Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Строение текста

Текст

21.12.2024
2633
0

Строение текста

Сегодня на занятии мы систематизируем и углубим наши знания о том, как строится текст, какие способы развития мысли и средства связи предложений существуют.

 

Желаем успехов в углублении и систематизации материала!

План урока

  • Способы связи предложений в тексте
  • Средства связи предложений в тексте
  • Лексические средства связи
  • Морфологические средства связи
  • Синтаксические средства связи

Цели урока

  • Знать способы и средства связи предложений в тексте
  • Уметь определять способы и средства связи предложений в тексте
  • Уметь строить тексты с различными способами и средствами связи предложений

Способы связи предложений в тексте

Существуют два способа связи предложений в тексте:

При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. д. Мысль автора развивается последовательно. «Новое» первого предложения становится «данным» второго предложения. Механизм действия последовательного способа связи вы можете видеть на схеме:


Рассмотрим пример

 

Прошлым летом мы гуляли по лесу (Н1). В лесу (Д1) росли высокие деревья (Н2). Они (Д2) плотно закрывали своей широкой кроной солнечный свет (Н3).

 

Обратите внимание! В первом предложении формально нельзя выделить «данное», ввиду того что оно первое, вся информация является новой.


При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения. Механизм действия параллельного способа связи вы можете видеть на схеме:


Рассмотрим пример

 

Наступила осень (Д1=Д2=Д3=Д4)*. Дни стали короче(Н2). На улице с каждым днем становится прохладнее(Н3). Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться(Н4).

*В рассматриваемом примере в первом предложении нет «новой» информации, вся информация относится к «данному» и сохраняется на протяжении всего текста.


Обратите внимание! На протяжении всего текста сохраняется одно и то же «данное» из первого предложения.


Средства связи предложений в тексте

Логическая связь в тексте обусловлена повторением в том или ином виде информации из данного предложения в следующем предложении.

 

Помимо способов связи предложений в тексте также выделяют средства связи, к ним относятся три вида средств: лексические, морфологические, синтаксические.

Лексические средства связи предложений в тексте

В Таблице 1 представлены лексические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.

 

Таблица 1. Лексические средства связи

 

Средство связи

Пояснение

Пример

Лексический повтор

Повторение одного и того же слова в двух предложениях.

Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу.

Однокоренные слова

Слова, имеющие один корень, но различающиеся другими морфемами. 

Лето – жаркое время. Поэтому летом многие люди стараются больше бывать на природе.

Синонимы

Слова, имеющие одинаковое значение.

В лесу мы увидели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

Контекстуальные синонимы

Слова, близкие по смыслу только в данном тексте.

Петя вышел из дома и пошел к своему другу. После этого юноша отправился на набережную.

Антонимы

Противоположные по смыслу слова.

У природы много друзей. Недругов у нее значительно меньше. 

Контекстуальные антонимы

Слова, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Слова одной тематической группы.

Слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия (врач, медсестра, больница, палата, анализы и т.д.).

Мы отправились в лес. Сначала мы шли по еле заметной тропинке, но вскоре она превратилась в широкую тропу. Дорогу с двух сторон обступали массивные деревья

Слова со значением «целое и его части».

Одно слово обозначает целое понятие, а другие – его части.

И тут я увидел её лицо. Выразительные синие глаза смотрели испуганно. Крылья носа ежесекундно взымались вверх из-за неровного дыхания. Губы были плотно сжаты.

Морфологические средства связи предложений в тексте

В Таблице 2 представлены морфологические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.

 

Таблица 2. Морфологические средства связи

 

Средство связи

Пояснение

Пример

Личные местоимения

Он, она, оно, они

 

В предыдущем предложении обязательно должно быть существительное, которое заменяется местоимением. 

Я пригласила подругу в театр. Она еще не видела новую постановку.

 

Я пригласила подругу в театр. Ей понравилась новая постановка. 

Притяжательные местоимения

Мой, твой, наш, свой, ее, его, их.

 

(Не путать с личными!)

Специалисты давно занимались изучением океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира.

Указательные местоимения

Тот, этот, такой, та, эти и др. 

Мне очень нравятся леса в здешних местах. Кажется, что таких лесов нет нигде.

Определительные местоимения

Весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, другой, любой.

Мои друзья – моя опора. Любой протянет мне руку помощи в трудной ситуации. 

Формы слова

Разные падежные формы одного слова.

Небо было усеяно звездами. Такие звезды можно увидеть не так часто.

Частицы

Только, лишь, вот, именно, ведь

(только в начале предложения!).

Всем очень понравился спектакль. Только Мария была чем-то недовольна.

Наречия 

Здесь, тогда, там, тут и др.

Туристы вышли на поляну. Здесь они остались на ночлег.

Союзы сочинительные

И, а, но, однако – только в начале предложения.

Тоже, также – в любом месте.

Все были рады празднику. Но Сергей сидел грустный.

Я учусь в университете. Мой друг тоже учится там.

Союзы подчинительные

Потому что, так что, ибо, так как, несмотря на то что

(только в начале предложения!).

Нельзя во всем угождать ребенку. Потому что потом будет сложно им управлять. 

Видовременные формы глаголов

Использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Тяжелораненый Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с силами, стоит прямо. Он подходит к печке и дотрагивается до нее закоченевшими руками.

Степени сравнения прилагательных и наречий

Прилагательные и наречия в разных степенях сравнения.

Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.

Синтаксические средства связи предложений в тексте

В Таблице 3 представлены синтаксические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.

 

Таблица 3. Синтаксические средства связи

 

Средство связи

Пояснение

Пример

Вводные слова

Предложения связываются при помощи вводных конструкций (словом, итак, таким образом и т.д.).

Молодые люди говорили о погоде и о знакомых. Словом, болтали ни о чем. 

Порядок слов

Прямой или обратный порядок слов.

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

Антонимическая организация текста

Предложения построены по принципу антитезы (далеко – близко, тепло – холодно). 

В доме было тепло и уютно. А за окном ревела вьюга и стоял лютый мороз

Синтаксический параллелизм

Предложения строятся по одинаковой синтаксической модели, например: обстоятельство -сказуемое - подлежащее. 

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
(«Морозко», русская народная сказка)

Парцелляция

Выделение из предложения какого-либо члена и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения.

Слова озвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын. Нобелевская лекция)

Соположенность предложений

Объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью.

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.

Неполные предложения

Употребление неполных предложений, смысл которых может быть понятен только из предыдущего контекста. 

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв).

 


Проанализируем пример

 

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.

И. С. Тургенев «Уездный лекарь»

 

В данном тексте используется последовательный способ связи предложений: новое первого предложения («простудился и занемог») становится данным второго («лихорадка застигла»). Новое второго предложения («послал за доктором») становится данным третьего («уездный лекарь»).

 

В тексте использованы различные средства связи предложений.

 

Лексические средства:

  • Слова одной тематической группы («простудился», «занемог», «лихорадка»);
  • Синонимы («доктор», «лекарь»);

Морфологическое средство:

  • Лексический повтор местоимения («я», «меня»).

Синтаксическое средство:

  • Вводное слово («к счастью»).


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие существуют способы связи предложений в тексте?
  2. Какие существуют средства связи предложений в тексте?
  3. Какое средство связи предложений в тексте, на ваш взгляд, используется чаще других?


Предыдущий урок
Строение текста
Текст
Следующий урок
Лексика. Морфемика. Словообразование
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост

    История

  • Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

    Русский язык

  • Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке