Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы речи

Текст

14.12.2024
2886
0

Типы речи

С понятием типов речи Вы уже знакомы с 5 класса. Сегодня на занятии мы углубим и систематизируем уже изученный материал, поговорим о разновидностях каждого типа речи, а также познакомимся с планом типологического анализа текста и научимся его выполнять.

План урока

  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение
  • План типологического анализа текста
  • Анализ текста

Цели урока

  • Знать классификацию типов речи
  • Знать особенности и разновидности каждого типа речи
  • Уметь определять принадлежность текста к одному из типов речи
  • Уметь выделять и анализировать типовые фрагменты текста

Повествование


Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).


В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени совершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

 

Выделяют две разновидности повествования: изобразительное и информативное. В изобразительном повествовании акцент ставится на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие, а в информативном текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.

 

Обычно повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

 

  • завязка
  • развитие действия
  • кульминация
  • развязка


Пример изобразительного повествования

 

(1) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. (2) Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. (3) Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. (4) И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. (5) Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…


Анализ

 

Данный текст является повествованием, так как в нём рассказывается о последовательно сменяющихся действиях (ветер поднялся, дождь пошёл, он барабанил, стекал, потоки воды смывали, журчали и т.д.). Как мы видим, ведущая часть речи – это глаголы прошедшего времени совершенного и несовершенного вида.

 

Композиционно текст делится на 4 части: завязка (1 предложение), развитие действия (2-3 предложения), кульминация (4 предложение), развязка (5 предложение). 

 

Перед нами изобразительная разновидность повествования, так как событие показывается через сменяющиеся образы («поднялся сильный ветер и пошел дождь», «он … барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно»).


Описание


Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).


В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. 

 

Чаще всего выделяют четыре разновидности описания:

 

  • описание предмета
  • описание места
  • описание состояния человека
  • описание состояния окружающей среды

Обычно описательный текст строится по следующей композиционной схеме:

 

  • общее представление о предмете
  • отдельные признаки предмета
  • авторская оценка, вывод, заключение


Пример текста-описания

 

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев.

(М. Ю. Лермонтов)


Анализ

 

Данный текст является описанием человека, так как в нём рассказывается о внешних и внутренних особенностях Печорина («среднего роста», «стройный, тонкий стан», «широкие плечи», «ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека» и т.д.). 

 

Композиционно текст делится на 3 части: общее впечатление («Он был среднего роста»), отдельные признаки (стан, плечи, сюртучок, белье, перчатки, рука), авторская оценка («я был удивлен»).


Рассуждение


Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).


В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)

 

Чаще всего выделяют три разновидности рассуждения:

 

  • доказательство (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?)
  • объяснение (Что это такое?)
  • размышление (Как быть? Что делать?)

 

Обычно текст-рассуждение строится по следующей композиционной схеме:

 

  • тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения)
  • обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры)
  • вывод


Пример текста-рассуждения

 

(1) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. (2) И что дальше? (3) Опять – изнуряющий зной душного лета? (4) Опять – раскаленный асфальт? (5) Опять – задыхающийся в пыли город? (6) Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? (7) Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.


Анализ

 

Данный текст является рассуждением-размышлением, так как в нём представлено размышление над тем, что будет после дождя. 

 

В тексте имеются вводные слова («итак»), подчинительный союз со значением причины («поскольку»), большое количество риторических вопросов («Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт?»). 

 

Композиционно текст делится на 3 части: тезис (предложение 1), размышления, предположения (предложения 2-6), вывод (предложение 7). 


Помните о том, что границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами описания и т. п.


План типологического анализа текста

1.  Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль речи.

2.  Найдите в нём типовые фрагменты, составьте схему типологического строения текста, отметив в ней число типовых фрагментов, их значение и характер соединения друг с другом (один фрагмент включается в другой или «приставлен» к другому).

3.  Установите роль каждого фрагмента в развитии основной мысли целого текста, в передаче особенностей его стиля.

4.  С этих позиций проанализируйте языковые средства отдельно в каждом типовом фрагменте. Для этого найдите «данное» и «новое» и укажите, чем они выражены.

5.  Отметьте выразительные средства языка, изобразительные приёмы.


Пример текста

 

Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.


Пример типологического анализа текста

 

1.Тема текста: анализ внешности и внутреннего мира Печорина; 

Основная мысль: во внешности Печорина отображается его внутренний мир, они производят неприятное впечатление. 

Стиль текста: художественный.

 

2.Схема типологического строения текста:

3.«Герой нашего времени» — это социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова: автор не просто описывает внешность главного героя, но и анализирует её, размышляет о том, как во внешности проявляются особенности внутреннего мира Печорина. Именно поэтому в отрывке представлено два типовых фрагмента: описание с элементами рассуждения.

 

4.В описании данным является внешность героя, а новым – её отдельные элементы («вздернутый нос», «зубы ослепительной белизны», «карие глаза»). В рассуждении данным являются глаза героя, а новым – размышления по поводу особенностей взгляда («они [глаза]не смеялись, когда он смеялся», «взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»).

 

5.В тексте используются различные средства художественной изобразительности: риторический вопрос («Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?..»), ряды однородных членов («непродолжительный, но проницательный и тяжелый»), вводные слова («может быть»), сравнение («блеск, подобный блеску гладкой стали»).


Контрольные вопросы:

 

1. Какие существуют типы речи? Каковы их особенности?

2. С какой целью в тексте соединяются различные типовые фрагменты?

3. Какие пункты включает в себя план типологического анализа текста?


Предыдущий урок
Типы речи
Текст
Следующий урок
Лексика. Морфемика. Словообразование
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Электронные таблицы

    Информатика

  • Гидролиз солей

    Химия

  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с неоднородным соподчинением придаточных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке