Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русский язык как национальный язык русского народа. Стили речи

Стилистика

31.01.2025
2525
0

Стили речи

Любой текст, который мы создаем, выполняет ту или иную коммуникативную задачу. В зависимости от того, какова эта задача, мы выбираем нужный нам стиль речи. Именно он определяет, какие лексические и синтаксические средства нам потребуются. Сегодня на уроке мы с вами вспомним ключевую информацию о функциональных разновидностях языка и проанализируем примеры текстов разных стилей.

 

Желаем вам успехов в повторении и систематизации материала!

План урока

  • Стили речи
  • Речевые ситуации

Цели урока

  • Знать: названия и особенности функциональных стилей речи, определение и состав речевой ситуации.
  • Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи и его речевую ситуацию.


 

Стили речи


Функциональные стили речи — это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Стиль речи напрямую зависит от речевой ситуации: от того, где мы говорим, с кем и зачем.


На данный момент существует 5 функциональных разновидностей языка.

Разговорная речь

Разговорная речь используется для обычного, повседневного общения, где не требуется никаких строгих правил и границ. Признаками разговорного стиля являются спонтанность (мы не готовим речь заранее), эмоциональность (выражается при помощи невербальных средств коммуникации), непринужденность. Для данного стиля характерно использование разговорной и просторечной лексики, неполных предложений. 

Задача речи: общение, обмен информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке, обмен мыслями или чувствами. 

Художественная речь

Художественный стиль используется в художественной литературе. Этот стиль предполагает предварительный тщательный отбор языковых средств: для создания образов используется всё богатство лексики, возможности разных стилей; он характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей – в данном стиле она выполняет эстетическую функцию.

Задача речи: воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей и чувств автора. 

Научный стиль

Научный стиль мы можем встретить в учебниках, энциклопедиях, научных трудах. Особенностями текстов данного стиля являются обобщённость, точность, логичность. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы.

Задача речи: сообщение научной информации: описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, правил и т.д. 

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов. Его стилевые черты – это официальность, точность. 

Задача речи: сообщение информации, имеющей практическое значение, инструкция по выполнению того или иного действия. 

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью. Основные черты – это призывность, эмоциональность.

Задача речи: сообщение информации о жизни страны, воздействие на массы, формирование определенного отношения к общественным делам.

Речевые ситуации

Каждому из стилей речи соответствует определенная речевая ситуация:

Функциональные разновидности языка и стили речи

Речевая ситуация

С кем?

Где?

Зачем?

Разговорная речь

Один на один

Неофициальная обстановка

Общение

Художественная речь

Один — много

Воздействие на чувства и воображение

Научный стиль

Один — много

Официальная обстановка 

Сообщение

(+объяснение)

Официально-деловой стиль

Один — много

Официальная обстановка 

Сообщение

(+инструкция)

Публицистический стиль

Один — много

Официальная обстановка 

Воздействие на ум и волю

 

Проанализируем примеры:

 

1.В качестве примера разговорной речи проанализируем отрывок из биографического рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»:

 

— Дрыхнешь, старый одер!.. А тут хоть пропади!

— Да не сплю я, не сплю. Чё делать-то?

— Баню затопляй!

— Середь ночи?

— Середь ночи. Экой барин! Робенок-то!

В. П. Астафьев

 

Мы видим, что между бабушкой и дедушкой главного героя происходит диалог, то есть общение один на один. Они общаются в неофициальной обстановке и сообщают друг другу бытовую информацию. Их речь насыщена просторечными и разговорными словами («дрыхнешь», «затопляй» и т.д.). 

 

2.Для анализа художественной речи возьмем отрывок из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

В саду было тихо. Но, выйдя из-под колоннады на заливаемую солнцем верхнюю площадь сада с пальмами на чудовищных слоновых ногах, площадь, с которой перед прокуратором развернулся весь ненавистный ему Ершалаим с висячими мостами, крепостями и — самое главное — с не поддающейся никакому описанию глыбой мрамора с золотою драконовой чешуею вместо крыши — храмом Ершалаимским, — острым слухом уловил прокуратор далеко и внизу, там, где каменная стена отделяла нижние террасы дворцового сада от городской площади, низкое ворчание, над которым взмывали по временам слабенькие, тонкие не то стоны, не то крики. 

М. А. Булгаков

 

Данный художественный текст написал М. А. Булгаков, а его читают многие люди (речевая ситуация: один – много). Читая текст, мы представляем себе ненавидимый прокуратором город, то есть происходит воздействие на наше воображение. Описание отдельных элементов вызывает у нас эмоции, это достигается использованием различных средств художественной изобразительности, таких как: метафора («с пальмами на чудовищных слоновых ногах»), олицетворение («взмывали не то стоны, не то крики»), эпитеты («острым слухом») и т.д. 

 

3.В качестве примера научного стиля речи отрывок из учебника «Агрегатные состояния вещества». 

 

Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

 

Из данного отрывка мы получаем точную информацию об агрегатных состояниях вещества.  В данном тексте употребляются термины («газы», «частицы», «вещества» и т.д.), все предложения полные, используется прямой порядок слов.

 

4.Проанализируем официально-деловой стиль речи на примере письма клиенту.

 

Уважаемые жильцы дома!

Уведомляем вас о том, что в период с 12 по 18 июля 2020 года будет произведено отключение горячего водоснабжения в связи с подготовкой оборудования к зимнему отопительному сезону. 

С уважением, управляющая компания «Код»

 

Объявление начинается с официального, общепринятого обращения к жильцам. («Уважаемые жильцы дома») и заканчивается подписью автора («С уважением, управляющая компания «Код»). Все предложения текста полные, передают точную информацию.

 

5.В качестве примера публицистического стиля возьмем отрывок из рецензии на книгу Шанель Миллер «"Между двумя царствами. Воспоминания о прерванной жизни", опубликованной в The New York Times. 

 

В марте 2020 года на окнах кафе появились плакаты: «Мы стремимся сгладить кривую, увидимся через две недели!». Буквально за ночь полки магазинов опустели, люди покупали рулоны туалетной бумаги, как орехи, на долгую зиму. Наши календари вдруг стали до бесконечности пустыми. Мы каждый день волновались, что смерть протянет руку и заберет любимого человека. Мы были сбиты с толку и напуганы, и еще не понимали правил и последствий нашего нового мира. Мы настаивали на словах «пауза», «откладывание жизни». Вначале мы относились к пандемии как к промежутку времени между двумя реальностями, надеясь, что сможем задержать дыхание и дождаться возобновления событий. Роман «Между двумя царствами» Сулейки Джауад появился как путеводитель по похожему состоянию.

 

Текст рецензии начинается с яркой цитаты, что является средством привлечения внимания читателей. В нем используются яркие, образные выражения для воздействия на читателя (сравнение «покупали рулоны туалетной бумаги, как орехи, на долгую зиму», метафора «смерть протянет руку» и т.д.).

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие существуют стили речи?
  2. По какому признаку они классифицируются?
  3. Какие признаки входят в понятие речевой ситуации?


 

Предыдущий урок
Деловая речь
Стилистика
Следующий урок
Русский язык как национальный язык русского народа. Стили речи
Стилистика
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке