Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Главы «Бэла», «Максим Максимыч»

Русская литература XIX века

14.02.2025
2677
0

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Бэла», «Максим Максимыч»

Цели урока

  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

План урока

  • Знать роль глав «Бэла» и «Максим Максимыч» в раскрытии характера главного героя, приемы постепенного приближения героя к читателю
  • Уметь анализировать психологический портрет героя, находить значимые детали, интерпретировать эпизод

Разминка

  • Что такое «фабула»?
  • В чём особенность композиции романа «Герой нашего времени»?
  • Что такое «психологизм»?
  • Какие черты психологизма отражены в романе М.Ю. Лермонтова?

«Бэла»

«Бэла» – первая повесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой «рассказ в рассказе». Рассказчик, начинающий повествование, вскоре передает слово штабс-капитану Максиму Максимычу, которого он встретил в дороге.

 

Максим Максимыч – офицер лет 50, многое повидавший на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия с «горскими головорезами», а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из Петербурга и служившего под его началом. 

 

Максима Максимыча в Печорине удивляет его противоречивость: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут, – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один-на-один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»

 

Максим Максимыч пытается объяснить, почему Печорину все быстро надоедает, и приходит к выводу, что все несчастья происходят от пьянства или избалованности: «что задумал, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован». Это взгляд простого человека, но истинные причины противоречивости «странного человека» Печорина остаются скрытыми.

 

История Бэлы не раскрывает молодого офицера в полной мере, но она завлекает и заинтриговывает читателя. Поведение Печорина вызывает множество вопросов, ответы на которые можно найти только взглянув на него в других обстоятельствах.

 

Трагедия Печорина в том, что он не способен полностью отдаваться чувству, поэтому жизнь естественных людей остается недоступной ему. Он попытался спастись в любви к Бэле, но окончательно убедился в том, что не сможет измениться: «к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению». Исцеление его больной души, первоначально воспринимаемое как возрождение, оказывается мнимым и принципиально невозможным.

 

Что же прояснили в характере Печорина эти события?

  • Он обаятельный человек, его полюбил Максим Максимович, полюбила Бэла;
  • Когда ему нужно, он применяет свои методы очарования, и никто не может противиться ему; умеет играть на струнах человеческой души;
  • Он поступил с Бэлой эгоистично, бесчеловечно;
  • Он страдает и мучается; гибель Бэлы оставила след в его душе.

 

Печорин – странный, противоречивый человек. Характер его остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков.


  1. Что удивляло Максима Максимыча в Печорине? Как он объяснял эти странности?
  2. Что проясняют в характере Печорина события, описанные в повести «Бэла»?


«Максим Максимыч»

В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но не способного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания. Вторая повесть – «Максим Максимыч» – дает возможность увидеть Печорина глазами странствующего офицера и получить разъяснения некоторым противоречиям героя.

 

Максим Максимыч и Печорин много лет не виделись, но вот судьба сводит их на Кавказе. В общении со штабс-капитаном Григорий вежлив, но своим напускным равнодушием и отчужденностью он ранит Максим Максимыча.

 

Штабс-капитан искренне радуется встрече с сослуживцем, но молодой офицер не отвечает ему взаимностью. Печорину не дает покоя история с Бэлой, поэтому он не хочет вспоминать прошлое, которое связывает его с Максим Максимычем.

 

Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к А.С. Пушкину. Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.

 

Задача М.Ю. Лермонтова иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.


Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.


Портрет Печорина свидетельствует, с одной стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (об этом говорят глаза). Портрет настолько красноречив, что перед нами возникает видимый образ человека, который много пережил и внутри опустошен.

 

В этой главе автор повествует о последней встрече Максима Максимыча и Печорина. Жизнь развела их на долгие годы после происшествий с Бэлой.

Рис. 1. М.Р. Сосоян. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Максим Максимыч». 1972.

Встретив Печорина во Владикавказе, штабс-капитан отменил все дела (чего он никогда раньше не делал) и целые сутки прождал своего друга. Пожилой офицер был в предвкушении теплой встречи, ему не терпелось обнять старого товарища, но тот встретил его прохладно, с приветливой улыбкой протянул лишь руку для пожатия.

 

Холодный прием Печорина настолько расстроил старого офицера, что тот не удержал слез: «Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…»

 

Максим Максимыч для Печорина – живое напоминание о гибели Бэлы, при имени которой Печорин побледнел и отвернулся. Он ничего не забыл.

 

В повести «Максим Максимыч» почти ничего не происходит – здесь нет того сюжетного динамизма, какой есть в «Бэле». Но непосредственно здесь начинает раскрываться психология героя. Вероятно, именно данную повесть можно считать завязкой в раскрытии образа Печорина. По хронологии это заключительная глава произведения, в ней главный герой опустошен, он предчувствует скорую смерть: усталость от жизни достигла своего пика. Печорин едет в Персию и уже никогда не вернется.

 

Какое суждение о Печорине складывается у читателя после прочтения повести «Максим Максимыч»? Странный, печальный, одинокий, усталый, скрытный, опустошенный человек, равнодушный и к прошлому, и к будущему, удивительно симпатичный, вызывающий сочувствие и интерес.


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое психологический портрет? Какие черты характера Печорина помогает раскрыть его психологический портрет?
  2. Какое впечатление о Печорине сложилось у вас после прочтения повести «Максим Максимыч»?
  3. Чем можно объяснить холодность Печорина при встрече с Максимом Максимычем?
  4. Почему психологический портрет героя автор «доверяет» странствующему офицеру, а не Максиму Максимычу?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Личность Евгения Онегина. Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Правила вежливости

    Окружающий мир

  • Город и село

    Окружающий мир

  • Основной закон России и права человека. Мы - граждане России

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке