Каждому из нас в жизни приходится сталкиваться с написанием деловых документов: заявлений, расписок, резюме и т.д. Иногда мы испытываем затруднения, так как они все пишутся по определённой форме. Сегодня на уроке мы узнаем о том, как пишутся такие документы, как заявление, доверенность, расписка, автобиография.
Желаем вам успехов в освоении нового материала!
- Деловая речь
- Заявление
- Доверенность
- Расписка
- Автобиография
- Знать определение понятия «деловая речь»
- Знать особенности написания и структуру заявлений, доверенностей, расписок, автобиографий
- Уметь писать заявления, доверенности, расписки, автобиографии
Деловая речь
Понятие «деловая речь» часто является синонимом термина «официально-деловой стиль». Это понятие применяется относительно к языку деловых документов.
Деловые документы — это письменные тексты, которые имеют юридическую (правовую) значимость.
Все виды деловых документов (заявления, ходатайства, протоколы, расписки и т.д.) имеют стандартную форму, что облегчает ведение деловой документации.
Заявление
Заявление — это официальная письменная просьба о чём-либо.
В заявлении указываются:
- Адресат речи (пишется с прописной буквы в правом верхнем углу в форме дательного падежа: должность, инициалы, фамилия)
- Заявитель (пишется также в правом верхнем углу (под адресатом) с красной строки, со строчной буквы в форме родительного падежа: должность, инициалы, фамилия, адрес, телефон заявителя)
- Наименование документа (пишется посередине строки со строчной буквы, после наименования ставится точка)
- Содержание заявления (пишется с красной строки)
- Дата (пишется внизу слева)
- Подпись заявителя (пишется внизу справа)
Иногда заявление может иметь приложение, тогда после текста заявления указывается содержание приложения, что предваряется словами: к заявлению прилагаются, и следует перечень прилагаемых документов (справка о состоянии здоровья— форма № 286, фотографии и тому подобное).
Как писать слово ЗАЯВЛЕНИЕ?
- Только первая буква заголовка прописная (обыкновенно в рукописных заявлениях: Приказ; Заявление) – точка в этом случае также не нужна.
- Допускается, но считается устаревающим способ оформления с точкой в конце, а слово «заявление» со строчной буквы.
Пример заявления
Доверенность
Доверенность — это документ, который позволяет одному человеку действовать от имени другого, написавшего доверенность.
Доверенность выдаётся одним лицом или учреждением другому лицу, которому доверяется получение денег, ценных предметов, бандеролей, посылок и т.д.
В доверенности указываются:
● Наименование документа (пишется посередине строки с прописной буквы, после наименования не ставится точка)
● Фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя
● Фамилия, имя, отчество (иногда должность) лица, которому доверяется действовать от имени доверителя
● Содержание доверенности
● Дата составления доверенности (пишется внизу слева)
● Подпись доверителя (пишется внизу справа)
● Дата удостоверения подписи и печать учреждения, где заверяется подпись
Если предметом доверенности являются особо ценные вещи, то указываются адрес и паспортные данные получателя (серия, номер, кем и когда выдан).
Пример доверенности
Расписка
Расписка — это документ с подписью, удостоверяющий получение чего‑либо (денег, документов и т.д.).
В расписке указываются:
- Наименование документа (пишется посередине строки с прописной буквы, после наименования не ставится точка)
- Фамилия, имя, отчество (иногда должность) лица, дающего расписку
- Наименование предприятия или фамилия, имя, отчество лица, от которого получено что-либо
- Наименование того, что получено (количество, сумма пишутся числом и прописью)
- Дата составления расписки (пишется внизу слева)
- Подпись получателя (пишется внизу справа)
Пример расписки
Автобиография
Автобиография — это официально-деловой документ, содержащий описание жизни пишущего.
Автобиография как официальный документ имеет следующую структуру:
- Наименование документа (пишется посередине строки со строчной буквы, после наименования не ставится точка)
- Непосредственно текст биографии (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, сведения об образовании, о трудовой деятельности, о составе семьи)
- Дата написания (пишется под текстом слева)
- Подпись автора текста (пишется под текстом справа)
Пример автобиографии
Контрольные вопросы:
- В чём заключается особенность написания деловых документов?
- Какие виды деловых документов вам известны?
- Какова структура написания заявления?