Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Речевые жанры: эссе

Текст

02.03.2024
1271
0

Урок 27. Речевые жанры: эссе

Жанр эссе стал одним из самых популярных в последние годы. Часто ученики, приступая к написанию эссе, испытывают затруднения: о чём писать? С чего начинать? Какими примерами аргументировать свою позицию? и т.д. Ответы на эти и многие другие вопросы мы найдем на сегодняшнем уроке.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Эссе

Цели урока

  • Знать определение жанра «эссе»
  • Знать особенности и структуру текстов жанра эссе
  • Уметь составлять тексты в жанре эссе

Эссе


Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные (Краткая литературная энциклопедия). 


Эссе всегда пишется на какую-либо конкретную тему и не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. 

 

По типу речи эссе представляет собой рассуждение-размышление.

 

Структура эссе обычно представлена тремя частями: вступлением, основной частью и заключением. Во вступлении, как правило, формулируется тезис, в основной части приводятся аргументы, а в заключении делается вывод. Но чётко выдерживать такую композицию не обязательно: тезисов может быть один или несколько, они могут быть сформулированы как во вступлении, так и в основной части, и в заключении. 

 

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Рекомендуется приводить два аргумента в пользу каждого тезиса. 

 

Эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность, поэтому речь должна быть образной и афористичной. Обычно в эссе используют короткие, простые, разнообразные по интонации предложения.


Проанализируем пример из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»

 

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

 

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

 

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

 

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

 

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

 

Перед нами эссе Д. С. Лихачева. Тема эссе сформулирована в заголовке. 

 

В первом абзаце автор формулирует тезис. Во втором абзаце он раскрывает тезис на примере великой цели человека. В третьем абзаце Д. С. Лихачёв обращается к народной мудрости и приводит в качестве примера роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В четвертом абзаце филолог раскрывает проблему на примере науки. В последнем абзаце автором сформулирован вывод.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое эссе?
  2. В чем заключаются особенности жанра эссе?
  3. Какие речевые средства, на ваш взгляд, уместно использовать в эссе?


Предыдущий урок
Речевые жанры: рецензия
Текст
Следующий урок
Речевые жанры: путевые заметки
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации

    Химия

  • Статика. Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Применение условий равновесия при решении задач статики

    Физика

  • Понятие о бессоюзном сложном предложении

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке