Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Речевые жанры: рецензия

Текст

29.03.2024
1535
0

Речевые жанры: рецензия

На предыдущем занятии мы с вами познакомились с жанром путевых заметок. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жанрах публицистики и поговорим о рецензии. 

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Рецензия

Цели урока

  • Знать определение жанра «рецензия»
  • Знать особенности и структуру текстов, написанных в жанре рецензии
  • Уметь составлять тексты в жанре рецензии

Рецензия


Рецензия — аналитический жанр журналистики, который предполагает критический анализ и оценку художественного или научного произведения, фильма, спектакля, книги и т.д. 

 

Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу.


Задача рецензента — проанализировать произведение (не пересказать!), назвать тему, идею произведения, отметить художественные особенности произведения, особенности его построения и авторского языка, дать оценку. Именно поэтому рецензент должен хорошо разбираться в том предмете, о котором он пишет.

 

В зависимости от цели рецензии автором может быть использован научный или публицистический стиль речи.

 

Если целью рецензии является привлечение внимания читателей или зрителей к произведению, то используется публицистический стиль. Если цель рецензии – помочь читателю или зрителю разобраться в произведении, помочь автору усовершенствовать свою работу, то рецензия пишется в научном стиле.  

 

Ведущий тип речи в рецензии — рассуждение: тезисом является оценка произведения, а аргументами – анализ художественных особенностей произведения. 

 

От рецензии стоит отличать похожий жанр — отзыв. Если в рецензии оценка обоснована глубоким анализом произведения, то в отзыве оценка основана только на личных впечатлениях зрителя или читателя. 

 

В рецензии используется книжная и научная речь. 

 

Как и в любом другом тексте, в рецензии выделяются вступление, основная часть и заключение. Для логичности и связности текста в рецензии используются клише. Примерный план рецензии и наиболее распространённые клише представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1. Структура рецензии и клише

 

Содержание

Клише

Вступление

Библиографическое описание (название, автор, его предыдущий опыт, год выхода произведения).

Автором … является …

Имя … известно каждому …

В … году вышла новая книга … под названием …

Тема и идея произведения

… посвящено рассмотрению вопроса … / решению вопроса … / проблеме …

… написано на актуальную тему …

… поднимается тема/ вопрос …

Цель и задачи автора

Цель автора - …

Автор ставит задачу описать … / обосновать … / раскрыть …

Основная часть

Основное содержание произведения; основные проблемы

В центре внимания находится …

Автор ставит и решает основную задачу …

Автор отмечает (что?) … / описывает (что?) … / обращает внимание (на что?) … / напоминает читателям (о чём?) … / анализирует (что?) …

Достоинства произведения

Постараемся теперь объяснить …

Далее подчеркнём …

Необходимо остановиться на …

Особо хочется выделить …

Приведём пример …

Наконец, можно еще отметить …

Достоинством … является …

Недостатки произведения

К сожалению, работа не лишена недостатков …

К существенным недостаткам, на наш взгляд, относится …

Заключение

Вывод

В заключение отметим …

 

Обратите внимание! План, представленный в таблице, является лишь опорой: не следует чётко следовать обозначенным пунктам. В рецензии могут быть отражены только некоторые пункты плана, но при этом добавлены вопросы, отсутствующие в схеме.


Проанализируем рецензию на спектакль «Ромео и Джульетта»

 

«Поставленный в 1946 году Леонидом Лавровским балет на музыку Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" долгие годы не сходит со сцены Большого Театра. Однако сегодня знаменитый спектакль, в котором некогда блистала несравненная Уланова, способен скорее расстроить, нежели подарить действительно хороший вечер.

 

Оркестр играет, словно засыпая на ходу. В трактовке дирижера Копылова энергичная, с ярко выраженным ритмом, эмоциональная музыка Прокофьева превратилась в нечто вялое, расплывчатое и бесформенное.

 

Повинуясь сонным взмахам дирижерской палочки, танцуют и актеры: лениво, "в полноги", отбывая время на сцене как неизбежную повинность. Причем солисты работают немногим вдохновеннее кордебалета.

 

Надежда Грачева (Джульетта), изображая в первых сценах ребячливую веселость своей героини, была в высшей степени неубедительна. Еще менее правдоподобна была она в любовных эпизодах, ибо ледяному темпераменту этой актрисы могла бы позавидовать даже Снежная королева.

 

Лишь редкие появления Меркуцио (К. Иванов) скрашивали безрадостную картину. Тонкий, живой и подвижный как юла, Меркуцио скорее походил на беспокойного Фигаро, чем на написанного Шекспиром "Вакха Вероны". Однако кто сказал, что Меркуцио обязательно должен быть грубым мужланом?

 

От легендарного балета остались, по сути, лишь замечательные декорации Петра Вильямса. Строгая роскошь домов и монументальная красота улиц, золото и бархат черно-пурпурных костюмов создают неповторимую атмосферу средневековой Вероны - прекрасной и жестокой. Остается только пожалеть, что сегодняшние актеры не в состоянии вдохнуть жизнь в великолепную картину талантливого художника».

 А. С.

 

Текст рецензии написан в публицистическом стиле. 

 

Во вступлении рецензент называет спектакль, год постановки, автора либретто и балетмейстера-постановщика, а также даёт ему оценку: «спектакль … способен скорее расстроить, нежели подарить действительно хороший вечер». 

 

Свою нелестную оценку автор аргументирует плохой работой дирижёра, оркестра, актеров. Достоинством спектакля автор рецензии считает только декорации Петра Вильямса. 

 

В заключении рецензент высказывает сожаление о том, что «сегодняшние актеры не в состоянии вдохнуть жизнь в великолепную картину талантливого художника».


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое рецензия?
  2. В чем заключается отличие рецензии от отзыва?
  3. В каком случае рецензия пишется в публицистическом стиле, а в каком – в научном?


Предыдущий урок
Русский язык как национальный язык русского народа. Стили речи
Стилистика
Следующий урок
Строение текста
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Образование и наука. Периодическая печать и художественная культура

    История

  • Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

    Русский язык

  • Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке