- Лирика А.С. Пушкина петербургского, южного и михайловского периодов
- Стихотворение «К Чаадаеву»
- Тема свободы и власти в стихотворениях «Во глубине сибирских руд», «К морю», «Анчар»
- Знать особенности творчества А.С. Пушкина петербургского, южного и михайловского периодов, художественные идеи стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «К морю», «Анчар»
- Уметь анализировать поэтическое произведение, находить изобразительно-выразительные средства, определять их роль в тексте
По окончании Царскосельского лицея А.С. Пушкин попадает в Петербург. Его назначают на должность мелкого чиновника, но своими государственными обязанностями поэт зачастую пренебрегает. В это время он посвящает себя творчеству, в котором возникают идеи о гражданской свободе.
Как вы думаете, знакомство с какими кругами могло вдохновить его на написание таких стихотворений?
Лирика А.С. Пушкина петербургского южного и михайловского периодов

1817 – 1820. Петербургский период: вольнолюбивая лирика.
После окончания Лицея А.С. Пушкин переезжает в Петербург и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Здесь он ведет активную светскую жизнь и вращается в кругах вольнолюбивой молодежи, постоянно бывает на балах, заводит новые знакомства в светских кругах. Среди новых приятелей поэта было немало будущих декабристов.
В 1819 становится членом литературного объединения «Зелёная лампа».
В 1820 году выходит в печать первая поэма «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин получает признание и становится все более смелым в своих произведениях.
Все это отражается в его поэзии. Она пропитана духом свободы, бунтарства и вольнолюбия («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»).
Было написано несколько «острых» эпиграмм, в том числе на императора («Воспитанный под барабаном…»). В наказание за подобные произведения А.С. Пушкина отправили в ссылку.
1820 – 1824. Ссылка на юг: усиление вольнолюбивых настроений и пик романтического этапа.
Весной 1820 года поэт отправляется в ссылку Кишинев. В ссылке А.С. Пушкин знакомится с более радикальными представителями декабристского движения – южным обществом. Наказание только усиливает вольнолюбивые настроения, и в результате рождаются такие стихи как: «Узник», «Погасло дневное светило», «Кинжал». Этот период считается пиком романтизма в творчестве поэта, он создаёт нового лирического героя – рефлексирующего, жаждущего свободы.
Лето 1820 года А.С. Пушкин проводит в Крыму и на Кавказе. Он вдохновляется красотой и культурой этих мест, в результате на свет появляются поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Этот период считается расцветом романтизма в творческой биографии поэта.
1824 – 1826. Ссылка в Михайловское: переход от романтической лирики к реалистической и любовной.
В 1824 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское. Одиночество, давление со стороны властей, отчуждение от общества – все это стало причиной тяжелого подавленного состояния.
В этот период А.С. Пушкин дорабатывает свое последнее произведение романтической лирики (поэма «Цыганы») и окончательно утверждается как поэт-реалист. Создаются философские стихотворения. К примеру «Разговор с книготорговцем», в котором поэт в диалогической форме размышляет о поэтическом и прозаическом мировосприятии.
А.С. Пушкин погружается в крестьянскую жизнь, его волнуют темы власти и народа, в результате рождается трагедия «Борис Годунов». Здесь же он обращается к любовной лирике («Я помню чудное мгновенье…») и работает над романом «Евгений Онегин».
Во время нахождения в Михайловском поэт узнает о подавлении восстания декабристов. А.С. Пушкин переживает его как личную трагедию.
8 сентября 1826 – был на аудиенции у Николая I.
Как знакомство и общение с будущими декабристами отразилось в творчестве А.С. Пушкина?
Стихотворение «К Чаадаеву»
Стихотворение написано в 1818 году и относится к петербургскому периоду в творчестве поэта. В это время А.С. Пушкин находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе стихотворение «К Чаадаеву».
П.Я. Чаадаев был для поэта образцовым приверженцем освободительных идей. Беседы с ним увлекали А.С. Пушкина. В стихотворении «К Чаадаеву» звучит тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли А.С. Пушкина с его другом П.Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми его времени. Не случайно стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.
Композиция произведения строится на контрасте: гражданская поэзия противопоставляется поэзии нежной, славе тихой, что характерно для элегического поэта.
Само название указывает на жанр стихотворения – это послание.
- Почему любовь, надежда, «тихая» слава осознаются в послании как «обман»?
- Приверженцем каких политических идей выступает А.С. Пушкин в данном стихотворении?
- В чем оригинальность этого стихотворения как послания?
Тема свободы и власти в стихотворениях «Во глубине сибирских руд», «К морю», «Анчар»
Вольнолюбивая лирика занимает важное место в творчестве поэта. Свобода для А.С. Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества.
Наиболее ярко тема раскрывается в его южный период, когда произведения автора создаются в духе романтизма. Важной является и тема гибельности власти.
«Во глубине сибирских руд»
В июле 1826 года вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев, И.И. Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.
В 1826 году Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. Под угрозой ссылки он отправляет им письма со стихами. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.
Стихотворение написано в 1827 году в поддержку декабристов, сосланных на каторжные работы. Основными темами этого стихотворения являются память о тех, кого отправили в ссылку; тема дружбы; вера в освобождение декабристов; стремление к свободе и верность своим идеалам.
Жанрово произведение относится к посланию. Пушкин надеется этим стихотворением подбодрить своих приятелей, отбывающих наказание.
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Что, по мысли А.С. Пушкина, должно придать силы декабристам?
- Какое время называет «желанной порой» поэт?
- Какой эпитет повторяется дважды в стихотворении? Почему?
«К морю»
Стихотворение «К морю» написано в 1824 году и завершает романтический период пушкинского творчества. Оно стоит как бы на стыке двух периодов, поэтому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма.
Лирика – философская с элементами пейзажной, лексика – возвышенная, романтическая.
Среди ключевых проблем стихотворения – свобода, любовь, предназначение поэтического творчества. Образ моря здесь – стихия, таящая в себе соединение двух сущностных свойств: свободы и неодолимого рока; своеволия, могущества и бессилия перед общими законами бытия, границами определенности.
Море символизирует духовный настрой автора: мятежность и свободолюбие. Оно скрывает сверхличное, запредельное начало, благодатно творящее, равнодушное или враждебное человеку.
Какой смысл вложил поэт в образ моря?
«Анчар»
Стихотворение написано поэтом в 1828 году, по прошествии двух лет с момента получения поэтом разрешения вернуться из ссылки. А.С. Пушкин был расстроен идеями о том, что замыслам, появившимся в его творчестве, никогда не суждено сбыться. Он был обеспокоен положением власти в стране, поэтому выразил свои переживания в «Анчаре».
Ключевая тема произведения – гибельное влияние, которое оказывает на простых людей неограниченность власти. Силу этого явления А.С. Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким. Тема стихотворения раскрывается при помощи приема противопоставления.
Вдохновила поэта одна из старых легенд о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени.
Композиция «Анчара» состоит из двух частей: первая о ядовитом дереве, вторая о господине и его подданом. При изображении анчара А.С. Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества – губительности для всего живого.
Идея стихотворения заключается в последствии несвободы и причинах зла: зло – последствие несвободы, несвобода – причина зла.
- Какие образы в стихотворении контрасты?
- Что общего между образом анчара и образом царя?
- О чем заставляет задуматься это произведение?
Пушкинские стихотворения вызывали восхищение В.Г. Белинского. Критик писал: «Вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое крепкое вино, без малейшей примеси воды».
Контрольные вопросы
- Какие стихотворения созданы А.С. Пушкиным в петербургский период творчества?
- В какой период творчества у поэта прослеживаются тенденции романтизма?
- Как вы понимаете финал стихотворения «К Чаадаеву»?
- Каков пафос стихотворения «К морю»?
- Кому сочувствует и кого осуждает поэт в стихотворении «Анчар»? Как вы это поняли?