Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Русская литература XIX века

02.05.2025
5201
0

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

План урока

  • Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
  • Стихотворение «Пророк»
  • Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»

Цели урока

  • Знать развитие темы поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина, особенности этой темы
  • Уметь анализировать лирический текст, находить средства изобразительности и определять их роль в тексте

Разминка

  • Какие стихотворения, посвященные теме поэта и поэзии, вам знакомы из курса русской литературы?
  • Почему поэты всех времен и народов пытались осмыслить эту тему?

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина 

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная для мировой литературы. Монолог поэта о себе и своем творчестве встречается еще в античной поэзии.

 

В рамках этой темы поэт осмысляет следующие аспекты:

 

  • процесс творчества, его цель и смысл;
  • взаимоотношения поэта с читателем (мотив «толпы»);
  • взаимоотношения поэта с властью (ситуация «поэт и царь») – взаимоотношения поэта с самим собой (вина, совесть, оправдание).

 

Тема поэта и поэзии является ведущей в лирике А.С. Пушкина. Впервые она появляется в стихотворении «К другу-стихотворцу», которое автор пишет еще во время обучения в лицее. В этом произведении он впервые задумывается о предназначении поэзии: 

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас. 

 

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина тесно связана с темой свободы. Свобода – необходимое условие для творчества. Эта тема будет определяющей в стихотворениях «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). В первом поэт отрекается от прежде волновавшей его темы любви и отдает свой талант воспеванию свободы:
 

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру… 

 

В лирике петербургского периода А.С. Пушкин пишет о том, что не готов быть придворным поэтом. То, к чему он стремится, это воспевание свободы, а не самодержавия. Ведь ничто не должно ограничивать творца в его работе. Таким образом, поэт в своей лирике видит свое предназначения в воспевании свободы и способности научить читателя видеть прекрасное.

Лирический герой 

Лирический герой стихотворений А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии схож с автором, но, конечно, имеет и свои индивидуальные качества. 

 

Он близок к идеалу, искренен и правдив. Как и для поэта, для лирического героя небезразлична судьба его страны и его народа. Поэтому он выступает за равенство (к примеру, за отмену крепостного права) и свободу.

 

В стихотворениях на тему поэта и поэзии герой зачастую проходит сложный путь («Пророк»), который приводит его к совершенству, дает ему возможность делиться с другими людьми светом своих знаний. 


  1. Какие аспекты имеет тема поэта и поэзии?
  2. Какие мотивы сохраняют значимость для всей поэзии А.С. Пушкина?


Стихотворение «Пророк» 

В 1826 году А.С. Пушкин пишет программное стихотворение «Пророк». Это стихотворение создано в михайловский период творчества. Причиной для написания стало известие о казни декабристов. Впервые произведение опубликовано в «Московском вестнике» в 1828 году. Публика встретила текст неоднозначно – создалось мнение, что поэт пытается возвыситься.

 

В его основу положен библейский сюжет, связанный с видением пророка Исайи, которому явился Господь Саваоф в окружении серафимов (по-еврейски серафим означает «сжигающий») – Ангелов, выражающих Божью святость.

 

Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения. После этого Господь отправил Исайю проповедовать.

 

Метафорическое использование образов этого видения (шестикрылый серафим, угль, пылающий огнем, Бога глас); насыщенность «Пророка» старославянизмами придают произведению суровое, трагическое звучание. Старославянизмы в стихотворении «Пророк»:

  • Отверзлись – открылись, раскрылись. Глагол употребляется и в более архаичном значении: «сделаться способным к уразумению, принятию чего-либо».
  • Зеницы – зрачки глаз.
  • Внять — значит услышать что-то, воспринять слухом.
  • Дольней – архаизм, означающий прилагательное к слову «долина».
  • Устам – губам.
  • Жало мудрыя змеи – устойчивый поэтический образ, символизирующий что-то острое, колкое, язвительное.
  • Десницею – правой рукой.
  • Отверстую – открытый, раскрытый.
  • Воззвал – побудил к действию.
  • Виждь – видь.
  • Глаголом – в данном контексте обозначает речь, слово.

 

Тема стихотворения – определение предназначения поэта и его творчества. В этом произведении А.С. Пушкин находит его в том, чтобы быть пророком – видеть и слышать всё, что происходит вокруг него, уметь пропускать всё через свои чувства и доносить до людей.


В чем смысл финальных строк стихотворения «Пророк»?


Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» 

Это стихотворение А.С. Пушкин пишет за полгода до своей смерти в 1836 году. Он рассуждает по-своему о тех проблемах, которые ранее поднимали Г.Р. Державин в стихотворении «Памятник» и Гораций в оде «Я воздвиг памятник». Опубликовано стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» в сборнике сочинений А.С. Пушкина в 1841 году.

 

Жанрово стихотворение определяется как ода. Оно наполнено поэтическим пафосом и торжественностью.

 

Тема оды – рассуждение о предназначении поэзии в общественной жизни. В этом стихотворении лирический герой бессметен, ведь даже когда его самого не станет, он продолжит жить в своём творчестве, которое останется в умах и сердцах других людей.

 

Уже в первых строках стихотворения противопоставлены памятник рукотворный и памятник «нерукотворный», созданный духом.

 

Стихотворение справедливо называют завещанием А.С. Пушкина. Заветы поэта были подхвачены творцами XX века.


Почему А.С. Пушкин уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?


Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А.С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта. Поэт, по мысли А.С. Пушкина, должен быть независим от толпы, принимая равнодушно хвалу и клевету. Но повинуется поэт голосу Бога, а его поэзия призвана пробуждать чувства добрые лирой. Поэзия – это божий дар, а предназначение поэта состоит в том, чтобы будить в людях духовное начало.


Контрольные вопросы

 

  1. Когда А.С. Пушкин впервые пишет на тему поэта и поэзии?
  2. За что выступает лирический герой А.С. Пушкина?
  3. Как было встречено стихотворение «Пророк»?
  4. Что послужило причиной для создания стихотворения «Пророк»?
  5. К какому жанру относится стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?


 

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

План урока

  • Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
  • Стихотворение «Пророк»
  • Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»

Цели урока

  • Знать развитие темы поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина, особенности этой темы
  • Уметь анализировать лирический текст, находить средства изобразительности и определять их роль в тексте

Разминка

  • Какие стихотворения, посвященные теме поэта и поэзии, вам знакомы из курса русской литературы?
  • Почему поэты всех времен и народов пытались осмыслить эту тему?

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина 

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная для мировой литературы. Монолог поэта о себе и своем творчестве встречается еще в античной поэзии.

 

В рамках этой темы поэт осмысляет следующие аспекты:

 

  • процесс творчества, его цель и смысл;
  • взаимоотношения поэта с читателем (мотив «толпы»);
  • взаимоотношения поэта с властью (ситуация «поэт и царь») – взаимоотношения поэта с самим собой (вина, совесть, оправдание).

 

Тема поэта и поэзии является ведущей в лирике А.С. Пушкина. Впервые она появляется в стихотворении «К другу-стихотворцу», которое автор пишет еще во время обучения в лицее. В этом произведении он впервые задумывается о предназначении поэзии: 

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас. 

 

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина тесно связана с темой свободы. Свобода – необходимое условие для творчества. Эта тема будет определяющей в стихотворениях «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). В первом поэт отрекается от прежде волновавшей его темы любви и отдает свой талант воспеванию свободы:
 

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру… 

 

В лирике петербургского периода А.С. Пушкин пишет о том, что не готов быть придворным поэтом. То, к чему он стремится, это воспевание свободы, а не самодержавия. Ведь ничто не должно ограничивать творца в его работе. Таким образом, поэт в своей лирике видит свое предназначения в воспевании свободы и способности научить читателя видеть прекрасное.

Лирический герой 

Лирический герой стихотворений А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии схож с автором, но, конечно, имеет и свои индивидуальные качества. 

 

Он близок к идеалу, искренен и правдив. Как и для поэта, для лирического героя небезразлична судьба его страны и его народа. Поэтому он выступает за равенство (к примеру, за отмену крепостного права) и свободу.

 

В стихотворениях на тему поэта и поэзии герой зачастую проходит сложный путь («Пророк»), который приводит его к совершенству, дает ему возможность делиться с другими людьми светом своих знаний. 


  1. Какие аспекты имеет тема поэта и поэзии?
  2. Какие мотивы сохраняют значимость для всей поэзии А.С. Пушкина?


Стихотворение «Пророк» 

В 1826 году А.С. Пушкин пишет программное стихотворение «Пророк». Это стихотворение создано в михайловский период творчества. Причиной для написания стало известие о казни декабристов. Впервые произведение опубликовано в «Московском вестнике» в 1828 году. Публика встретила текст неоднозначно – создалось мнение, что поэт пытается возвыситься.

 

В его основу положен библейский сюжет, связанный с видением пророка Исайи, которому явился Господь Саваоф в окружении серафимов (по-еврейски серафим означает «сжигающий») – Ангелов, выражающих Божью святость.

 

Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения. После этого Господь отправил Исайю проповедовать.

 

Метафорическое использование образов этого видения (шестикрылый серафим, угль, пылающий огнем, Бога глас); насыщенность «Пророка» старославянизмами придают произведению суровое, трагическое звучание. Старославянизмы в стихотворении «Пророк»:

  • Отверзлись – открылись, раскрылись. Глагол употребляется и в более архаичном значении: «сделаться способным к уразумению, принятию чего-либо».
  • Зеницы – зрачки глаз.
  • Внять — значит услышать что-то, воспринять слухом.
  • Дольней – архаизм, означающий прилагательное к слову «долина».
  • Устам – губам.
  • Жало мудрыя змеи – устойчивый поэтический образ, символизирующий что-то острое, колкое, язвительное.
  • Десницею – правой рукой.
  • Отверстую – открытый, раскрытый.
  • Воззвал – побудил к действию.
  • Виждь – видь.
  • Глаголом – в данном контексте обозначает речь, слово.

 

Тема стихотворения – определение предназначения поэта и его творчества. В этом произведении А.С. Пушкин находит его в том, чтобы быть пророком – видеть и слышать всё, что происходит вокруг него, уметь пропускать всё через свои чувства и доносить до людей.


В чем смысл финальных строк стихотворения «Пророк»?


Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» 

Это стихотворение А.С. Пушкин пишет за полгода до своей смерти в 1836 году. Он рассуждает по-своему о тех проблемах, которые ранее поднимали Г.Р. Державин в стихотворении «Памятник» и Гораций в оде «Я воздвиг памятник». Опубликовано стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» в сборнике сочинений А.С. Пушкина в 1841 году.

 

Жанрово стихотворение определяется как ода. Оно наполнено поэтическим пафосом и торжественностью.

 

Тема оды – рассуждение о предназначении поэзии в общественной жизни. В этом стихотворении лирический герой бессметен, ведь даже когда его самого не станет, он продолжит жить в своём творчестве, которое останется в умах и сердцах других людей.

 

Уже в первых строках стихотворения противопоставлены памятник рукотворный и памятник «нерукотворный», созданный духом.

 

Стихотворение справедливо называют завещанием А.С. Пушкина. Заветы поэта были подхвачены творцами XX века.


Почему А.С. Пушкин уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?


Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А.С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта. Поэт, по мысли А.С. Пушкина, должен быть независим от толпы, принимая равнодушно хвалу и клевету. Но повинуется поэт голосу Бога, а его поэзия призвана пробуждать чувства добрые лирой. Поэзия – это божий дар, а предназначение поэта состоит в том, чтобы будить в людях духовное начало.


Контрольные вопросы

 

  1. Когда А.С. Пушкин впервые пишет на тему поэта и поэзии?
  2. За что выступает лирический герой А.С. Пушкина?
  3. Как было встречено стихотворение «Пророк»?
  4. Что послужило причиной для создания стихотворения «Пророк»?
  5. К какому жанру относится стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?


 

Предыдущий урок
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Главы «Бэла», «Максим Максимыч»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке