- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- Знать роль глав «Бэла» и «Максим Максимыч» в раскрытии характера главного героя, приемы постепенного приближения героя к читателю
- Уметь анализировать психологический портрет героя, находить значимые детали, интерпретировать эпизод
- Что такое «фабула»?
- В чём особенность композиции романа «Герой нашего времени»?
- Что такое «психологизм»?
- Какие черты психологизма отражены в романе М.Ю. Лермонтова?
«Бэла»
«Бэла» – первая повесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой «рассказ в рассказе». Рассказчик, начинающий повествование, вскоре передает слово штабс-капитану Максиму Максимычу, которого он встретил в дороге.
Максим Максимыч – офицер лет 50, многое повидавший на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия с «горскими головорезами», а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из Петербурга и служившего под его началом.
Максима Максимыча в Печорине удивляет его противоречивость: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут, – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один-на-один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»
Максим Максимыч пытается объяснить, почему Печорину все быстро надоедает, и приходит к выводу, что все несчастья происходят от пьянства или избалованности: «что задумал, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован». Это взгляд простого человека, но истинные причины противоречивости «странного человека» Печорина остаются скрытыми.
История Бэлы не раскрывает молодого офицера в полной мере, но она завлекает и заинтриговывает читателя. Поведение Печорина вызывает множество вопросов, ответы на которые можно найти только взглянув на него в других обстоятельствах.
Трагедия Печорина в том, что он не способен полностью отдаваться чувству, поэтому жизнь естественных людей остается недоступной ему. Он попытался спастись в любви к Бэле, но окончательно убедился в том, что не сможет измениться: «к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению». Исцеление его больной души, первоначально воспринимаемое как возрождение, оказывается мнимым и принципиально невозможным.
Что же прояснили в характере Печорина эти события?
- Он обаятельный человек, его полюбил Максим Максимович, полюбила Бэла;
- Когда ему нужно, он применяет свои методы очарования, и никто не может противиться ему; умеет играть на струнах человеческой души;
- Он поступил с Бэлой эгоистично, бесчеловечно;
- Он страдает и мучается; гибель Бэлы оставила след в его душе.
Печорин – странный, противоречивый человек. Характер его остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков.
- Что удивляло Максима Максимыча в Печорине? Как он объяснял эти странности?
- Что проясняют в характере Печорина события, описанные в повести «Бэла»?
«Максим Максимыч»
В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но не способного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания. Вторая повесть – «Максим Максимыч» – дает возможность увидеть Печорина глазами странствующего офицера и получить разъяснения некоторым противоречиям героя.
Максим Максимыч и Печорин много лет не виделись, но вот судьба сводит их на Кавказе. В общении со штабс-капитаном Григорий вежлив, но своим напускным равнодушием и отчужденностью он ранит Максим Максимыча.
Штабс-капитан искренне радуется встрече с сослуживцем, но молодой офицер не отвечает ему взаимностью. Печорину не дает покоя история с Бэлой, поэтому он не хочет вспоминать прошлое, которое связывает его с Максим Максимычем.
Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к А.С. Пушкину. Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.
Задача М.Ю. Лермонтова иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.
Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.
Портрет Печорина свидетельствует, с одной стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (об этом говорят глаза). Портрет настолько красноречив, что перед нами возникает видимый образ человека, который много пережил и внутри опустошен.
В этой главе автор повествует о последней встрече Максима Максимыча и Печорина. Жизнь развела их на долгие годы после происшествий с Бэлой.

Встретив Печорина во Владикавказе, штабс-капитан отменил все дела (чего он никогда раньше не делал) и целые сутки прождал своего друга. Пожилой офицер был в предвкушении теплой встречи, ему не терпелось обнять старого товарища, но тот встретил его прохладно, с приветливой улыбкой протянул лишь руку для пожатия.
Холодный прием Печорина настолько расстроил старого офицера, что тот не удержал слез: «Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…»
Максим Максимыч для Печорина – живое напоминание о гибели Бэлы, при имени которой Печорин побледнел и отвернулся. Он ничего не забыл.
В повести «Максим Максимыч» почти ничего не происходит – здесь нет того сюжетного динамизма, какой есть в «Бэле». Но непосредственно здесь начинает раскрываться психология героя. Вероятно, именно данную повесть можно считать завязкой в раскрытии образа Печорина. По хронологии это заключительная глава произведения, в ней главный герой опустошен, он предчувствует скорую смерть: усталость от жизни достигла своего пика. Печорин едет в Персию и уже никогда не вернется.
Какое суждение о Печорине складывается у читателя после прочтения повести «Максим Максимыч»? Странный, печальный, одинокий, усталый, скрытный, опустошенный человек, равнодушный и к прошлому, и к будущему, удивительно симпатичный, вызывающий сочувствие и интерес.
Контрольные вопросы
- Что такое психологический портрет? Какие черты характера Печорина помогает раскрыть его психологический портрет?
- Какое впечатление о Печорине сложилось у вас после прочтения повести «Максим Максимыч»?
- Чем можно объяснить холодность Печорина при встрече с Максимом Максимычем?
- Почему психологический портрет героя автор «доверяет» странствующему офицеру, а не Максиму Максимычу?