Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 9 класс
  • Литература
  • А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд…». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар»

Конспект урока: А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд…». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар»

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине: «Во глубине сибирских руд…». Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар»

 

План урока

  • Лирика А.С. Пушкина петербургского, южного и михайловского периодов
  • Стихотворение «К Чаадаеву»
  • Тема свободы и власти в стихотворениях «Во глубине сибирских руд», «К морю», «Анчар»

Цели урока

  • Знать особенности творчества А.С. Пушкина петербургского, южного и михайловского периодов, художественные идеи стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «К морю», «Анчар»
  • Уметь анализировать поэтическое произведение, находить изобразительно-выразительные средства, определять их роль в тексте

Разминка

По окончании Царскосельского лицея А.С. Пушкин попадает в Петербург. Его назначают на должность мелкого чиновника, но своими государственными обязанностями поэт зачастую пренебрегает. В это время он посвящает себя творчеству, в котором возникают идеи о гражданской свободе. 

 

Как вы думаете, знакомство с какими кругами могло вдохновить его на написание таких стихотворений?

 

Лирика А.С. Пушкина петербургского южного и михайловского периодов

 

Рис. 1. И.К. Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1887. (Картина исполнена совместно с И. Репиным) Рис. 1. И.К. Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем. 1887. (Картина исполнена совместно с И. Репиным)

1817 – 1820. Петербургский период: вольнолюбивая лирика. 

 

После окончания Лицея А.С. Пушкин переезжает в Петербург и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Здесь он ведет активную светскую жизнь и вращается в кругах вольнолюбивой молодежи, постоянно бывает на балах, заводит новые знакомства в светских кругах. Среди новых приятелей поэта было немало будущих декабристов.

 

В 1819 становится членом литературного объединения «Зелёная лампа».

 

В 1820 году выходит в печать первая поэма «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин получает признание и становится все более смелым в своих произведениях.

 

Все это отражается в его поэзии. Она пропитана духом свободы, бунтарства и вольнолюбия («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»).

 

Было написано несколько «острых» эпиграмм, в том числе на императора («Воспитанный под барабаном…»). В наказание за подобные произведения А.С. Пушкина отправили в ссылку.

1820 – 1824. Ссылка на юг: усиление вольнолюбивых настроений и пик романтического этапа.

 

Весной 1820 года поэт отправляется в ссылку Кишинев. В ссылке А.С. Пушкин знакомится с более радикальными представителями декабристского движения – южным обществом. Наказание только усиливает вольнолюбивые настроения, и в результате рождаются такие стихи как: «Узник», «Погасло дневное светило», «Кинжал». Этот период считается пиком романтизма в творчестве поэта, он создаёт нового лирического героя – рефлексирующего, жаждущего свободы.

 

Лето 1820 года А.С. Пушкин проводит в Крыму и на Кавказе. Он вдохновляется красотой и культурой этих мест, в результате на свет появляются поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Этот период считается расцветом романтизма в творческой биографии поэта.

 

1824 – 1826. Ссылка в Михайловское: переход от романтической лирики к реалистической и любовной. 

Рис. 2. В.А. Фаворский. Пушкин в Михайловском. 1956 Рис. 2. В.А. Фаворский. Пушкин в Михайловском. 1956

В 1824 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское. Одиночество, давление со стороны властей, отчуждение от общества – все это стало причиной тяжелого подавленного состояния.

 

В этот период А.С. Пушкин дорабатывает свое последнее произведение романтической лирики (поэма «Цыганы») и окончательно утверждается как поэт-реалист. Создаются философские стихотворения. К примеру «Разговор с книготорговцем», в котором поэт в диалогической форме размышляет о поэтическом и прозаическом мировосприятии.

 

А.С. Пушкин погружается в крестьянскую жизнь, его волнуют темы власти и народа, в результате рождается трагедия «Борис Годунов». Здесь же он обращается к любовной лирике («Я помню чудное мгновенье…») и работает над романом «Евгений Онегин».

Во время нахождения в Михайловском поэт узнает о подавлении восстания декабристов. А.С. Пушкин переживает его как личную трагедию.

 

8 сентября 1826 – был на аудиенции у Николая I.


Как знакомство и общение с будущими декабристами отразилось в творчестве А.С. Пушкина?


Стихотворение «К Чаадаеву» 

 

Рис. 3. А. Козина. Портрет П.Я. Чаадаева. XIX век Рис. 3. А. Козина. Портрет П.Я. Чаадаева. XIX век

Стихотворение написано в 1818 году и относится к петербургскому периоду в творчестве поэта. В это время А.С. Пушкин находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе стихотворение «К Чаадаеву».

 

П.Я. Чаадаев был для поэта образцовым приверженцем освободительных идей. Беседы с ним увлекали А.С. Пушкина. В стихотворении «К Чаадаеву» звучит тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли А.С. Пушкина с его другом П.Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми его времени. Не случайно стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.

 

Композиция произведения строится на контрасте: гражданская поэзия противопоставляется поэзии нежной, славе тихой, что характерно для элегического поэта.

 

Само название указывает на жанр стихотворения – это послание.


  1. Почему любовь, надежда, «тихая» слава осознаются в послании как «обман»?
  2. Приверженцем каких политических идей выступает А.С. Пушкин в данном стихотворении?
  3. В чем оригинальность этого стихотворения как послания?


Тема свободы и власти в стихотворениях «Во глубине сибирских руд», «К морю», «Анчар» 

Рис. 4. Б. Зеленский. А.С. Пушкин. Плакат. 1949 Рис. 4. Б. Зеленский. А.С. Пушкин. Плакат. 1949

Вольнолюбивая лирика занимает важное место в творчестве поэта. Свобода для А.С. Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. 

 

Наиболее ярко тема раскрывается в его южный период, когда произведения автора создаются в духе романтизма. Важной является и тема гибельности власти. 

 

«Во глубине сибирских руд»

 

В июле 1826 года вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев, И.И. Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы. 

В 1826 году Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. Под угрозой ссылки он отправляет им письма со стихами. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.

 

Стихотворение написано в 1827 году в поддержку декабристов, сосланных на каторжные работы. Основными темами этого стихотворения являются память о тех, кого отправили в ссылку; тема дружбы; вера в освобождение декабристов; стремление к свободе и верность своим идеалам. 

 

Жанрово произведение относится к посланию. Пушкин надеется этим стихотворением подбодрить своих приятелей, отбывающих наказание.

 


  1. Каким чувством проникнуто стихотворение?
  2. Что, по мысли А.С. Пушкина, должно придать силы декабристам?
  3. Какое время называет «желанной порой» поэт?
  4. Какой эпитет повторяется дважды в стихотворении? Почему?


«К морю»

Рис. 5. Н. Ильин. «К морю». 1949 Рис. 5. Н. Ильин. «К морю». 1949

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году и завершает романтический период пушкинского творчества. Оно стоит как бы на стыке двух периодов, поэтому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма.

 

Лирика – философская с элементами пейзажной, лексика – возвышенная, романтическая.

 

Среди ключевых проблем стихотворения – свобода, любовь, предназначение поэтического творчества. Образ моря здесь – стихия, таящая в себе соединение двух сущностных свойств: свободы и неодолимого рока; своеволия, могущества и бессилия перед общими законами бытия, границами определенности.

Море символизирует духовный настрой автора: мятежность и свободолюбие. Оно скрывает сверхличное, запредельное начало, благодатно творящее, равнодушное или враждебное человеку.


Какой смысл вложил поэт в образ моря?


«Анчар»

 

Стихотворение написано поэтом в 1828 году, по прошествии двух лет с момента получения поэтом разрешения вернуться из ссылки. А.С. Пушкин был расстроен идеями о том, что замыслам, появившимся в его творчестве, никогда не суждено сбыться. Он был обеспокоен положением власти в стране, поэтому выразил свои переживания в «Анчаре». 

Рис. 6. М. Пиков. Анчар. 1948 Рис. 6. М. Пиков. Анчар. 1948

Ключевая тема произведения – гибельное влияние, которое оказывает на простых людей неограниченность власти. Силу этого явления А.С. Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким. Тема стихотворения раскрывается при помощи приема противопоставления.

 

Вдохновила поэта одна из старых легенд о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. 

Композиция «Анчара» состоит из двух частей: первая о ядовитом дереве, вторая о господине и его подданом. При изображении анчара А.С. Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества – губительности для всего живого.

 

Идея стихотворения заключается в последствии несвободы и причинах зла: зло – последствие несвободы, несвобода – причина зла.


  1. Какие образы в стихотворении контрасты?
  2. Что общего между образом анчара и образом царя?
  3. О чем заставляет задуматься это произведение?


Пушкинские стихотворения вызывали восхищение В.Г. Белинского. Критик писал: «Вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое крепкое вино, без малейшей примеси воды».


Контрольные вопросы

 

  1. Какие стихотворения созданы А.С. Пушкиным в петербургский период творчества?
  2. В какой период творчества у поэта прослеживаются тенденции романтизма?
  3. Как вы понимаете финал стихотворения «К Чаадаеву»?
  4. Каков пафос стихотворения «К морю»?
  5. Кому сочувствует и кого осуждает поэт в стихотворении «Анчар»? Как вы это поняли?


 

Предыдущий урок
М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. «Парус», «Узник», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. Особенности жанра. Тематика и проблематика произведения. Личность Чичикова
Русская литература XIX века
  • Деление клетки – основа размножения, роста и развития организма

    Биология

  • Конус

    Геометрия

  • Преобразование энергии при механических колебаниях

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке