Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Речевые жанры: путевые заметки

Текст

07.12.2024
2786
0

Речевые жанры: путевые заметки

В этом учебном году мы продолжим обсуждение различных жанров публицистики. Каждый из нас не раз отправлялся в путешествие: в другую страну, в новый город, в деревню к бабушке, в поход по неизведанным местам. Как рассказать об этом миру? Какие подобрать слова, о чём рассказывать? Стоит ли давать свою оценку или оставить право читателю делать выводы самому? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в сегодняшнем уроке.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Путевые заметки
  • План анализа текста
  • Анализ путевой заметки

Цели урока

  • Знать определение жанра «путевая заметка»
  • Знать особенности и структуру текстов жанра путевых заметок
  • Уметь анализировать тексты путевых заметок
  • Уметь составлять тексты в жанре путевых заметок

Путевые заметки


Путевая заметка (разновидность путевого очерка) — это жанр художественной публицистики, который предполагает описание интересных мест, событий или субъективных наблюдений автора во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. 


Путевые заметки всегда субъективны, эмоционально окрашены: автор рассказывает о своих наблюдениях, впечатлениях, даёт оценку увиденному. 

 

Структура путевых заметок обычно представлена тремя частями: вступлением, основной частью и заключением. 

 

Содержанием путевых заметок может быть описание природы, местности, достопримечательностей, рассказы о людях, с которыми автор встретился во время путешествия, о местных обычаях и т.д.

 

Ведущим типом речи в путевых заметках является повествование (автор рассказывает о пути, который он проделал). Кроме того, путевые заметки обязательно содержат элементы описания (автор описывает увиденное во время путешествия) и рассуждения (автор размышляет о нравах, обычаях, даёт оценку и т.д.). 

 

Назначение путевых заметок — сохранить в памяти увиденное, рассказать об этом другим, поделиться своими впечатлениями. Поэтому речь должна быть не только информативной, но и художественной.

 

Образцы путевых заметок можно найти у известного журналиста В. М. Пескова, путешествовавшего не только по России, но и за рубежом. 

План анализа текста 

Далее вам будет представлен план анализа, опираясь на который вы сможете дать характеристику многим публицистическим текстам. 

 

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказывания.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть явно не выраженный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на одном-двух примерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с другом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих пространство (где? куда?). Другими словами, выясните, как развёртывается текст: во временно́й или в пространственной перспективе.


Проанализируем пример из книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»

 

«5 июля 1890 г. я прибыл на пароходе в г. Николаевск, один из самых восточных пунктов нашего отечества. Амур здесь очень широк, до моря осталось только 27 верст; место величественное и красивое, но воспоминания о прошлом этого края, рассказы спутников о лютой зиме и о не менее лютых местных нравах, близость каторги и самый вид заброшенного, вымирающего города совершенно отнимают охоту любоваться пейзажем.

 

Николаевск был основан не так давно, в 1850 г., известным Геннадием Невельским, и это едва ли не единственное светлое место в истории города. В пятидесятые и шестидесятые годы, когда по Амуру, не щадя солдат, арестантов и переселенцев, насаждали культуру, в Николаевске имели свое пребывание чиновники, управлявшие краем, наезжало сюда много всяких русских и иностранных авантюристов, селились поселенцы, прельщаемые необычайным изобилием рыбы и зверя, и, по-видимому, город не был чужд человеческих интересов, так как был даже случай, что один заезжий ученый нашел нужным и возможным прочесть здесь в клубе публичную лекцию. Теперь же почти половина домов покинута своими хозяевами, полуразрушена, и темные окна без рам глядят на вас, как глазные впадины черепа. Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь, чем бог послал. Пробавляются поставками рыбы на Сахалин, золотым хищничеством, эксплуатацией инородцев, продажей понтов, то есть оленьих рогов, из которых китайцы приготовляют возбудительные пилюли. На пути от Хабаровки до Николаевска мне приходилось встречать немало контрабандистов; здесь они не скрывают своей профессии. Один из них, показывавший мне золотой песок и пару понтов, сказал мне с гордостью: «И мой отец был контрабандист!» Эксплуатация инородцев, кроме обычного спаивания, одурачения и т. п., выражается иногда в оригинальной форме. Так, николаевский купец Иванов, ныне покойный, каждое лето ездил на Сахалин и брал там с гиляков дань, а неисправных плательщиков истязал и вешал».

 А. П. Чехов «Остров Сахалин»

 

Текст А. П. Чехова написан в публицистическом стиле, в жанре путевых заметок. 

 

Тема текста – жизнь людей на острове Сахалине, задача автора – рассказать про людей и их жизнь в этом месте. Основная мысль высказывания заключается в том, что здесь не только суровые погодные условия, но и нравы людей «лютые».

 

В тексте четыре микротемы:

 

  1. Прибытие на пароходе в г. Николаевск
  2. Прошлое и настоящее города Николаевка отбивает «охоту любоваться пейзажем»
  3. Основание города Геннадием Невельским – практически единственное светлое место в истории города
  4. Суровые нравы современных жителей города

 

Ведущим типом речи является повествование: А. П. Чехов рассказывает о прибытии в город, о его истории и современности. Кроме того, присутствует описание места и рассуждение о быте и нравах жителей города. 

 

Для анализа возьмём второй абзац. В зачине рассказывается об основании города («Николаевск был основан не так давно, в 1850 г., известным Геннадием Невельским…»). В основной части рассказывается о жителях города в прошлом и настоящем («В пятидесятые и шестидесятые годы, когда по Амуру, не щадя солдат, арестантов и переселенцев…»). В заключении говорится о диких нравах жителей и приводится пример («Эксплуатация инородцев, кроме обычного спаивания, одурачения и т. п., выражается иногда в оригинальной форме»).

 

Текст развёртывается во временной перспективе.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое путевые заметки?
  2. В чем заключаются особенности жанра путевых заметок?
  3. Как вы считаете, актуален ли данный жанр в наше время?


Предыдущий урок
Художественная речь и язык художественной литературы
Культура речи
Следующий урок
Речевые жанры: эссе
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Система управления базами данных

    Информатика

  • Информационные ресурсы и сервисы Интернета

    Информатика

  • Халькогены. Сера. Сероводород и сульфиды

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке