Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 9 класс
  • Литература
  • М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…

Русская литература XIX века

26.04.2024
3183
0

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно, и грустно …», «Выхожу один я на дорогу …»

План урока

  • Слово о М.Ю. Лермонтове
  • Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта
  • Стихотворение «Парус»
  • Стихотворение «Узник»
  • Стихотворение «И скучно и грустно...»
  • Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...»

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества Лермонтова, основные темы и мотивы лирики поэта, развитие темы одиночества в стихотворениях разных лет
  • Уметь анализировать лирические произведения

Разминка

  • Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы читали?
  • К какому направлению относится творчество поэта?

Слово о М.Ю. Лермонтове

Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837 г.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье офицера. Так как будущий поэт рано лишился матери, его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она забрала горячо любимого внука в усадьбу Тарханы Пензенской губернии. Там поэт близко познакомился не только с красотой родной природы, но также узнал и полюбил русские песни и сказания, народные былины. Бабушка души не чаяла в своём внуке, поэтому приложила огромные усилия, чтобы мальчик получил хорошее образование. М.Ю. Лермонтов овладел в совершенстве французским, английским и немецким языками, играл на скрипке и флейте, хорошо рисовал. Поэт рос болезненным ребёнком, поэтому Е.А. Арсеньева два раза в год посещала с внуком Кавказ, пейзажи которого поразили юного М.Ю. Лермонтова, что отразилось в его творчестве. 

Рис. 2. Неизвестный художник. Лермонтов в детстве. 1820-1822.

Молодой поэт обучался в Московском благородном университете, а в сентябре 1830 году зачислен в Московский университет. М.Ю. Лермонтов отучился в университете чуть больше года, но решил связать свою жизнь с военной службой. В 1832 году он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которая сделала поэта образованным офицером с широким кругозором. В 1834 году М.Ю. Лермонтов начал службу в Гусарском полку в Царском селе.

 

М.Ю. Лермонтов рано начал писать. Сохранились первые поэтические опыты четырнадцатилетнего мальчика. Кумиром для него был А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, звучавшие в пушкинских стихах. 

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837.

Гибель кумира потрясла М.Ю. Лермонтова, он посвятил этому событию стихотворение «Смерть поэта» (1837). Это стихотворение сделало поэта не только узнаваемым и любимым читателям того времени, но и послужило поводом для ссылки поэта на Кавказ. В этой ссылке поэт создаст своё знаменитое произведение «Бородино» (1837).

 

Благодаря стараниям бабушки поэт возвращается в Петербург в 1838 году и восстанавливается на службе. Его творчество с данного момента будет связано с редакцией журнала «Отечественные записки». 

Рис. 4. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841 годы.

В 1840 году М.Ю. Лермонтов был снова сослан на Кавказ, на этот раз причиной послужила дуэль. Через год поэт, возвращаясь в Петербург, встретил своего давнего товарища Николая Соломоновича Мартынова. Между ними произошёл неприятный инцидент (М.Ю. Лермонтов зло пошутил над Н.С. Мартыновым), который привёл к дуэли, ставшей для поэта роковой. М.Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске.

 

М.Ю. Лермонтов с детства очень интересовался историей. Слушал увлекательные рассказы крепостных, бывших солдат, своих родственников, побывавших на войне. Впоследствии всю жизнь поэт был обеспокоен судьбой Родины. Он хорошо знал и любил историю России, что нашло отражение во многих его произведениях, например в стихотворении «Бородино».


  1. Кто занимался воспитанием М.Ю. Лермонтова?
  2. Где прошло детство поэта?
  3. Чьё творчество больше всего повлияло на первые поэтические опыты М.Ю. Лермонтова?
  4. Почему мотив одиночества стал главным в лирике М.Ю. Лермонтова?


Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

Первые лирические произведения М.Ю. Лермонтова датируются 1828 годом. В то время автор уже обладал сформировавшимся литературным вкусом, был начитан. Поэтому в его произведениях прослеживаются тенденции сразу двух поэтических школ: с одной стороны это романтическая поэзия Пушкина и Байрона, с другой – философская лирика столицы.

 

Лирический герой раннего М.Ю. Лермонтова проникнут богоборческими идеями. Он осознает несовершенство людей, потому сомневается в справедливости решений Бога. Ему претит высшее общество, но он близок к своему народу и гордится его подвигом в Отечественной войне 1812 года.

 

М.Ю. Лермонтов – «поэт мысли», и многие его произведения приобретают характер лирических раздумий. Так, традиционный жанр романтической элегии преобразовался у Лермонтова в жанр свободного размышления. К таким размышлениям можно отнести стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «И скучно и грустно...» (1840), «Выхожу один я на дорогу…» (1841).

Рис. 5. М.Ю. Лермонтов. Морской вид с парусной лодкой. 1828–1831.

Жанр гражданской оды, характерный для поэзии классицизма, преобразовался у М.Ю. Лермонтова в жанр ораторской думы: «Поэт» (1838), «Дума» (1838).

 

Посланий у М.Ю. Лермонтова значительно меньше, чем у А.С. Пушкина, что непосредственно связано с замкнутостью лирического героя М.Ю. Лермонтова, его одиночеством, погруженностью в раздумья. Лермонтовские произведения этого жанра выходят за рамки традиционных дружеских и любовных посланий, приобретая характер свободного размышления.

 

Главная тема творчества М.Ю. Лермонтова – личность в процессе самопознания. Духовный мир лирического героя и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека – удивительная, чисто лермонтовская черта. 

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно...», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы; но твой портрет...»);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»);
  • осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
  • Родина («Родина», «Бородино»);
  • поэтическое призвание и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»).

 

Примечательно и жанровое многообразие, которое присутствует в лирике М.Ю. Лермонтова. Среди его стихотворений есть элегии, романсы, баллады, поэмы.


  1. Какую тему можно считать главной в творчестве М.Ю. Лермонтова?
  2. Какие основные темы в лермонтовской лирике?
  3. С чем связано разрушение традиционных жанровых форм в творчестве М.Ю. Лермонтова?


Стихотворение «Парус»

Стихотворение «Парус» создано в 1832 году. Оно написано юным поэтом в очень непростой для него жизненный период. Вынужденный уехать из Москвы и распрощаться с мечтой о университетском образовании, он уезжает в Петербург, чтобы сделать карьеру военного.

Центральным образом в стихотворении является белый парус, который одновременно и обычная часть морского судна и в то же время человек, который ассоциируется у автора и с самим собой, с его характером и непростой жизненной судьбой, морская стихия в этом случае представляет собой окружающий его мир.

 

Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.

Конфликт героя и окружающего мира также указывает нам на романтическую традицию.

Стихотворение «Узник» 

Рис. 6. В.А. Поляков. Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Узник». 1900.

Мотив свободы и вольности звучит в стихотворении «Узник» (1837), которое Лермонтов написал в заточении, где он оказался по приказу царя за стихотворение «Смерть поэта».

 

Узник – это человек, связанный узами, невозможностью распоряжаться собственной судьбой, зависящий от чужой воли. Лирический герой Лермонтова оказался в темнице, его угнетает неволя. Но, мечтая о свободе, не решается на побег, он только просит: «Отворите мне темницу». Герою Лермонтова нужна свобода, чтобы в полной мере насладиться жизнью: «Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня». Однако герой одинок и не в силах что-либо изменить в своей судьбе. Уйдя от сладких грез, он видит суровую реальность. Сбежать невозможно – «дверь тяжелая с замком». И девица, и конь, и вольная степь так и останутся в его воображении.


Какой темой объединены стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Узник»?


Стихотворение «И скучно и грустно…»

Поэт пишет это стихотворение в 1840 году. Оно относится к позднему творчеству поэта, в котором часто поднимались темы одиночества и изгнания.

 

Лирический герой этого произведения разочарован в своей жизни. Он уже многое повидал, поэтому знает, что в жизни много несчастий, а желаниям зачастую не суждено сбыться.

 

Размышления героя приходят к тому, что страсти в жизни лишь иллюзия, а сама она является не больше, чем шуткой.

 

Жанрово стихотворение определяется как элегия. В нем присутствуют грустные размышления об актуальной проблеме.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»

Рис. 7. С.С. Бойм. Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». 1955.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» – это последнее стихотворение М.Ю. Лермонтова. Опубликовано оно было только посмертно в 1843 году в «Отечественных записках».

 

Темой произведения поэта снова становится одиночество. Его лирический герой устал от людской суеты, но он все равно хочет насладиться жизнью сполна и видит реализацию этого желания в единении с природой.

 

Лирический герой рефлексирует о своей жизни, спрашивает у себя, чего он хочет от будущего и не жалеет о том, что уже было.

 

Жанр стихотворения – философская лирика. Все образы, которые присутствуют в произведении направлены на раскрытие лирического героя, его переживаний и мыслей.


Где в стихотворении «И скучно и грустно…» есть элегические мотивы? А ирония? Как вы думаете, почему?


В своей поэзии М.Ю. Лермонтов изучает отношения личности и общества. Типичным для его творчества становится герой-романтик. Произведения М.Ю. Лермонтова обозначили послепушкинский этап русской поэзии и отразили важный сдвиг в общественном сознании дворянской интеллигенции.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие темы являются основными в творчестве поэта?
  2. Какую роль играет пейзаж в лермонтовской лирике?
  3. Как можно охарактеризовать героя М.Ю. Лермонтова?


Предыдущий урок
М.Ю. Лермонтов. Тема любви. Тема родины. «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Любовная лирика. «На холмах Грузии...», «Я вас любил…», «К***»
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • Кремний и его соединения. Силикатная промышленность

    Химия

  • Судебная система РФ

    Обществознание

  • Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке