Чем отличается художественная речь от других функциональных разновидностей языка? С какой целью автор в художественном произведении использует иностилевые вкрапления? Именно об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Желаем вам успехов в освоении нового материала!
- Художественная речь
- Язык художественной литературы
- Знать особенности художественной речи и языка художественной литературы
- Уметь анализировать художественный текст с точки зрения присутствия в нём различных функциональных разновидностей языка, определять цель их использования
Художественная речь
Художественная речь является одной из функциональных разновидностей языка, сферой применения которой является художественная литература.
Главная функция художественной речи – эстетическая.
Основная задача художественной речи – воздействие на эмоции читателя.
Художественная речь – это речь изобразительная, образная. В ней используется не только конкретная лексика, но и слова с переносным значением, различные изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
Язык художественной литературы
Язык художественной литературы — это более широкое понятие, чем художественная речь.
В языке художественной литературы, в зависимости от цели писателя, могут присутствовать и разговорная речь, и высказывания научного, делового, публицистического стилей.
Речь персонажа является средством создания образа, средством характеристики героя произведения, именно поэтому далеко не всегда она будет нормированной.
Различные иностилевые вкрапления – отдельные слова и выражения, характерные для других стилей, - могут употребляться в художественной речи с определённой стилистической целью, чаще всего для достижения иронического или юмористического эффекта.
Проанализируем пример из рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
«— Середь ночи. Экой барин! Робенок-то! — Бабушка закрылась руками: — Да откуль напасть такая, да за что же она сиротиночку ломат, как тонку тали-и-инку… Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш? Вон твои рукавицы. Вон твоя шапка!..»
В качестве отрывка для анализа мы взяли реплику бабушки главного героя произведения. В речи бабушки мы видим большое количество просторечий («робёнок-то», «откуль», «ишшэш», «ломат» и т.д.). Автор насыщает речь героини просторечиями, чтобы создать целостный образ деревенского жителя, не получившего образование.
Контрольные вопросы:
- Что такое художественная речь?
- В чем заключаются особенности языка художественной литературы?
- С какой целью художники слова используют иностилевые вкрапления в своих текстах?