Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Русская литература XIX века

24.04.2024
3873
0

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

План урока

  • Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
  • Стихотворение «Пророк»
  • Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»

Цели урока

  • Знать развитие темы поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина, особенности этой темы
  • Уметь анализировать лирический текст, находить средства изобразительности и определять их роль в тексте

Разминка

  • Какие стихотворения, посвященные теме поэта и поэзии, вам знакомы из курса русской литературы?
  • Почему поэты всех времен и народов пытались осмыслить эту тему?

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина 

Рис. 1. А. Бенуа. Пушкин у Зимней канаки. 1924

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная для мировой литературы. Монолог поэта о себе и своем творчестве встречается еще в античной поэзии.

 

В рамках этой темы поэт осмысляет следующие аспекты:

 

  • процесс творчества, его цель и смысл;
  • взаимоотношения поэта с читателем (мотив «толпы»);
  • взаимоотношения поэта с властью (ситуация «поэт и царь») – взаимоотношения поэта с самим собой (вина, совесть, оправдание).

 

Тема поэта и поэзии является ведущей в лирике А.С. Пушкина. Впервые она появляется в стихотворении «К другу-стихотворцу», которое автор пишет еще во время обучения в лицее. В этом произведении он впервые задумывается о предназначении поэзии: 

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас. 

 

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина тесно связана с темой свободы. Свобода – необходимое условие для творчества. Эта тема будет определяющей в стихотворениях «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). В первом поэт отрекается от прежде волновавшей его темы любви и отдает свой талант воспеванию свободы:
 

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру… 

Рис. 2. А. Кравченко. Пушкин. 1936

В лирике петербургского периода А.С. Пушкин пишет о том, что не готов быть придворным поэтом. То, к чему он стремится, это воспевание свободы, а не самодержавия. Ведь ничто не должно ограничивать творца в его работе. Таким образом, поэт в своей лирике видит свое предназначения в воспевании свободы и способности научить читателя видеть прекрасное.

Лирический герой 

Лирический герой стихотворений А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии схож с автором, но, конечно, имеет и свои индивидуальные качества. 

 

Он близок к идеалу, искренен и правдив. Как и для поэта, для лирического героя небезразлична судьба его страны и его народа. Поэтому он выступает за равенство (к примеру, за отмену крепостного права) и свободу.

 

В стихотворениях на тему поэта и поэзии герой зачастую проходит сложный путь («Пророк»), который приводит его к совершенству, дает ему возможность делиться с другими людьми светом своих знаний. 


  1. Какие аспекты имеет тема поэта и поэзии?
  2. Какие мотивы сохраняют значимость для всей поэзии А.С. Пушкина?


Стихотворение «Пророк» 

Рис. 3. М. Врубель. Пророк. 1892

В 1826 году А.С. Пушкин пишет программное стихотворение «Пророк». Это стихотворение создано в михайловский период творчества. Причиной для написания стало известие о казни декабристов. Впервые произведение опубликовано в «Московском вестнике» в 1828 году. Публика встретила текст неоднозначно – создалось мнение, что поэт пытается возвыситься.

 

В его основу положен библейский сюжет, связанный с видением пророка Исайи, которому явился Господь Саваоф в окружении серафимов (по-еврейски серафим означает «сжигающий») – Ангелов, выражающих Божью святость.

Рис. 4. М. Врубель. Шестикрылый серафим. 1904

Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения. После этого Господь отправил Исайю проповедовать.

 

Метафорическое использование образов этого видения (шестикрылый серафим, угль, пылающий огнем, Бога глас); насыщенность «Пророка» старославянизмами придают произведению суровое, трагическое звучание. Старославянизмы в стихотворении «Пророк»:

  • Отверзлись – открылись, раскрылись. Глагол употребляется и в более архаичном значении: «сделаться способным к уразумению, принятию чего-либо».
  • Зеницы – зрачки глаз.
  • Внять — значит услышать что-то, воспринять слухом.
  • Дольней – архаизм, означающий прилагательное к слову «долина».
  • Устам – губам.
  • Жало мудрыя змеи – устойчивый поэтический образ, символизирующий что-то острое, колкое, язвительное.
  • Десницею – правой рукой.
  • Отверстую – открытый, раскрытый.
  • Воззвал – побудил к действию.
  • Виждь – видь.
  • Глаголом – в данном контексте обозначает речь, слово.

 

Тема стихотворения – определение предназначения поэта и его творчества. В этом произведении А.С. Пушкин находит его в том, чтобы быть пророком – видеть и слышать всё, что происходит вокруг него, уметь пропускать всё через свои чувства и доносить до людей.


В чем смысл финальных строк стихотворения «Пророк»?


Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» 

Рис. 5. Рисунок М. Чехова. Открытие памятника Пушкину в Москве. 1880

Это стихотворение А.С. Пушкин пишет за полгода до своей смерти в 1836 году. Он рассуждает по-своему о тех проблемах, которые ранее поднимали Г.Р. Державин в стихотворении «Памятник» и Гораций в оде «Я воздвиг памятник». Опубликовано стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» в сборнике сочинений А.С. Пушкина в 1841 году.

 

Жанрово стихотворение определяется как ода. Оно наполнено поэтическим пафосом и торжественностью.

 

Тема оды – рассуждение о предназначении поэзии в общественной жизни. В этом стихотворении лирический герой бессметен, ведь даже когда его самого не станет, он продолжит жить в своём творчестве, которое останется в умах и сердцах других людей.

Уже в первых строках стихотворения противопоставлены памятник рукотворный и памятник «нерукотворный», созданный духом.

 

Стихотворение справедливо называют завещанием А.С. Пушкина. Заветы поэта были подхвачены творцами XX века.


Почему А.С. Пушкин уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?


Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А.С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта. Поэт, по мысли А.С. Пушкина, должен быть независим от толпы, принимая равнодушно хвалу и клевету. Но повинуется поэт голосу Бога, а его поэзия призвана пробуждать чувства добрые лирой. Поэзия – это божий дар, а предназначение поэта состоит в том, чтобы будить в людях духовное начало.


Контрольные вопросы

 

  1. Когда А.С. Пушкин впервые пишет на тему поэта и поэзии?
  2. За что выступает лирический герой А.С. Пушкина?
  3. Как было встречено стихотворение «Пророк»?
  4. Что послужило причиной для создания стихотворения «Пророк»?
  5. К какому жанру относится стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?


 

Предыдущий урок
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Смысл финала произведения. Критические статьи Д.И. Писарева и В.Г. Белинского
Русская литература XIX века
Следующий урок
Русский романтизм. В.А. Жуковский. «Море». «Светлана»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

    Биология

  • Орфография. Повторение. Правописание Н и НН в разных частях речи

    Русский язык

  • Сложноподчиненное предложение. Виды СПП. Повторение

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке