- Слово о М.Ю. Лермонтове
- Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта
- Стихотворение «Парус»
- Стихотворение «Узник»
- Стихотворение «И скучно и грустно...»
- Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...»
- Знать основные вехи жизни и творчества Лермонтова, основные темы и мотивы лирики поэта, развитие темы одиночества в стихотворениях разных лет
- Уметь анализировать лирические произведения
- Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы читали?
- К какому направлению относится творчество поэта?
Слово о М.Ю. Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье офицера. Так как будущий поэт рано лишился матери, его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она забрала горячо любимого внука в усадьбу Тарханы Пензенской губернии. Там поэт близко познакомился не только с красотой родной природы, но также узнал и полюбил русские песни и сказания, народные былины. Бабушка души не чаяла в своём внуке, поэтому приложила огромные усилия, чтобы мальчик получил хорошее образование. М.Ю. Лермонтов овладел в совершенстве французским, английским и немецким языками, играл на скрипке и флейте, хорошо рисовал. Поэт рос болезненным ребёнком, поэтому Е.А. Арсеньева два раза в год посещала с внуком Кавказ, пейзажи которого поразили юного М.Ю. Лермонтова, что отразилось в его творчестве.
Молодой поэт обучался в Московском благородном университете, а в сентябре 1830 году зачислен в Московский университет. М.Ю. Лермонтов отучился в университете чуть больше года, но решил связать свою жизнь с военной службой. В 1832 году он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которая сделала поэта образованным офицером с широким кругозором. В 1834 году М.Ю. Лермонтов начал службу в Гусарском полку в Царском селе.
М.Ю. Лермонтов рано начал писать. Сохранились первые поэтические опыты четырнадцатилетнего мальчика. Кумиром для него был А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, звучавшие в пушкинских стихах.
Гибель кумира потрясла М.Ю. Лермонтова, он посвятил этому событию стихотворение «Смерть поэта» (1837). Это стихотворение сделало поэта не только узнаваемым и любимым читателям того времени, но и послужило поводом для ссылки поэта на Кавказ. В этой ссылке поэт создаст своё знаменитое произведение «Бородино» (1837).
Благодаря стараниям бабушки поэт возвращается в Петербург в 1838 году и восстанавливается на службе. Его творчество с данного момента будет связано с редакцией журнала «Отечественные записки».
В 1840 году М.Ю. Лермонтов был снова сослан на Кавказ, на этот раз причиной послужила дуэль. Через год поэт, возвращаясь в Петербург, встретил своего давнего товарища Николая Соломоновича Мартынова. Между ними произошёл неприятный инцидент (М.Ю. Лермонтов зло пошутил над Н.С. Мартыновым), который привёл к дуэли, ставшей для поэта роковой. М.Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске.
М.Ю. Лермонтов с детства очень интересовался историей. Слушал увлекательные рассказы крепостных, бывших солдат, своих родственников, побывавших на войне. Впоследствии всю жизнь поэт был обеспокоен судьбой Родины. Он хорошо знал и любил историю России, что нашло отражение во многих его произведениях, например в стихотворении «Бородино».
- Кто занимался воспитанием М.Ю. Лермонтова?
- Где прошло детство поэта?
- Чьё творчество больше всего повлияло на первые поэтические опыты М.Ю. Лермонтова?
- Почему мотив одиночества стал главным в лирике М.Ю. Лермонтова?
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта
Первые лирические произведения М.Ю. Лермонтова датируются 1828 годом. В то время автор уже обладал сформировавшимся литературным вкусом, был начитан. Поэтому в его произведениях прослеживаются тенденции сразу двух поэтических школ: с одной стороны это романтическая поэзия Пушкина и Байрона, с другой – философская лирика столицы.
Лирический герой раннего М.Ю. Лермонтова проникнут богоборческими идеями. Он осознает несовершенство людей, потому сомневается в справедливости решений Бога. Ему претит высшее общество, но он близок к своему народу и гордится его подвигом в Отечественной войне 1812 года.
М.Ю. Лермонтов – «поэт мысли», и многие его произведения приобретают характер лирических раздумий. Так, традиционный жанр романтической элегии преобразовался у Лермонтова в жанр свободного размышления. К таким размышлениям можно отнести стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «И скучно и грустно...» (1840), «Выхожу один я на дорогу…» (1841).
Жанр гражданской оды, характерный для поэзии классицизма, преобразовался у М.Ю. Лермонтова в жанр ораторской думы: «Поэт» (1838), «Дума» (1838).
Посланий у М.Ю. Лермонтова значительно меньше, чем у А.С. Пушкина, что непосредственно связано с замкнутостью лирического героя М.Ю. Лермонтова, его одиночеством, погруженностью в раздумья. Лермонтовские произведения этого жанра выходят за рамки традиционных дружеских и любовных посланий, приобретая характер свободного размышления.
Главная тема творчества М.Ю. Лермонтова – личность в процессе самопознания. Духовный мир лирического героя и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека – удивительная, чисто лермонтовская черта.
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
- жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно...», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
- любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы; но твой портрет...»);
- критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»);
- осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
- Родина («Родина», «Бородино»);
- поэтическое призвание и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»).
Примечательно и жанровое многообразие, которое присутствует в лирике М.Ю. Лермонтова. Среди его стихотворений есть элегии, романсы, баллады, поэмы.
- Какую тему можно считать главной в творчестве М.Ю. Лермонтова?
- Какие основные темы в лермонтовской лирике?
- С чем связано разрушение традиционных жанровых форм в творчестве М.Ю. Лермонтова?
Стихотворение «Парус»
Стихотворение «Парус» создано в 1832 году. Оно написано юным поэтом в очень непростой для него жизненный период. Вынужденный уехать из Москвы и распрощаться с мечтой о университетском образовании, он уезжает в Петербург, чтобы сделать карьеру военного.
Центральным образом в стихотворении является белый парус, который одновременно и обычная часть морского судна и в то же время человек, который ассоциируется у автора и с самим собой, с его характером и непростой жизненной судьбой, морская стихия в этом случае представляет собой окружающий его мир.
Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.
Конфликт героя и окружающего мира также указывает нам на романтическую традицию.
Стихотворение «Узник»
Мотив свободы и вольности звучит в стихотворении «Узник» (1837), которое Лермонтов написал в заточении, где он оказался по приказу царя за стихотворение «Смерть поэта».
Узник – это человек, связанный узами, невозможностью распоряжаться собственной судьбой, зависящий от чужой воли. Лирический герой Лермонтова оказался в темнице, его угнетает неволя. Но, мечтая о свободе, не решается на побег, он только просит: «Отворите мне темницу». Герою Лермонтова нужна свобода, чтобы в полной мере насладиться жизнью: «Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня». Однако герой одинок и не в силах что-либо изменить в своей судьбе. Уйдя от сладких грез, он видит суровую реальность. Сбежать невозможно – «дверь тяжелая с замком». И девица, и конь, и вольная степь так и останутся в его воображении.
Какой темой объединены стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» и «Узник»?
Стихотворение «И скучно и грустно…»
Поэт пишет это стихотворение в 1840 году. Оно относится к позднему творчеству поэта, в котором часто поднимались темы одиночества и изгнания.
Лирический герой этого произведения разочарован в своей жизни. Он уже многое повидал, поэтому знает, что в жизни много несчастий, а желаниям зачастую не суждено сбыться.
Размышления героя приходят к тому, что страсти в жизни лишь иллюзия, а сама она является не больше, чем шуткой.
Жанрово стихотворение определяется как элегия. В нем присутствуют грустные размышления об актуальной проблеме.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» – это последнее стихотворение М.Ю. Лермонтова. Опубликовано оно было только посмертно в 1843 году в «Отечественных записках».
Темой произведения поэта снова становится одиночество. Его лирический герой устал от людской суеты, но он все равно хочет насладиться жизнью сполна и видит реализацию этого желания в единении с природой.
Лирический герой рефлексирует о своей жизни, спрашивает у себя, чего он хочет от будущего и не жалеет о том, что уже было.
Жанр стихотворения – философская лирика. Все образы, которые присутствуют в произведении направлены на раскрытие лирического героя, его переживаний и мыслей.
Где в стихотворении «И скучно и грустно…» есть элегические мотивы? А ирония? Как вы думаете, почему?
В своей поэзии М.Ю. Лермонтов изучает отношения личности и общества. Типичным для его творчества становится герой-романтик. Произведения М.Ю. Лермонтова обозначили послепушкинский этап русской поэзии и отразили важный сдвиг в общественном сознании дворянской интеллигенции.
Контрольные вопросы
- Какие темы являются основными в творчестве поэта?
- Какую роль играет пейзаж в лермонтовской лирике?
- Как можно охарактеризовать героя М.Ю. Лермонтова?