Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Любовная лирика. «На холмах Грузии...», «Я вас любил…», «К***»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Любовная лирика

План урока

  • Значение любовной темы в лирике А.С. Пушкина
  • Любовная лирика поэта: «На холмах Грузии...», «Я вас любил…», «К***»

Цели урока

  • Знать историю создания и художественные особенности стихотворений А.С. Пушкина о любви
  • Уметь анализировать лирические произведения

Разминка

  • Какие ассоциации возникают у вас при слове «любовь»?
  • В каких произведениях А.С. Пушкина вы встречали описание этого чувства?

Значение любовной темы в лирике А.С. Пушкина

 

Рис. 1. Н. Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. 1936 Рис. 1. Н. Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. 1936

Любовная лирика А.С. Пушкина воплощает в себе его философию, которая связана с этим высоким чувством. Многие стихотворения, написанные на эту тему, появились благодаря возлюбленным поэта, которые зачастую становились его музами.

 

Список женщин, которых А.С. Пушкин набросал в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой в 1829 году, получил название Донжуанского списка. Практически всем красавицам, которых упоминал поэт в альбоме, он посвятил стихи.

 

О влюбчивости поэта судят по его стихотворениям, однако А.С. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для А.С. Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы».

 

Одной из ключевых идей любовной философии поэта является мысль о том, что настоящая любовь никогда не уходит. В жизни всегда находится место и для того чувства, которое казалось уже угасло.

Любовь у А.С. Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В. Гоголь писал о лирике А.С. Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто… Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как сам поэт…»

 

Для лирического героя А.С. Пушкина любовь всегда связана с положительными эмоциями. Даже тогда, когда все заканчивается расставанием, он благодарен за пережитые моменты и за полученный опыт. Лирический герой поэта всегда благодарен своей возлюбленной.


1. Какую роль женщины играли в жизни А.С. Пушкина?
2. Какое воплощение чувство любви нашло в творчестве поэта?
 


Любовная лирика поэта: «На холмах Грузии...», «Я вас любил…», «К***»

 

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

 

Рис. 2. А. Брюллов. Н.Н. Пушкина. 1831-1832 Рис. 2. А. Брюллов. Н.Н. Пушкина. 1831-1832

Это стихотворение написано в 1829 году. Впервые опубликовано в альманахе А.А. Дельвига «Северные цветы» в 1831 году. 

 

Причиной для его создания послужило отсутствие точного ответа Натальи Гончаровой на предложение А.С. Пушкина о замужестве. После этого в поисках душевного успокоения поэт отправился на Кавказ, где и было создано это произведение.

 

Современники отмечали, что в это время поэт постоянно находился в задумчивом и печальном состоянии. Вероятно, он сочувствовал участи декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Также поэт все время чувствовал на себе пристальное внимание со стороны царской власти: освобождение поэта из ссылки только усилило тайный надзор. Ссылка сделала его предметом насмешек и подозрения высшего общества. Двери многих домов были для него закрыты. Стремясь вырваться из этой удушливой атмосферы, А.С. Пушкин решает добровольно отправится на Кавказ.

Небольшое произведение относится одновременно к пейзажной и любовной лирике. Первые строки описывают величественный ночной пейзаж, раскинувшийся перед поэтом. В стихотворении отсутствуют яркие эпитеты. Только две метафоры: «лежит... мгла» и «сердце... горит», но они широко употребительны в литературной речи.

 

Описание состояния лирического героя также лаконичны: «Мне грустно и легко», «Унынья моего // Ничто не мучит, не тревожит», «Что не любить оно не может». Они складываются в единый образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит – виновато сердце: «не любить оно не может». И поэт доверяется сердцу и искренне взволнован его способностью «гореть» и «любить».

 

Жанрово произведение определяется как элегия. В нём говорится о личных переживаниях героя, оно наполнено светлой тоской. Лирической герой этой элегии уверен, что жизнь без любви невозможна. Его внутреннее состояние очень противоречиво – он расстроен, но вместе с тем герой признает, что печаль его легка.


1. Какова роль пейзажной зарисовки в стихотворении?
2. Как можно объяснить простоту поэтического языка этого стихотворения? Почему поэт не использует различные выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры)?


«Я вас любил…» 

 

Рис. 3. П.Ф. Соколов. Каролина Собаньская. 1830-е Рис. 3. П.Ф. Соколов. Каролина Собаньская. 1830-е

У литературоведов нет точного мнения о том, кому именно поэт посвятил это стихотворение – Каролине Собаньской или двоюродной сестре Анны Керн – Анне Олениной. Оно написано в 1829 году, а впервые напечатано спустя год в альманахе «Северные цветы». 

 

Произведение относится к романтизму. Его лирический герой говорит о двух мирах. Об одном прекрасном, в котором есть нега любви. И втором напротив скучном, холодном и неприятном, потому что любовь покинула его.

 

Темой стихотворения вновь становится неразделенная любовь лирического героя. Его чувства к возлюбленной еще не совсем угасли, но он понимает, что настала пора попрощаться с ними. Герой исповедуется перед дамой сердца. Он искренен, желает ей счастья, но все же замечает, что возможно больше никто и никогда не полюбит её так, как любил он.

Рис. 4. В. Гау. А.А. Оленина. 1839 Рис. 4. В. Гау. А.А. Оленина. 1839

Стихотворение «Я вас любил...» отличается особой проникновенностью. Оно волновало и продолжает волновать, потому что эта лирическая миниатюра воспевает любовь – общечеловеческую духовную ценность. В этом стихотворении нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Кажущаяся простота позволяет тем не менее в своеобразной манере раскрыть самые тонкие чувства. 

 

Страсть пройдена, поэта не мучит «болезнь любви». Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью. 

Лирический герой подчеркивает силу прошедшей любви, желая, чтобы «другой» любил женщину так же «искренно» и «нежно», как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид. Строки наполнены благодарностью.


1. Какая стадия любовного чувства запечатлена в этом стихотворении? Как об этом говорит поэт?
2. С какими личными переживаниями поэта связано создание этого поэтического текста?


«К***»

Рис. 5. Неизвестный художник. А.П. Керн. 1820-е Рис. 5. Неизвестный художник. А.П. Керн. 1820-е

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» создано А.С. Пушкиным в 1825 году, опубликовано в «Северных цветах».

 

В 1824 году в Михайловском произошел бурный, хотя и краткосрочный роман 20-летнего А.С. Пушкина с 19-летней Анной Керн, женой 52-летнего генерала Керна. Бродя по аллеям Михайловского парка, А.С. Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн семь восторженных посланий на французском языке. Он называл ее «чудотворной», «чудотворницей». Анна Керн уехала. С тех пор они больше не виделись. Где она и что с ней – ему ничего не было известно. Прошло шесть лет. И как велика была его радость, когда в 1825 году у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее. Эта встреча была наполнена воспоминаниями о юности. На прощание А.С. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина». Между страниц был вложен листок с любовным посланием «К***».

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике А.С. Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой возвышенной, одухотворяющей, преклонение перед ней, благодарность за душевное и творческое возрождение.

 

Тема любви соединяется здесь с философскими размышлениями о самоценности каждого мгновения жизни. По стихотворению можно проследить биографию А.С. Пушкина: I и II катрены – Петербург, III катрен – южная ссылка, IV, V, VI катрены – Михайловское.

 

Средства поэтической выразительности немногочисленны: «чудное мгновенье», «гений чистой красоты», «небесные черты», «бурь порыв мятежный».

 

Послание содержит в себе глубокие размышления о жизни, о радости творчества, о чувстве полноты бытия, которое выражено в ликующей заключительной строфе. В этом любовном послании А.С. Пушкин реализует идею о том, что только любовь может принести в жизни новые смыслы и краски.


1. Какова главная тема стихотворения? Можно ли сказать, что оно только о любви? Свой ответ обоснуйте.
2. Как меняется состояние лирического героя в стихотворении «К ***»?


Любовь – это состояние, которым определяется все творчество А.С. Пушкина, вся его жизнь. Пожалуй, никто ни до, ни после А.С. Пушкина не создал в русской поэзии подобного образа этого чувства. Любовь у него изображена в момент ее рождения, в развитии, в становлении, в угасании, в разнообразнейших состояниях и проявлениях: ревнивой и удовлетворенной, раздраженной и умиляющейся, страстной и почти возвышенной. Поэт воплотил в своих произведениях любовь как мощнейший импульс жизни, как вдохновение.


Контрольные вопросы

 

  1. В чем смысл любовной философии А.С. Пушкина?
  2. Где публикуются стихотворения «На холмах Грузии…», «К***», «Я вас любил…»?
  3. Какова история создания элегии «На холмах Грузии…»?
  4. К какому жанру относится любовное послание «К***»?
  5. К какому литературному направлению относится «Я вас любил…»?


Предыдущий урок
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Сюжет и фабула
Русская литература XIX века
  • Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

    Физика

  • Лексика. Морфемика. Словообразование

    Русский язык

  • Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. Особенности жанра. Тематика и проблематика произведения. Личность Чичикова

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке