Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. Особенности жанра. Тематика и проблематика произведения. Личность Чичикова

Русская литература XIX века

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». История создания. Особенности жанра. Тематика и проблематика произведения. Личность Чичикова

План урока

  • История создания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Особенности жанра
  • Тематика и проблематика произведения
  • Личность Чичикова

Цели урока

  • Знать историю создания, жанровые особенности, тематику и проблематику поэмы Гоголя «Мертвые души»
  • Уметь выявлять жанровые особенности поэмы «Мертвые души», формулировать и доказывать свою точку зрения

Разминка

Найдите соответствия между персонажами Н.В. Гоголя и произведениями, в которых они являются действующими персонажами.

 

Герои

Произведения

1

Акакий Акакиевич Башмачкин

А

Ревизор

2

Остап и Андрий

Б

Шинель

3

Бобчинский и Добчинский

В

Тарас Бульба

 

 

История создания поэмы «Мертвые души»

 

Н.В. Гоголь начал работать над поэмой в 1835 году. В октябре он писал А.С. Пушкину, что готовы уже 3 главы. Интересно, что изначально Н.В. Гоголь хотел «в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Но уже через год он делился с Жуковским в одном из писем: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет мое имя».

 

Исследователи считают, что строить свою поэму Н.В. Гоголь собирался по принципу «Божественной комедии» Данте Алигьери. В «Божественной комедии» герой-поэт путешествует по загробному миру. Он посещает Ад, Чистилище и Рай. Согласно этой идее, первый том «Мертвых душ» – это описание Ада. Интересно, что Ад у Данте состоит из 9 кругов. Пространственное передвижение Чичикова начинается и заканчивается в одной и той же точке, то есть тоже движется по кругу. «В книге... изображен человек, взятый из нашего же государства... Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях...», – писал Гоголь в предисловии ко второму изданию «Мертвых душ».

 

Второй том должен был стать Чистилищем, в котором герои пройдут по пути исправления. А в третьем томе писатель хотел показать идеальную Россию – Рай. Тот образец, к которому нужно стремиться.

 

Воплотить свой замысел Н.В. Гоголь не смог. Черновики второго тома он сжигал дважды. Часть из них уцелела. Но насколько эти главы совпадают с утерянными, судить трудно. Известно, что Н.В. Гоголь десятки раз мог переписывать текст, чтобы добиться идеального результата.  Но даже дошедшая до читателей часть поэмы, часть грандиозного замысла писателя, вызывает множество вопросов и у читателей, и у литературоведов.


  1. В чем состоял грандиозный замысел Н.В. Гоголя?
  2. Какая связь есть между поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души» и поэмой «Божественной комедией» Данте?


Особенности жанра

 

В XIX веке русская литература активно развивалась, менялись литературные течения. Писатели стремились выйти за привычные рамки творчества, что привело к появлению новаторских произведений. А.С. Пушкин написал роман в стихах, Н.В. Гоголь – поэму в прозе. Когда «Мертвые души» были опубликованы, многих критиков возмутило именно авторское определение жанра.

 

В начале работы Гоголь называл «Мертвые души» и романом, повестью, и поэмой, и просто длинной вещью, которая не похожа ни на повесть, ни на роман. «Мертвые души» выходят за рамки жанра романа, традиционной повести и поэмы. Масштабное лироэпическое произведение Н.В. Гоголя не имеет аналогов в русской литературе.

 

В «Мертвых душах» обнаруживаются жанровые признаки плутовского и социально-психологического романа, лирической поэмы, сатирического произведения.

 

К моменту публикации в мае 1842 года, писатель заявляет, что создал именно поэму. Свою точку зрения он изложил в «Учебной книге словесности для русского юношества». По мнению Н.В. Гоголя, повесть можно считать поэмой, если выполняется ряд условий:

  • происшествие должно быть поэтическим
  • автор должен рассматривать происходящее с поэтической стороны
  • это живо обрисованная картина времени, места и нравов
  • сочинение должно быть чем-то средним между эпопеей и романом
  • главный герой – лицо неизвестное, но «значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой», и «автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен

 

Авторское определение поэма подчеркивает значимость лирического начала в произведении. Художественный метод – реализм.

 

Если взглянуть с позиции современного литературоведения, то произведение «Мертвые души» можно отнести к роману-путешествию. В основе сюжета – авантюра Чичикова, главный герой – мошенник. Это черты европейского плутовского романа.


Поэма – это лироэпический жанр. Лирика описывает внутренний мир человека, его эмоции и мысли.


Поэма «Мертвые души» сочетает в себе лирическое и эпическое начала.

 

Лирическое начало:

  • лирические авторские отступления, прерывающие развитие сюжета. Автор оценивает поступки героев, размышляет о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества.
  • особенно ярко проступает в изображении народа и описаниях природы.

 

Эпическое начало:

  • широкий охват действительности, множество действующих лиц;
  • сюжетность произведения – описание похождений Чичикова.

 

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и осязаемо проступает его субъективность», – писал В.Г. Белинский.

 

Проявление авторской субъективности:

 

1. Авторские отступления.

 

В произведении «Мертвые души» насчитывается более 15. Все авторские отступления можно условно разделить на 2 типа.

 

Первый тип – это лирические отступления. В них автор размышляет о России и ее судьбе, делится своими мыслями и переживаниями. Примером такого лирического отступления может послужить финал книги. Размышления о судьбе России там начинаются с вопроса «И какой же русский не любит быстрой езды?..»

 

В отступлениях второго типа автор описывает картины русской жизни и русских характеров. Например, в третьей главе перед портретом Манилова, автор рассуждает, какие характеры описывать легче, а в восьмой повествует о читателях и писателях на Руси.

 

2. Авторская оценка происходящего.

 

Автор комментирует события, заостряет внимание читателя на важных чертах героев, на деталях. Постоянно встречаются слова «автор» и «читатель», риторические вопросы и восклицания. Все персонажи, образы, лирические рассуждения «Мертвых душ» – это части единого полотна русской жизни. Если убрать хоть один эпизод – картина рассыплется. Роль лирических элементов здесь очень велика. Это еще одно подтверждение, что жанр «Мертвых душ» – поэма. 


  1. Почему «Мертвые души» правомерно называть поэмой?
  2. Черты каких жанров можно найти в произведении Н.В. Гоголя?


Тематика и проблематика произведения

 

Считается, что сюжет поэмы Н.В. Гоголю подарил А.С. Пушкин. В середине XIX века казусов с мертвыми душами было довольно много. Дело в том, что перепись крепостных крестьян проводилась только раз в несколько лет. И в ожидании новой переписи помещики платили налог за мертвых крестьян, как за живых. Соответственно, их можно было продавать, покупать и закладывать как имущество. Главный герой поэмы Чичиков хотел скупить за бесценок мертвых крепостных, заложить их как живых и получить с Опекунского совета по 200 рублей за душу. В результате он мог получить 200 000 рублей. Этих денег хватило бы на покупку имения и беззаботную жизнь.

 

Ключевой темой произведения Н.В. Гоголя является обличение разнообразных пороков и нравов современного ему общества. Автор без прикрас показывает картины жизни русского общества 1830-х годов.

 

Это изображение духовного обнищания крепостного общества, которое все больше подвергалось разложению и деградации.

 

В основе сюжета – путешествие Чичикова в поисках мертвых душ. И это дает возможность «показать хотя с одного боку всю Русь», как и задумывал Гоголь. Рассмотрим последовательность событий. 

 

В «Мертвых душах» автор ставит перед читателем ряд проблем.

  • Отсутствие возможностей к развитию в русском обществе;
  • Кризис идей гуманизма;
  • Нравственная слепота представителей «высшего» общества;
  • Процветание взяточничества и кумовства;
  • Отсутствие нравственности в обществе.


  1. Какой сюжет лег в основу поэмы «Мертвые души»?
  2. Какой смысл кроется в названии поэмы?


Личность Чичикова

 

Н.В. Гоголь создал не только уникальную поэму в прозе, но и совершенно новый тип героя. Павел Иванович Чичиков – мужчина средних лет. Он чиновник в отставке, раньше занимавший должность коллежского советника.

 

По происхождению является бедным дворянином.

Чичиков следит за собой, в свете всегда появляется во фраке, надушенный одеколоном.

 

Мужчина воспитан и приятен в общении. У него хорошие манеры, он умеет быть сдержанным и любезным. Производит хорошее впечатление на людей, потому что понимает их психологию и знает, как кому-то понравиться.

 

При этом герой расчётлив и тверд в намерениях. Он не способен любить и видит смысл жизни только в богатстве. 

 

Чичиков небогат. В отличие от Печорина и Онегина, скучать ему некогда. Чичиков жаждет богатства, он мечтает о деньгах и собственном имении. И образование у него было совсем иным. Чичиков не говорил по-французски и даже не умел танцевать. Он выходец из совершенно иной социальной среды, нежели Онегин и Печорин. И эта социальная среда сформировала его характер.

 

У Чичикова есть цель, к которой он стремится всеми силами. Он зарабатывает деньги и ради этого готов пойти на многое, в том числе и на преступление. Такая цель отличает Чичикова от романтических героев: Печорин стремился заполнить пустоту в душе, а Чичиков просто хочет обогатиться.

 

Появление нового типа героя продиктовано историческими реалиями. В середине XIX века влияние аристократов пошатнулось. На историческую сцену вышел новый класс – буржуазия. И если в среде аристократов считалось зазорным зарабатывать деньги и заниматься торговлей, то буржуа были лишены этого сословного предрассудка. Поэтому в одночасье появилось множество ловких дельцов, коммерсантов, мошенников, которые стремились разбогатеть и получить доступ в аристократические круги.

 

Новый тип героя наблюдателен и очень умен. Это обаятельный человек, умеющий мгновенно оценить обстановку и приспособиться к ней. Благодаря этим качествам Чичиков легко нашел подход к каждому помещику и чиновнику города N. Обратите внимание, как меняется поведение Чичикова от главы к главе. С Маниловым он мягок и деликатен. С Коробочкой – упрям, напорист и грубоват. С прижимистым деловым Собакевичем – упорно торгуется. Главные черты помещиков отражаются в его поведении, как в зеркале.

 

Он мошенник и подлец. Чичиков готов на любую подлость ради копеечки. На людей он с детства привык смотреть с точки зрения их практической пользы. Еще в молодости Чичиков обманывает своего начальника, уверяя, что готов жениться на его некрасивой дочери. А получив должность, тут же сделал вид, будто ничего не было. Чичиков берет взятки и лебезит перед начальством, нарушает закон, проявляя в этом изворотливость и смекалку. Он живет по принципу «зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай». А главное, Чичиков уверен, что поступает правильно. После того как вскрылись его махинации на таможне, Чичиков жалуется на несправедливость судьбы.

 

Гоголь сначала показывает читателям характер, а уже потом рассказывает, как этот характер сформировался. Нищета, вечно больной и строгий отец, от которого не дождешься ни доброго слова, ни ласки породили этот характер. Отец дал сыну следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Чичиков прожил всю жизнь по совету отца.


  1. Какие черты поэмы присутствуют в произведении по мнению автора?
  2. Какой круг проблем обозначен в произведении?


Таким образом, Н.В. Гоголь задумал грандиозный многотомный труд. Поэма «Мертвые души» должна была стать только первой его частью. Судя по тем записям, которые оставил писатель, в последующих томах Чичикова ожидали испытания, духовный катарсис, полное перерождение и новая праведная жизнь. Но замыслам писателя было не суждено сбыться.


Контрольные вопросы

 

  1. Чем Чичиков отличается от своих прямых предшественников – Онегина и Печорина?
  2. В чем состояла грандиозность замысла Н.В. Гоголя? Удалось ли писателю его воплотить?
  3. Какова цель жизни Чичикова? Есть ли у героя положительные черты? Если да, то какие?


Предыдущий урок
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд…». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар»
Русская литература XIX века
  • Орфография. Повторение. Правописание НЕ и НИ

    Русский язык

  • Гражданские правоотношения

    Обществознание

  • Describe a town. Описываем город

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке