Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

Русская литература XIX века

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

План урока

  • Слово о Ф.М. Достоевском
  • Повесть «Белые ночи»

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества Ф.М. Достоевского, жанровое своеобразие повести «Белые ночи», особенности образа мечтателя, нравственно-философскую проблематику повести и ее связь с традицией сентиментализма
  • Уметь характеризовать персонажей повести, анализировать текст, находить ключевые слова, значимые детали

Разминка

Вспомните, что такое сентиментализм? Какие черты присущи этому направлению?

 

Слово о Ф.М. Достоевском

Рис. 1. Ф.М. Достоевский. Фото 1876 Рис. 1. Ф.М. Достоевский. Фото 1876

Федор Михайлович Достоевский (1821–1888) 

 

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года во флигеле московской Мариинской больницы для бедных. Там находилась служебная квартира его отца Михаила Андреевича, работавшего лекарем в ней.

По происхождению Михаил Андреевич был обедневшим дворянином из польского рода Радван. Мать писателя Мария Федоровна была дочерью купца третьей гильдии, то есть мелкого лавочника. Своё детство писатель называл тяжелым и безрадостным: бедность, тяжелый характер отца, нищие в больнице, которую называли Божедомкой. Рядом с ней находился погост для нищих и бродяг. Так что с изнанкой жизни писатель познакомился еще ребенком.

 

Начальное образование Ф.М. Достоевский получил дома. Несмотря на бедность, отец находил деньги, чтобы дать детям хорошее образование. Так, с 12 лет Федор и его брат Михаил учились в московских частных пансионах.

 

1837 год стал для писателя годом потрясений. Умерла его мать. В этом же году погиб на дуэли А.С. Пушкин. Ф.М. Достоевский вспоминал, что, если бы не траур по матери, он носил бы траур по А.С. Пушкину.

 

После смерти матери отец при содействии главврача Божедомки отправил Федора и Михаила за казенный счет в Инженерное училище в Петербург. Однако военным инженером Ф.М. Достоевский быть не хотел. Его однокурсник, художник К.А. Трутовский, вспоминал: «Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Достоевский».

 

Братья хотели быть не военными, а писателями. Федор Михайлович в училище написал три исторические драмы: «Борис Годунов», «Мария Стюарт» и «Жид Янкель». Эти рукописи считаются утерянными. В 1839 году умер отец писателя. По официальной версии от внезапного приступа, по другой версии, его убили крестьяне в поле.

 

В 1844 году Ф.М. Достоевский окончил училище, но после двух лет службы подал прошение об отставке. В это время в журнале был опубликован его перевод романа «Евгения Гранде» Оноре де Бальзака. С тех пор Ф.М. Достоевский жил только литературным трудом.

Первый роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» был опубликован в журнале «Петербургский сборник» в 1846 году. Писателю тогда исполнилось 25 лет. Рукопись романа Ф.М. Достоевский отдал писателю Д.В. Григоровичу, с которым успел подружиться. Он отнес ее Н.А. Некрасову, а тот – В.Г. Белинскому. Ф.М. Достоевский так писал об этом в воспоминаниях: «“Новый Гоголь явился!” – закричал Н.А. Некрасов, входя к нему с «Бедными людьми»… “У вас Гоголи-то как грибы растут”, – строго заметил ему Белинский, но рукопись взял». Когда Н.А. Некрасов зашел к нему вечером, то В.Г. Белинский встретил его «просто в волнении»: «Приведите, приведите его скорее!» В этот период Достоевский познакомился также с И.С. Тургеневым и А.И. Герценом. Повести Ф.М. Достоевского печатают в «Отечественных записках».

 

В конце 40-х годов Ф.М. Достоевский начал ходить на собрания петрашевцев, на которых обсуждались острые социальные и политические темы. Рассуждали о крепостном праве, цензуре, бюрократии, бедствиях простого люда и беспределе властей. Некоторые предлагали устроить подпольную типографию и нести идеи утопического социализма в массы. На собраниях читали и запрещенное цензурой письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. Началось следствие. Ф.М. Достоевского с остальными петрашевцами арестовали за вольнодумство и вскоре приговорили к смертной казни, которая оказалась инсценировкой. Настоящий приговор им зачитали в последний момент, когда уже солдатам приказали целиться. Потрясение было таким сильным, что один из приговоренных сошел с ума. Свои впечатления Ф.М. Достоевский описал в романе «Идиот». Осужденные участники кружка Петрашевцева были отправлены на каторгу.

 

В Тобольске каторжники встретились с женами декабристов, которые передали им Евангелия со спрятанными в переплете деньгами. На каторге Ф.М. Достоевский прятал в этот переплет свои записки о каторжном быте. Писатель держал эту книгу при себе до самой смерти.

 

На каторге слабое здоровье писателя ухудшилось. Он страдал от эпилепсии и легочных болезней. Припадки мучили его всю жизнь.

 

После каторги Ф.М. Достоевский служил солдатом в Семипалатинске. Там он встретил М.Д. Исаеву, которая стала его первой женой. В отставку Ф.М. Достоевский вышел по состоянию здоровья в 1858 году. Вместе с женой и приемным сыном он вернулся в Петербург. Там Ф.М. Достоевский активно включился в литературную жизнь. Его подстегивала нужда. Ф.М. Достоевский жаловался, что из-за нехватки денег вынужден писать быстро, не оттачивая текст долгими правками. 

Рис. 2. А.Г. Достоевская. Фото 1863 Рис. 2. А.Г. Достоевская. Фото 1863

Уже будучи вдовцом, Ф.М. Достоевский искал стенографистку, чтобы за месяц написать роман «Игрок». Этого требовал договор с издателем, на который писатель пошел от отчаяния. Так он познакомился с А.Г. Сниткиной, которая была младше его на 20 лет. Роман Ф.М. Достоевский диктовал ей 25 дней подряд. Контракт был выполнен, а писатель женился на своей стенографистке.

 

Анна родила ему четверых детей, излечила от игромании и помогла избавиться от долгов. Она переписывала рукописи и вела дела с издательствами. В этот период Достоевский написал свои главные романы: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и многие другие. Анна была опорой писателя до самой его смерти, а после посвятила себя сохранению творческого наследия мужа.

 

Умер писатель 28 января 1888 года от разрыва легочной артерии.


  1. Где и когда родился Ф.М. Достоевский? В какой семье?
  2. Какое произведение принесло ему первый успех?


Повесть «Белые ночи»

Рис. 3. И. Глазунов «Белые ночи». Мечтатель. Рис. 3. И. Глазунов «Белые ночи». Мечтатель.

Работа над повестью началась в конце 1847 года. Уже осенью 1848 произведение публикуют в популярном журнале «Отечественные записки».

 

Автор жанрово определяет «Белые ночи» как «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Это объясняется характером главного героя произведения: его переживаниями, эмоциями и чувствами.

 

Произведение посвящено близкому другу писателя А.Н. Плещееву, который, по мнению некоторых критиков, и является прообразом Мечтателя.

 

В заглавии повести стоит две пометки. Одна из них гласит: «(Из воспоминаний мечтателя)». Повесть написана от первого лица. Рассказчиком выступает сам Мечтатель, который открывает читателю свою историю. Этот откровенный рассказ о мечтах, чувствах и несбывшейся любви превращает «Белые ночи» в исповедь героя. Вторая пометка гласит: «сентиментальный роман».


Повесть ‒ это средний эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя. Повесть состоит из цепи эпизодов, которые составляют определенный период жизни главного героя. Как правило, в повести всего одна сюжетная линия.

 

Роман – это большой эпический жанр. В романе изображаются все стороны действительности и охватывается большой временной промежуток. Обычно в романе несколько сюжетных линий и множество действующих лиц.


В повести «Белые ночи» есть черты повести:

  • небольшой объём,
  • всего 4 персонажа,
  • один сюжет.

 

Также в произведении есть черты романа:

  • в течение всего лишь 4-х ночей Мечтателем и Настенькой прожита целая жизнь;
  • в центре произведения – любовная интрига;
  • типичный конфликт – любовный треугольник;
  • значительное внутреннее содержание.

 

В повести «Белые ночи» представлены черты разных направлений:

  • черты сентиментализма: они в безграничном сострадании героев друг другу, в чувствительности, в трепетной, беспримерно чистой любви;
  • черты романтизма – в отдалении Мечтателя от людей и погружении его в собственный мир, в предельном накале чувств,
  • черты реализма: Достоевский с большой любовью воспел высокие чувства «маленького человека», простых, бедных людей, типичных для середины XIX века, показал их характеры  в развитии, продолжая и развивая традиции «натуральной школы».

 

Тематика повести раскрывает несколько аспектов:

  • Образ мечтателя, главного героя произведения, интересует Ф.М. Достоевского в 1840-х годах.
  • Повесть написана от первого лица и похожа на исповедь.
  • Ключевая тема этого произведения – одиночество, которое постигает человека в большом городе. И Мечтатель, и Настенька – это образы маленьких людей, которые живут обыкновенной и скромной жизнью.
  • Важной для произведения является и тема любви. Несмотря на то, что чувства Мечтателя остаются безответными, он не злится на Настеньку, а напротив испытывает чувство благодарности за время, проведенное с ней.

 

Важно и то, какой эпиграф выбирает Ф.М. Достоевский для своего произведения. Эпиграф к повести:

 

 

..Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..
                                  (Ив. Тургенев)

 

 

Эпиграфом к повести послужили стихи И.С. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок и прикалывает его к петлице.

 

И.С. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай – живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай – сначала любит и превозносит, затем оставляет).

 

Ф.М. Достоевский несколько переиначивает утверждение И.С. Тургенева, делая из него вопрос: «…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего

 

Таким образом, писатель приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю счастья – это и есть вся жизнь, этому мгновению можно посвятить всего себя, как это делает Мечтатель.

 

Повесть Ф.М. Достоевского включает в себя пять глав, первые четыре из которых названы «Ночь», а последняя – «Утро».

Такое построение сюжета подразумевает постепенное пробуждение главного героя. Наиболее отчетливо это заметно в последней главе, когда главный герой понимает, что чувства его безответны. Момент прозрения означает для Мечтателя что все то, что происходило в ночи, лишь фантазия, сон, который исчезнет утром.

Рис. 4. И. Глазунов. «Белые ночи». Настенька. Рис. 4. И. Глазунов. «Белые ночи». Настенька.

Петербургский мечтатель – это умный, добрый и чистый душой молодой человек. Он беден, замкнут и одинок. Его жизнь безрадостна, поэтому он погружается в мир грез. В каком-то смысле Мечтатель – это тоже «лишний человек». Герой не может найти себя в мире. Он признается: «...на меня иногда находят минуты такой тоски, такой тоски… Потому что мне уже начинает казаться в эти минуты, что я никогда не способен начать жить настоящею жизнию».

 

Настенька – это антипод Мечтателя. Их объединяет одиночество и стремление вырваться из среды, которая душит. Однако она не склонна к бесплодным мечтам. Да, она грезила о китайском принце, когда сидела рядом с бабушкой, пришпиленная к ней булавкой. Но при этом она решительна и способна на отчаянные поступки. Например, узнав, что жилец уезжает, Настенька собирает вещи, чтобы бежать вместе с ним. Хотя девушка не уверена в его чувствах. Не дождавшись возлюбленного, героиня решает связать свою жизнь с Мечтателем. А встретив любимого, возвращается к нему.

 

В рассказе Мечтателя отвлеченные философские рассуждения и грезы. О себе он говорит в третьем лице, как об абстрактной сущности, даже не называя имени. Речь его книжная. Это замечает Настенька: «Послушайте: вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать как-нибудь не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете». Речь Настеньки, напротив, проста и безыскусна. Её история вполне обычная, житейская. В ней есть место шуткам, конфузам, бытовым подробностям.

 

У каждого из них есть история любви. У Мечтателя любовь – игра воображения, у Настеньки – живые чувства. Не зря именно ее, а не Мечтателя часто называют главным героем повести. Действие развивается только благодаря этой девушке. Когда Настенька исчезает из повествования, история заканчивается. Мечтатель возвращается к прежней жизни, к неприглядной реальности и волшебным фантазиям.

 

С точки зрения писателя, «Белые ночи» ‒ не просто роман. Это сентиментальный роман. Сентиментализм изжил себя еще в начале XIX века. На 20-е годы XIX века приходится расцвет романтизма в поэзии, а чуть позже и в прозе. В 30-40 годы XIX века идеалы романтизма развенчиваются. Писатели обращаются к принципам реализма. В.Г. Белинский объявляет Н.В. Гоголя основоположником так называемой «натуральной школы». Интересно, что в этот период Ф.М. Достоевский обращается к сентиментализму.

 

Главное для сентименталистов – внимание к внутреннему миру человека, изображение души, эмоций, чувств. Ф.М. Достоевского не устраивало «максимально подробное изображение жизни общества» и бичевать пороки общества сатирой он не хотел. Писатель обращается к судьбам обездоленных.

Герои Ф.М. Достоевского переживают глубокую внутреннюю драму. Но причина этой драмы не только в нищете. Главная причина – это потеря самоуважения, чувства собственного достоинства и веры. Чтобы вызвать сочувствие к «униженным и оскорбленным», Достоевский создает новый тип героя – чувствительную поэтическую душу, которая остро переживает чужую боль. Такой герой появлялся во многих его произведениях, например, в романе «Идиот» – князь Мышкин.

 

Еще один принцип сентиментализма – описание душевного состояния персонажа через пейзаж. Последняя глава повести начинается с короткого мрачного описания утра. Оно становится отражением отчаяния Мечтателя: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как и старуха. Стены и полы облиняли, все потускнело; паутины развелось еще больше. Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие...» Более того, следующие строки – это метафора, отражающая короткое счастье, мелькнувшее в его унылой жизни: «Или луч солнца, внезапно выглянув из-за тучи, опять спрятался под дождевое облако, и все опять потускнело в глазах моих; или, может быть, передо мною мелькнула так неприветно и грустно вся перспектива моего будущего, и я увидел себя таким, как я теперь, ровно через пятнадцать лет, постаревшим, в той же комнате, таким же одиноким».

 

Произведение «Белые ночи» – одно из самых поэтичных в творческом наследии Достоевского. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести. Трогательная история Мечтателя и Настеньки до сих пор живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях.


Контрольные вопросы

 

  1. Черты каких литературных течений можно обнаружить в произведении «Белые ночи»?
  2. Каково значение эпиграфа?
  3. Как в повести раскрывается тема любви?
  4. В чем особенность композиции «Белых ночей»?
  5. Каким вам представляется образ Мечтателя?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Личность Евгения Онегина. Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина
Русская литература XIX века
Следующий урок
Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»
Русская литература XIX века
  • School and university subjects. Школьные предметы и дисциплины

    Английский язык

  • М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…

    Литература

  • Правовое государство

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке