые слова, детали

Разминка

В особенность определения жанра произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Образы помещиков

Для Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» последовательность посещения помещиков Чичиковым выбрана неслучайно.

 

Каждый из помещиков является воплощением какого-то одного паразитирующего качества. Чем дальше едет Чичиков, тем хуже и злостнее характер героя, которого он встречает.

 

Путешествие главного героя подвергнуто восходящей композиции, которая помогает читателю понять безнадежность класса помещиков.

 

Чтобы воплотить всю пошлость и мерзость общества, Н.В. Гоголь создал целую портретную галерею помещиков и чиновников.

 

Чичиков путешествует от поместья к поместью в поисках мертвых душ. Это позволяет писателю показывать персонажей в их среде, тем самым создавая объемный образ. Характер помещиков раскрывается уже в описании их внешности. Но портретной характеристикой писатель не ограничивается. Пейзажные зарисовки поместья и картины интерьеров тоже очень важны для восприятия. Можно сказать, что образ каждого помещика складывается из трех составляющих: пейзажа, описания усадьбы и портрета. Важно даже то, как обедают герои поэмы.

Манилов

Первым делом Чичиков приезжает к Манилову. Дорога в Маниловку – это дорога в никуда. Много верст проехал Чичиков, прежде чем добрался до деревни. Здесь было безжизненно и царила полная бесхозяйственность: дом стоял на юру, открытый всем ветрам, на горе были разбросаны по-английски две-три клумбы, пруд был весь подернут зеленью.

 

Манилов отставной офицер, впечатлительный и деликатный человек. Он чувствителен, но при этом скучен и ленив. Помещик конфузится в сложных ситуациях, потому что он совершенно ненаходчив.

 

Н.В. Гоголь первым знакомит своего героя и читателей именно с этим персонажем, ведь несмотря на то, что Манилов приятен в общении, в глубине души он пустой и «мертвый» человек, который ничего из себя не представляет.

Рис. 1. А. Лаптев. Манилов. 1951. Рис. 1. А. Лаптев. Манилов. 1951.

Бездеятельность хозяина одновременно совмещалась с его сентиментальностью. Беседка с плоским зеленым куполом и голубыми колоннами называлась «Храм уединенного размышления». В самом хозяине «чересчур было передано сахару», в приемах «было что-то заискивающее расположения и знакомства».

 

Жизнь в доме и во всем имении как будто остановилась: в книжке так и осталась закладка на 14-й странице, два кресла были не готовы и обтянуты рогожей. Хозяин с женой общались между собой приторно сентиментально: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

 

Рисуя характер Манилова, автор находится в большом затруднении. Манилов принадлежит к таким людям, о которых говорят: «Люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Все, что остается от общения с ним, – смертельная скука. «У всякого есть свой задор <...>, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было».

 

Манилов способен только мечтать, но мечты его мертвые, они никогда не осуществляются и, главное, никуда не ведут. Хорошо было бы, фантазировал Манилов, «от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост...», а потом после отъезда Чичикова посетили его голову другие мысли: «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы  хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву...»

 

И хотя этот помещик не причинил никому зла, но и «пользы тоже не принес никакой» и никому. В нем нет ничего – ни отрицательного, ни положительного. Его душа совершенно умерла и не может производить ни плохого, ни хорошего. Поэтому в Манилове нечему возрождаться.

Коробочка

Рис. 2. П. Боклевский. Коробочка. Рис. 2. П. Боклевский. Коробочка.

После визита к Манилову Чичиков попадает к Настасье Петровне Коробочке, старой помещице, вдове коллежского секретаря.

 

К Коробочке Чичиков попал случайно, заплутав по дороге в поместье Собакевича. Настасья Петровна Коробочка – единственная женщина в череде помещичьих образов.

 

Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам, вроде распоротого салопа. Взору Чичикова в комнате, которую ему отвели, предстал среди других картин «портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче».

 

У Коробочки небольшое имение, но все свое время она посвящает уходу за ним. Все её крестьяне крепкие и сильные.

 

Помещица – энергичная и деловитая женщина. Она занимается продажей товаров, которые производят её крепостные – меда, сала, перьев и другого.

 

Коробочка живет небедно, но любит жаловаться на жизнь. Как и Манилов, героиня является «мертвой» душой. Продавая Чичикову души, она боится не самой процедуры продажи мертвых крестьян, а того, что отдаст их за низкую стоимость.

Именно Коробочка раскрывает аферу Чичикова.

 

Время для Коробочки замерло и остановилось сразу после 1812 года. Оглядевшись, Чичиков заметил, что деревня у Коробочки немаленькая, обитатели довольны, тес на крышах новый, ворота не покосились.

 

Дом у Коробочки небольшой и крепкий. Но во всем мире Коробочки, увиденном через вещи, обстановку, описания усадьбы, нет никакого движения. Да и сама Коробочка на редкость туповата, туго соображает.

 

Однако Настасья Петровна довольно деловита, знает, как торговать, и боится продешевить. Она себе на уме. Недаром, когда пришлось совершать купчую на выторгованные Чичиковым мертвые души, она, приехав в город, тут же поинтересовалась, почем же они ходят. Эта отрицательная страсть – мелочная бережливость, торговая деловитость без широкого размаха, без созидательной цели – поглотила душу Коробочки и стала властвовать над ней. Поэтому «на бесконечной лестнице человеческого совершенствования» Коробочка стоит очень низко и никуда ей уже не подняться. 

Ноздрев

Рис. 3. П. Боклевский. Ноздрев. Рис. 3. П. Боклевский. Ноздрев.

Ноздрева Чичиков тоже встречает случайно. По пути к Собакевичу Чичиков сталкивается с Ноздревым в деревенском трактире. Ему 35 лет, он бойкий и самоуверенный мужчина.

 

В отличие от других помещиков у Ноздрева была широкая натура, такая широкая, что он ни в чем не знал меры. У него громкий голос, он любитель вступить в перепалку. Ему нравится выпивать, нюхать табак, посещать балы и светские мероприятия, играть в карты (в которых он постоянно жульничает).

 

Экономить деньги Ноздрев не умеет, потому осуждает чиновников, которые «трясутся за каждую копейку».

 

Помещик плохой отец, который не интересуется своими детьми. Ему тяжело усидеть дома больше одного дня, потому что его тянет к хулиганству. Герой часто врет и не умеет держать свое слово.

 

Ноздрев, как и предыдущие помещики, душа «мертвая». Существование этого героя бесцельно и бессмысленно.

 

Страсть Ноздрева – безудержность без смысла, чего бы это ни касалось: еды и питья, собак и лошадей, хвастовства и гостеприимства. Безудержность Ноздрев доводит до бестолковой суеты.

 

Энергии Ноздреву не занимать, в нем кипит русская удаль, но она направлена либо в пустоту (например, Ноздрев врет, будто его владения простираются и «по эту сторону», и «по ту сторону», включая синеющий вдали лес и «все, что за лесом»), либо ради вреда и гадостей ближнему (именно Ноздрев по причине того, что любит насолить ближнему, громогласно заявляет, что Чичиков закупает мертвые души). Духовная мертвенность Ноздрева проявилась в его бессмысленном удальстве, но его отрицательная энергия – это все-таки энергия, его удаль – все-таки удаль, его безудержная широта – все-таки широта. И потому Ноздрев, конечно, более живой, чем Манилов и Коробочка.

 

Он лишен неподвижности, хотя его подвижность приняла искаженные, уродливые формы. Однако Н.В. Гоголь описывает его более иронично, чем Манилова и Коробочку. В этих описаниях он не выглядит простым наблюдателем, а дает резкие иронические и саркастические оценки. Ноздрев умнее, чем предыдущие персонажи, и если он загубил себя, то вина его в этом велика.

Собакевич

Рис. 4. П. Боклевский. Собакевич. Рис. 4. П. Боклевский. Собакевич.

От Ноздрева Чичиков попадает к Собакевичу. Как обычно, Н.В. Гоголь сначала знакомит читателя с обиталищем персонажа. Чичиков замечает, что деревня, дом, избы крестьян и другие строения, вплоть до колодца, крепкие, тяжелые. 

 

Все выглядело неуклюже. В доме не было симметрии, хотя борьба архитектора с хозяином за красоту дома была видна. Победил, разумеется, хозяин, и дом выглядел некрасиво. Деревянные избы мужиков также были крепки, но опять-таки некрасивы и невеселы: «не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей». Словом, неуклюжая, грубая тяжеловесность была во всем, что видел Чичиков.

 

Под стать усадебным постройкам и сам хозяин, показавшийся Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Ему за 40 лет, он здоровый и крепкий мужчина, который больше всего любит поесть.

 

 

Природа немного думала над фигурой и лицом Михайлы Семеновича: она «просто рубила со всего плеча, хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и не обскобливши пустила на свет...». Словом, вышел звероподобный человек, похожий и на медведя, и на собаку.

 

Вместе с тем описание обстановки убеждает в том, что Собакевич – крепкий хозяин, что крестьяне у него сыты, одеты и обуты.

 

Он неуклюж, неделикатен, любит разговоры только по делу, обо всех людях говорит плохо, относится к «мертвым» душам, как и другие помещики. Он не приносит никакой общественной пользы, смысл его существования в наживе и чревоугодии.

 

Руководит Собакевичем денежный расчет. Михайло Семенович совсем не глуп. Не успел Чичиков уклончиво и туманно намекнуть на свою негоцию, как Собакевич тут же спросил: «Вам нужно мертвых душ?»  Итак, страсть Собакевича – расчет, деньги. Тут он не думает о том, совершает или не совершает преступление. Расчетливость Собакевича делает его деловитым, но тяжеловесным, неуклюжим и грубым. Умный человек, он превратился в косного, туповатого, неповоротливого «медведя», сидящего почти безвыездно в своем крепком, но некрасивом, неласковом поместье-берлоге.

 

Задатки у Собакевича были. Он неравнодушен к современным событиям, к тому, что делается в мире. В гостиной у Собакевича, как рассмотрел Чичиков, висели картины, на них были изображены «молодцы» – «греческие полководцы», причем не каких-то древних времен, а борцы за независимость Греции 1820-х годов. Собакевич хорошо понимает, что современная ему русская жизнь измельчала, при этом и крестьяне, и он сам уже не такие могучие люди, какими были их отцы. Нынешние крестьяне, рассуждает Собакевич, «не люди, а мухи». Все задатки, могучее здоровье и оставшаяся недюжинная сила Собакевича пропадают впустую в глухом захолустье. Нет простора, где они могли бы развернуться.

 

В богатырском теле мертвеет душа, духовно неподвижная, отяжелевшая и косная. Недаром Собакевич – яростный противник образования, науки: «Толкуют – просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук!» Вместо насыщения души плодами разума и чувства Собакевич поглощает бараний бок и грозит съесть свинью, и гуся, и барана. Душа без духовной пищи рано или поздно умирает.

 

Вина Собакевича несоизмерима с виной Манилова, Коробочки и Ноздрева.  Гоголю не потребовалось обличать Собакевича авторским словом: картины, нарисованные им, достаточно красноречивы, тем более что Собакевич, как и Ноздрев, – характер яркий, броский, сам себя высмеивающий и разоблачающий.

Плюшкин 

Рис. 5. П. Боклевский. Плюшкин. Рис. 5. П. Боклевский. Плюшкин.

Последний помещик, к которому попадает Чичиков, – Плюшкин. Это немолодой мужчина, ему уже больше 60 лет.

 

Он негостеприимен и необщителен. У помещика богатое состояние, но он живет как бедняк, пытается на всем сэкономить. Как и Коробочка, он любит прибедняться и жаловаться на жизнь.

 

Плюшкин в плохих отношениях со своими детьми и жалеет денег даже для них.

Герой жесток и равнодушен, но считает себя добрым человеком.

 

Очутившись перед домом Плюшкина, Чичиков заметил, что когда-то здесь было обширное хозяйство, но теперь кругом одно запустение. Все предметы в пространстве, в котором живет Плюшкин, превратились в хлам, покрылись плесенью, обветшали.

 

Время в имении Плюшкина давно прекратило течение: Чичиков увидел «часы с остановившимся маятником», и как-то странно было надеяться, что в этом застывшем мире обитало «живое существо». Но оно находилось тут, и, познакомившись с ним, Чичиков от изумления «поневоле отступил назад».

 

Лицо и весь наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление. Забросив поместье, Плюшкин сосредоточился на мелочном скопидомстве, в накоплении хлама, в слежке за слугами. Душа Плюшкина запущена и «захламлена». Она близка к полному омертвению, потому что ничто не волнует старика, кроме ненужных вещей. Плюшкин почти выпал из времени. Плюшкин напоминает Манилова.  Тот тоже выпал из времени и из пространства. Но у Манилова никогда ничего не было. А у Плюшкина и сейчас есть страсть, пусть отрицательная, – доходящая до беспамятства скупость.

 

В прошлом Плюшкин обладал всем – у него была душа, была семья. «А ведь было время, – с элегической тоской восклицает Гоголь, – когда он только был бережливым хозяином!.

 

К нему приезжал сосед поучиться «у него хозяйству и мудрой скупости». И хозяйство Плюшкина процветало, находилось в движении, сам хозяин, «как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины».

 

Образ хлопотливого паука-хозяина контрастирует с образом насекомого, покрывшего паутиной часы Плюшкина. Постепенно выясняется, что в превращении Плюшкина в скрягу виноваты обстоятельства – смерть жены, отъезд детей и обрушившееся на него одиночество. Плюшкин впал в уныние, перестал обращать на себя внимание, и только беспокойство, подозрительность и скупость развивались в нем. Света в его доме становилось все меньше и меньше, окна постепенно затворились, кроме двух, да и то одно было заклеено бумагой. Подобно окнам, закрывались и створки души.

 

«Одинокая жизнь, – писал Н.В. Гоголь, – дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и, чем больше пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».

 

Личная вина Плюшкина бесконечно велика: он, предавшись унынию и ожесточившись на судьбу, дочь, сына, позволил скупости овладеть его душой, поставить перед собой разрушительную, отрицательную цель и обратиться «в какую-то прореху на человечестве».

 

Постепенно Н.В. Гоголь при описании уже почти неподвижного и омертвевшего Плюшкина дает понять, что не все потеряно в этом помещике, что крошечный огонек тлеет в нем. Чичиков, всматриваясь в лицо Плюшкина, заметил, что «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей...». 

 

Когда-то дочь Плюшкина, Александра Степановна, привезла ему кулич к чаю, который уже совершенно засох. Плюшкин хочет попотчевать им Чичикова. Деталь весьма значимая и явственная. Куличи пекут к празднику Пасхи, Воскресения Христова. Кулич Плюшкина превратился в сухарь. Так и душа Плюшкина омертвела, иссохла, стала твердой, как камень. Плюшкин хранит ссохшийся кулич – символ воскресения души.

 

Вина Плюшкина неизмеримо значительнее, чем других персонажей, потому и осуждение его строже: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!» При всех недостатках помещика примечательно, что это единственный герой помимо Чичикова, чью душу Н.В. Гоголь собирался «воскресить». Существование Плюшкина жалко, но он единственный из помещиков персонаж с биографией.

Рис. 6. П. Боклевский. Губернский Олимп (чиновники губернского города NN). 1866. Рис. 6. П. Боклевский. Губернский Олимп (чиновники губернского города NN). 1866.

Вся галерея образов первого тома «Мертвых душ» убедительно раскрывает тотальное духовное оскудение помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они - помещики, поэтому в них есть и общее, порожденное строем:

 

паразитизм, жизнь за счет крепостных;

ограниченность интересов, отсутствие каких-либо высоких порывов души;

притупление человеческих чувств, грубый эгоизм;

отсутствие общественно-полезной деятельности.

 

Все они - «мертвые души».


Контрольные вопросы

 

  1. Почему Чичиков посещает героев именно в таком порядке?
  2. Почему душа Плюшкина еще способна к «воскрешению»?
  3. Почему помещики – это «мертвые души»?
  4. Как Н.В. Гоголь рисует образ городского чиновничества?


Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Образы помещиков

План урока

  • Образы помещиков в «Мертвых душах»: замысел автора
  • Манилов
  • Коробочка
  • Ноздрев
  • Собакевич
  • Плюшкин

Цели урока

  • Знать систему образов в поэме «Мертвые души»
  • Уметь характеризовать персонажей поэмы, находить ключевые слова, детали

Разминка

В особенность определения жанра произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Образы помещиков

Для Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» последовательность посещения помещиков Чичиковым выбрана неслучайно.

 

Каждый из помещиков является воплощением какого-то одного паразитирующего качества. Чем дальше едет Чичиков, тем хуже и злостнее характер героя, которого он встречает.

 

Путешествие главного героя подвергнуто восходящей композиции, которая помогает читателю понять безнадежность класса помещиков.

 

Чтобы воплотить всю пошлость и мерзость общества, Н.В. Гоголь создал целую портретную галерею помещиков и чиновников.

 

Чичиков путешествует от поместья к поместью в поисках мертвых душ. Это позволяет писателю показывать персонажей в их среде, тем самым создавая объемный образ. Характер помещиков раскрывается уже в описании их внешности. Но портретной характеристикой писатель не ограничивается. Пейзажные зарисовки поместья и картины интерьеров тоже очень важны для восприятия. Можно сказать, что образ каждого помещика складывается из трех составляющих: пейзажа, описания усадьбы и портрета. Важно даже то, как обедают герои поэмы.

Манилов

Первым делом Чичиков приезжает к Манилову. Дорога в Маниловку – это дорога в никуда. Много верст проехал Чичиков, прежде чем добрался до деревни. Здесь было безжизненно и царила полная бесхозяйственность: дом стоял на юру, открытый всем ветрам, на горе были разбросаны по-английски две-три клумбы, пруд был весь подернут зеленью.

 

Манилов отставной офицер, впечатлительный и деликатный человек. Он чувствителен, но при этом скучен и ленив. Помещик конфузится в сложных ситуациях, потому что он совершенно ненаходчив.

 

Н.В. Гоголь первым знакомит своего героя и читателей именно с этим персонажем, ведь несмотря на то, что Манилов приятен в общении, в глубине души он пустой и «мертвый» человек, который ничего из себя не представляет.

Рис. 1. А. Лаптев. Манилов. 1951. Рис. 1. А. Лаптев. Манилов. 1951.

Бездеятельность хозяина одновременно совмещалась с его сентиментальностью. Беседка с плоским зеленым куполом и голубыми колоннами называлась «Храм уединенного размышления». В самом хозяине «чересчур было передано сахару», в приемах «было что-то заискивающее расположения и знакомства».

 

Жизнь в доме и во всем имении как будто остановилась: в книжке так и осталась закладка на 14-й странице, два кресла были не готовы и обтянуты рогожей. Хозяин с женой общались между собой приторно сентиментально: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

 

Рисуя характер Манилова, автор находится в большом затруднении. Манилов принадлежит к таким людям, о которых говорят: «Люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Все, что остается от общения с ним, – смертельная скука. «У всякого есть свой задор <...>, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было».

 

Манилов способен только мечтать, но мечты его мертвые, они никогда не осуществляются и, главное, никуда не ведут. Хорошо было бы, фантазировал Манилов, «от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост...», а потом после отъезда Чичикова посетили его голову другие мысли: «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы  хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву...»

 

И хотя этот помещик не причинил никому зла, но и «пользы тоже не принес никакой» и никому. В нем нет ничего – ни отрицательного, ни положительного. Его душа совершенно умерла и не может производить ни плохого, ни хорошего. Поэтому в Манилове нечему возрождаться.

Коробочка

Рис. 2. П. Боклевский. Коробочка. Рис. 2. П. Боклевский. Коробочка.

После визита к Манилову Чичиков попадает к Настасье Петровне Коробочке, старой помещице, вдове коллежского секретаря.

 

К Коробочке Чичиков попал случайно, заплутав по дороге в поместье Собакевича. Настасья Петровна Коробочка – единственная женщина в череде помещичьих образов.

 

Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам, вроде распоротого салопа. Взору Чичикова в комнате, которую ему отвели, предстал среди других картин «портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче».

 

У Коробочки небольшое имение, но все свое время она посвящает уходу за ним. Все её крестьяне крепкие и сильные.

 

Помещица – энергичная и деловитая женщина. Она занимается продажей товаров, которые производят её крепостные – меда, сала, перьев и другого.

 

Коробочка живет небедно, но любит жаловаться на жизнь. Как и Манилов, героиня является «мертвой» душой. Продавая Чичикову души, она боится не самой процедуры продажи мертвых крестьян, а того, что отдаст их за низкую стоимость.

Именно Коробочка раскрывает аферу Чичикова.

 

Время для Коробочки замерло и остановилось сразу после 1812 года. Оглядевшись, Чичиков заметил, что деревня у Коробочки немаленькая, обитатели довольны, тес на крышах новый, ворота не покосились.

 

Дом у Коробочки небольшой и крепкий. Но во всем мире Коробочки, увиденном через вещи, обстановку, описания усадьбы, нет никакого движения. Да и сама Коробочка на редкость туповата, туго соображает.

 

Однако Настасья Петровна довольно деловита, знает, как торговать, и боится продешевить. Она себе на уме. Недаром, когда пришлось совершать купчую на выторгованные Чичиковым мертвые души, она, приехав в город, тут же поинтересовалась, почем же они ходят. Эта отрицательная страсть – мелочная бережливость, торговая деловитость без широкого размаха, без созидательной цели – поглотила душу Коробочки и стала властвовать над ней. Поэтому «на бесконечной лестнице человеческого совершенствования» Коробочка стоит очень низко и никуда ей уже не подняться. 

Ноздрев

Рис. 3. П. Боклевский. Ноздрев. Рис. 3. П. Боклевский. Ноздрев.

Ноздрева Чичиков тоже встречает случайно. По пути к Собакевичу Чичиков сталкивается с Ноздревым в деревенском трактире. Ему 35 лет, он бойкий и самоуверенный мужчина.

 

В отличие от других помещиков у Ноздрева была широкая натура, такая широкая, что он ни в чем не знал меры. У него громкий голос, он любитель вступить в перепалку. Ему нравится выпивать, нюхать табак, посещать балы и светские мероприятия, играть в карты (в которых он постоянно жульничает).

 

Экономить деньги Ноздрев не умеет, потому осуждает чиновников, которые «трясутся за каждую копейку».

 

Помещик плохой отец, который не интересуется своими детьми. Ему тяжело усидеть дома больше одного дня, потому что его тянет к хулиганству. Герой часто врет и не умеет держать свое слово.

 

Ноздрев, как и предыдущие помещики, душа «мертвая». Существование этого героя бесцельно и бессмысленно.

 

Страсть Ноздрева – безудержность без смысла, чего бы это ни касалось: еды и питья, собак и лошадей, хвастовства и гостеприимства. Безудержность Ноздрев доводит до бестолковой суеты.

 

Энергии Ноздреву не занимать, в нем кипит русская удаль, но она направлена либо в пустоту (например, Ноздрев врет, будто его владения простираются и «по эту сторону», и «по ту сторону», включая синеющий вдали лес и «все, что за лесом»), либо ради вреда и гадостей ближнему (именно Ноздрев по причине того, что любит насолить ближнему, громогласно заявляет, что Чичиков закупает мертвые души). Духовная мертвенность Ноздрева проявилась в его бессмысленном удальстве, но его отрицательная энергия – это все-таки энергия, его удаль – все-таки удаль, его безудержная широта – все-таки широта. И потому Ноздрев, конечно, более живой, чем Манилов и Коробочка.

 

Он лишен неподвижности, хотя его подвижность приняла искаженные, уродливые формы. Однако Н.В. Гоголь описывает его более иронично, чем Манилова и Коробочку. В этих описаниях он не выглядит простым наблюдателем, а дает резкие иронические и саркастические оценки. Ноздрев умнее, чем предыдущие персонажи, и если он загубил себя, то вина его в этом велика.

Собакевич

Рис. 4. П. Боклевский. Собакевич. Рис. 4. П. Боклевский. Собакевич.

От Ноздрева Чичиков попадает к Собакевичу. Как обычно, Н.В. Гоголь сначала знакомит читателя с обиталищем персонажа. Чичиков замечает, что деревня, дом, избы крестьян и другие строения, вплоть до колодца, крепкие, тяжелые. 

 

Все выглядело неуклюже. В доме не было симметрии, хотя борьба архитектора с хозяином за красоту дома была видна. Победил, разумеется, хозяин, и дом выглядел некрасиво. Деревянные избы мужиков также были крепки, но опять-таки некрасивы и невеселы: «не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей». Словом, неуклюжая, грубая тяжеловесность была во всем, что видел Чичиков.

 

Под стать усадебным постройкам и сам хозяин, показавшийся Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Ему за 40 лет, он здоровый и крепкий мужчина, который больше всего любит поесть.

 

 

Природа немного думала над фигурой и лицом Михайлы Семеновича: она «просто рубила со всего плеча, хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и не обскобливши пустила на свет...». Словом, вышел звероподобный человек, похожий и на медведя, и на собаку.

 

Вместе с тем описание обстановки убеждает в том, что Собакевич – крепкий хозяин, что крестьяне у него сыты, одеты и обуты.

 

Он неуклюж, неделикатен, любит разговоры только по делу, обо всех людях говорит плохо, относится к «мертвым» душам, как и другие помещики. Он не приносит никакой общественной пользы, смысл его существования в наживе и чревоугодии.

 

Руководит Собакевичем денежный расчет. Михайло Семенович совсем не глуп. Не успел Чичиков уклончиво и туманно намекнуть на свою негоцию, как Собакевич тут же спросил: «Вам нужно мертвых душ?»  Итак, страсть Собакевича – расчет, деньги. Тут он не думает о том, совершает или не совершает преступление. Расчетливость Собакевича делает его деловитым, но тяжеловесным, неуклюжим и грубым. Умный человек, он превратился в косного, туповатого, неповоротливого «медведя», сидящего почти безвыездно в своем крепком, но некрасивом, неласковом поместье-берлоге.

 

Задатки у Собакевича были. Он неравнодушен к современным событиям, к тому, что делается в мире. В гостиной у Собакевича, как рассмотрел Чичиков, висели картины, на них были изображены «молодцы» – «греческие полководцы», причем не каких-то древних времен, а борцы за независимость Греции 1820-х годов. Собакевич хорошо понимает, что современная ему русская жизнь измельчала, при этом и крестьяне, и он сам уже не такие могучие люди, какими были их отцы. Нынешние крестьяне, рассуждает Собакевич, «не люди, а мухи». Все задатки, могучее здоровье и оставшаяся недюжинная сила Собакевича пропадают впустую в глухом захолустье. Нет простора, где они могли бы развернуться.

 

В богатырском теле мертвеет душа, духовно неподвижная, отяжелевшая и косная. Недаром Собакевич – яростный противник образования, науки: «Толкуют – просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук!» Вместо насыщения души плодами разума и чувства Собакевич поглощает бараний бок и грозит съесть свинью, и гуся, и барана. Душа без духовной пищи рано или поздно умирает.

 

Вина Собакевича несоизмерима с виной Манилова, Коробочки и Ноздрева.  Гоголю не потребовалось обличать Собакевича авторским словом: картины, нарисованные им, достаточно красноречивы, тем более что Собакевич, как и Ноздрев, – характер яркий, броский, сам себя высмеивающий и разоблачающий.

Плюшкин 

Рис. 5. П. Боклевский. Плюшкин. Рис. 5. П. Боклевский. Плюшкин.

Последний помещик, к которому попадает Чичиков, – Плюшкин. Это немолодой мужчина, ему уже больше 60 лет.

 

Он негостеприимен и необщителен. У помещика богатое состояние, но он живет как бедняк, пытается на всем сэкономить. Как и Коробочка, он любит прибедняться и жаловаться на жизнь.

 

Плюшкин в плохих отношениях со своими детьми и жалеет денег даже для них.

Герой жесток и равнодушен, но считает себя добрым человеком.

 

Очутившись перед домом Плюшкина, Чичиков заметил, что когда-то здесь было обширное хозяйство, но теперь кругом одно запустение. Все предметы в пространстве, в котором живет Плюшкин, превратились в хлам, покрылись плесенью, обветшали.

 

Время в имении Плюшкина давно прекратило течение: Чичиков увидел «часы с остановившимся маятником», и как-то странно было надеяться, что в этом застывшем мире обитало «живое существо». Но оно находилось тут, и, познакомившись с ним, Чичиков от изумления «поневоле отступил назад».

 

Лицо и весь наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление. Забросив поместье, Плюшкин сосредоточился на мелочном скопидомстве, в накоплении хлама, в слежке за слугами. Душа Плюшкина запущена и «захламлена». Она близка к полному омертвению, потому что ничто не волнует старика, кроме ненужных вещей. Плюшкин почти выпал из времени. Плюшкин напоминает Манилова.  Тот тоже выпал из времени и из пространства. Но у Манилова никогда ничего не было. А у Плюшкина и сейчас есть страсть, пусть отрицательная, – доходящая до беспамятства скупость.

 

В прошлом Плюшкин обладал всем – у него была душа, была семья. «А ведь было время, – с элегической тоской восклицает Гоголь, – когда он только был бережливым хозяином!.

 

К нему приезжал сосед поучиться «у него хозяйству и мудрой скупости». И хозяйство Плюшкина процветало, находилось в движении, сам хозяин, «как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины».

 

Образ хлопотливого паука-хозяина контрастирует с образом насекомого, покрывшего паутиной часы Плюшкина. Постепенно выясняется, что в превращении Плюшкина в скрягу виноваты обстоятельства – смерть жены, отъезд детей и обрушившееся на него одиночество. Плюшкин впал в уныние, перестал обращать на себя внимание, и только беспокойство, подозрительность и скупость развивались в нем. Света в его доме становилось все меньше и меньше, окна постепенно затворились, кроме двух, да и то одно было заклеено бумагой. Подобно окнам, закрывались и створки души.

 

«Одинокая жизнь, – писал Н.В. Гоголь, – дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и, чем больше пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».

 

Личная вина Плюшкина бесконечно велика: он, предавшись унынию и ожесточившись на судьбу, дочь, сына, позволил скупости овладеть его душой, поставить перед собой разрушительную, отрицательную цель и обратиться «в какую-то прореху на человечестве».

 

Постепенно Н.В. Гоголь при описании уже почти неподвижного и омертвевшего Плюшкина дает понять, что не все потеряно в этом помещике, что крошечный огонек тлеет в нем. Чичиков, всматриваясь в лицо Плюшкина, заметил, что «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей...». 

 

Когда-то дочь Плюшкина, Александра Степановна, привезла ему кулич к чаю, который уже совершенно засох. Плюшкин хочет попотчевать им Чичикова. Деталь весьма значимая и явственная. Куличи пекут к празднику Пасхи, Воскресения Христова. Кулич Плюшкина превратился в сухарь. Так и душа Плюшкина омертвела, иссохла, стала твердой, как камень. Плюшкин хранит ссохшийся кулич – символ воскресения души.

 

Вина Плюшкина неизмеримо значительнее, чем других персонажей, потому и осуждение его строже: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!» При всех недостатках помещика примечательно, что это единственный герой помимо Чичикова, чью душу Н.В. Гоголь собирался «воскресить». Существование Плюшкина жалко, но он единственный из помещиков персонаж с биографией.

Рис. 6. П. Боклевский. Губернский Олимп (чиновники губернского города NN). 1866. Рис. 6. П. Боклевский. Губернский Олимп (чиновники губернского города NN). 1866.

Вся галерея образов первого тома «Мертвых душ» убедительно раскрывает тотальное духовное оскудение помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они - помещики, поэтому в них есть и общее, порожденное строем:

 

паразитизм, жизнь за счет крепостных;

ограниченность интересов, отсутствие каких-либо высоких порывов души;

притупление человеческих чувств, грубый эгоизм;

отсутствие общественно-полезной деятельности.

 

Все они - «мертвые души».


Контрольные вопросы

 

  1. Почему Чичиков посещает героев именно в таком порядке?
  2. Почему душа Плюшкина еще способна к «воскрешению»?
  3. Почему помещики – это «мертвые души»?
  4. Как Н.В. Гоголь рисует образ городского чиновничества?


Предыдущий урок
Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. Особенности жанра. Тематика и проблематика произведения. Личность Чичикова
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ России, народа и автора в поэме
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке