Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

План урока

  • «Журнал Печорина» как средство самораскрытия главного героя
  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»

Цели урока

  • Знать, как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир главного героя
  • Уметь анализировать, формулировать и доказывать свою точку зрения

Разминка

Почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называют психологическим?

 

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия главного героя

 

В первых главах романа читатель видит Печорина со стороны. Для полного психологического портрета героя этого недостаточно. Ключ к тайнам души Печорина находится в его дневнике. Именно этим записям читатель может доверять. Искренность Печорина подчеркивается в предисловии к его журналу. Странствующий офицер пишет: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Герой обнажает душу в дневнике. Между ним и читателем исчезает преграда.

 

Первой из «Журнала Печорина» публикуется повесть «Фаталист». Это происходит в 1839 году в журнале «Отечественные записки». Через год выходит повесть «Тамань», которая является автобиографической для Лермонтова, побывавшего на Тамани в 1838 году по служебным делам.

 

Повесть «Княжна Мери» видит свет только в 1840 году, когда роман выходит полным содержанием под оригинальным названием.


Почему взгляда со стороны недостаточно для понимания психологического портрета Печорина?


«Тамань»

 

Встреча с контрабандистами, описанная в романе, имеет реальную основу из жизни писателя. Поэт проезжал через Тамань во время первой ссылки на Кавказ. Он остановился на ночлег в лачуге, похожей на описанную в романе. В ней жили и мальчик-слепец, и старуха, и молодая девушка, которая стала прообразом ундины. Про эту девушку говорили, что она была воровкой, а однажды чуть не утопила офицера, который остался ночевать в этом доме.

 

Приключение Печорина в Тамани начинается с подслушанного разговора слепого мальчика и ундины. Печорин захотел непременно раскрыть тайну слишком ловкого слепца и очаровательной девушки. Печорин так говорит о себе: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало». Кроме того, Печорин – человек действия, он по своей природе не может оставаться в стороне. Сыграло свою роль и очарование ундины. Печорин оказывается бессилен перед ее наивным коварством. Он легко соглашается пойти с ней, совершенно забывая, что дал ей повод для убийства. Ведь накануне он открыто заявил девушке, что знает об их тайне и может донести коменданту.

Рис. 1. М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени». Тамань. Рис. 1. М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени». Тамань.

Все происходящее для Печорина – это увлекательная игра, наполненная опасностями. Но эта игра разрушает жизни других людей. Ундина и Янко уплывают, и неизвестно, какие опасности их ждут в новой жизни. Слепца и старуху они бросают на произвол судьбы. Печорин понимает к аким последствиям привело его праздное любопытство. Он пишет в журнале: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

 

Авантюризм, живое воображение, готовность идти на риск, впечатлительность Печорина нельзя назвать отрицательными качествами. Однако от них страдают окружающие его люди. Все потому, что Печорин эгоцентричен. Он думает только о том, как развеять свою скуку и заполнить пустоту в душе. О своих невольных жертвах он вспоминает только тогда, когда раскаивается в причиненном зле.

 

Печорин – романтический, байронический герой. В главах «Бэла» и «Тамань» он в окружении простых людей. Он разочаровывается в светском обществе, но и мир простых людей его не спасает. Казалось бы, идеальный естественный мир должен помочь обрести ему гармонию, но Печорин не обретает целостность и покой души и становится разрушителем.


  1. Почему Печорину непременно нужно разгадать загадку странного слепца и очаровательной ундины?
  2. Почему страдают те, кто оказывается с Печориным рядом?


 

«Княжна Мери»

 

События второй главы «Журнала Печорина» происходят в Пятигорске, где герой попадает в водяное общество.

Эта повесть является самой объемной и насыщенной на события в романе.

 

В ней мы узнаем Григория и как друга в его отношениях с Вернером, и как человека способного любить в отношениях с Верой, и как жестокого, избалованного циника в его истории с Грушницким и Мери.

 

В «Княжне Мери» Печорин много рефлексирует, что помогает понять его психологический портрет. 

Рис. 2. В. Серов. «Герой нашего времени». Печорин и княжна Мери. 1890-1891. Рис. 2. В. Серов. «Герой нашего времени». Печорин и княжна Мери. 1890-1891.

В этой главе читатель видит Печорина в его родной стихии – светском обществе. Как же проявляет себя Печорин там?

 

Так же, как и у контрабандистов, у «водного общества» были свои прототипы. Например, в Мэри Лиговской современники видели Вареньку Лопухину, в которую поэт был влюблен. Прототипом Грушницкого многие считали Николая Мартынова, ставшего убийцей Лермонтова. А в докторе Вернере видели врача Николая Васильевича Майера, с которым Лермонтов подружился на Кавказе.

 

В главе «Княжна Мери» Печорин раскрывается сильнее всего. И раскрывается он не только в действиях и отношениях с другими героями. Ни в одной другой главе «Журнала Печорина» нет такого количества откровенных мыслей и суждений героя. Он презирает «водяное общество» и с таким же презрением относится к Грушницкому. Сразу же отмечает, что однажды они дойдут до дуэли. Печорин откровенно пишет, что хотел взбесить Грушницкого из чувства противоречия и что позавидовал ему: «Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть; я говорю смело “зависть”, потому что привык себе во всем признаваться…». 

 

В заметках о докторе Вернере есть прямой ответ на вопрос, что значит для  Печорина дружба: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями,  потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого,  хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»

 

При упоминании о Вере сердце Печорина бьется и болезненно сжимается. Но после их встречи он записывает, что сможет и дальше ухаживать за княжной Мери: «Весело!.. Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым».  И еще: «…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…».

 

Чуть позже Печорин в дневнике спрашивает себя, зачем он пытается влюбить в себя Мери, которая ему не нужна. Дело не в жажде любви – рядом Вера, которая его любит и понимает. Не в желании насолить Грушницкому – тот слишком жалок и мелок, по мнению Печорина. Дело в другом: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

 

В последних строках этой главы Печорин утверждает, что не создан для тихого счастья. Простые радости ему скучны, его душа просит жизненных бурь.

 

Эпизод дуэли Печорина и Грушницкого имеет немало аналогий с другой литературной дуэлью между Онегиным и Ленским.

 

Как и для Онегина, для Печорина дуэль представляется нелепостью, поэтому он говорит Грушницкому, что «готов все простить», если тот извинится за клевету, которую он высказал в адрес княжны Мери.

 

Но Грушницкий решительно настроен на дуэль. Он пытается подсунуть Печорину пистолет, который не заряжен, опозорив тем самым его честь.

Рис. 3. М. Врубель. «Герой нашего времени». Дуэль Печорина с Грушницким. 1890 - 1891. Рис. 3. М. Врубель. «Герой нашего времени». Дуэль Печорина с Грушницким. 1890 - 1891.

Григорий вовремя раскрывает замысел своего противника, потому требует заряженный пистолет, из которого и убивает Грушницкого.

 

На момент дуэли это уже было запрещено в России, потому после инцидента Печорина высылают в крепость N.

 

«Княжне Мери» вся система образов способствует раскрытию характера Печорина. В отношениях с Грушницким и Мери раскрывается внешняя сторона его жизни, в отношениях с Вернером и Верой — лучшая часть души героя.

 

Печорин беспощадно искренен в своём дневнике. Он пытается понять себя, не оправдывая и не приукрашивая своих поступков — это редкое свойство человека. Но он не всегда может разобраться в себе, в своих чувствах к Мери (с одной стороны, утонченная и жестокая игра в любовь, с другой — способность увлекаться малейшими проблесками в человеке красоты внутренней, душевной) и к Вере (с одной стороны, он понимает, что обмануть её не может — «воспоминание о ней останется неприкосновенным», с другой — мучит её).


Как раскрывается характер Печорина в повести «Княжна Мери»?


«Фаталист»

 

Как и в случае с повестью «Тамань» сюжетная основа «Фаталиста» базируется на реальном случае из жизни Лермонтова. Эта повесть также похожа на самостоятельное произведение.

 

«Фаталист» завершает роман Лермонтова. В этой повести звучат тема предопределенности судьбы в человеческой жизни.

 

В этой главе Печорин рефлексирует о поступках, которые он совершил за свою жизнь. Вывод, к которому герой приходит в своих размышлениях заключен во фразе из его журнала: «Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений лучшей цвет жизни…»

 

В этой главе романа появляется герой, который, как И Печорин, «играет» собственной и чужой судьбой и жизнью — Вулич («Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре»).

 

Всю жизнь он стремился вырвать у судьбы свой «выигрыш», оказаться сильнее её, и всё-таки она его победила, подкараулила там, где он меньше всего ожидал с ней встретиться.

 

В новелле поставлена сложнейшая философская проблема о роли предопределения в судьбе человека и о свободе воли.

 

Некоторые исследователи считают, что прообразом Вулича стал поручик Иван Васильевич Вуич. В первых черновиках повести «Фаталист» Лермонтов даже не менял его фамилию. Буква «л» была добавлена чуть позже.

 

Главный вопрос главы звучит в самом начале. Что руководит жизнью человека – воля или предопределение? Печорин заключает с Вуличем пари.  По мнению Печорина, предопределения не существует, Вулич утверждает обратное. Он пытается доказать это, стреляя в себя. Каким мы видим Печорина в этой сцене? Необыкновенно проницательным человеком. Описание движений и мимики Вулича очень точно. У Печорина великолепная интуиция – он предчувствует гибель Вулича. И снова мы сталкиваемся с его равнодушием и цинизмом. Когда все офицеры отговаривают Вулича стреляться, Печорин требует быстрее стрелять или бросить спор. Печорин оправдывает себя: «…вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..»

 

Печорин рассуждает о судьбе. Ему смешна вера предков в предопределение, но он замечает, что именно эта вера придавала людям силы. Безверие – болезнь нового поколения, которое равнодушно переходит от сомнения к сомнению. Им не дано «неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»

 

Вулич погибает, встретив пьяного казака. Так что же, все решает судьба? Печорин смог захватить казака врасплох и остаться в живых не по воле случая, а благодаря своему опыту, уму и силе. Можно ли считать Печорина фаталистом? В своем журнале он пишет, что к контрабандистам его забросила судьба. Бэлу Печорин считал ангелом, посланным сострадательной судьбою. А перед дуэлью он рассуждает, что часто «играл роль топора в руках судьбы»: «Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления..

 

Действительно, в романе очень много случайностей. Но Печорин – человек действия, он создает свою жизнь сам. Он мог не похищать Бэлу, не злить влюбленного в Мери Грушницкого, не дразнить ундину. Эти действия оправдать волей судьбы нельзя.

 

Сильный, умный, талантливый Печорин не может реализовать себя и заполнить пустоту в душе. Печорин страдает от своих же поступков. Он не может никого сделать счастливым и не способен стать счастливым сам. Он сосредоточен только на себе.  Поэтому ему нет места ни в светском обществе, ни в диких горах Кавказа. В этом трагедия Печорина.


Почему повесть «Фаталист» оказывается в романе последней, хотя хронологически ее место иное?


Тематика и проблематика

 

В центре романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми.

 

Большое место в романе занимает тема любви — она представлена почти во всех его частях. Героини, в которых воплощаются различные типы женских характеров, призваны не только показать разные грани этого великого чувства, но и выявить отношение к нему Печорина, а вместе с тем прояснить его взгляды по важнейшим нравственно-философским проблемам.

 

Ситуация, в которую Печорин попадает в «Тамани», заставляет его задуматься над вопросом: отчего судьба поставила его в такие отношения с людьми, что он невольно приносит им только несчастья? В «Княжне Мери» Печорин берется решать вопросы о внутренних противоречиях, человеческой души, противоречиях между сердце и разумом, чувством и поступком, целью и средствами.

 

В «Фаталисте» центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воздействовать на естественный ход жизни.

 

В рамках этой проблематики в романе рассматривается целый ряд сложнейших вопросов, не имеющих однозначных решений. В чем заключается истинный смысл жизни? Что такое добро и зло? Что такое самопознание человека, какую роль играют в нем страсти, воля, рассудок? Свободен ли человек в своих поступках, несет ли он за них нравственную ответственность? Существует ли предопределение?

 

На все эти вопросы роман не дает однозначного ответа, но благодаря постановке такого рода проблем позволяет раскрыть тему личности всесторонне и многогранно.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?
  2. В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
  3. В чем похожи Печорин и Грушницкий? Чем они друг от друга отличаются?
  4. Почему Вернер и Печорин стали друзьями?
  5. Какие женские образы описаны в главе «Княжна Мери»?


Предыдущий урок
А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд…». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Система персонажей. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга
Русская литература XIX века
  • А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

    Литература

  • Второй закон Ньютона. Решение задач о движении тела под действием нескольких сил

    Физика

  • A blog post about travelling. Интернет-пост в блоге про путешествие

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке