Сегодня на занятии мы систематизируем и углубим наши знания о том, как строится текст, какие способы развития мысли и средства связи предложений существуют.
Желаем успехов в углублении и систематизации материала!
- Способы связи предложений в тексте
- Средства связи предложений в тексте
- Лексические средства связи
- Морфологические средства связи
- Синтаксические средства связи
- Знать способы и средства связи предложений в тексте
- Уметь определять способы и средства связи предложений в тексте
- Уметь строить тексты с различными способами и средствами связи предложений
Способы связи предложений в тексте
Существуют два способа связи предложений в тексте:
При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. д. Мысль автора развивается последовательно. «Новое» первого предложения становится «данным» второго предложения. Механизм действия последовательного способа связи вы можете видеть на схеме:
Рассмотрим пример
Прошлым летом мы гуляли по лесу (Н1). В лесу (Д1) росли высокие деревья (Н2). Они (Д2) плотно закрывали своей широкой кроной солнечный свет (Н3).
Обратите внимание! В первом предложении формально нельзя выделить «данное», ввиду того что оно первое, вся информация является новой.
При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения. Механизм действия параллельного способа связи вы можете видеть на схеме:
Рассмотрим пример
Наступила осень (Д1=Д2=Д3=Д4)*. Дни стали короче(Н2). На улице с каждым днем становится прохладнее(Н3). Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться(Н4).
*В рассматриваемом примере в первом предложении нет «новой» информации, вся информация относится к «данному» и сохраняется на протяжении всего текста.
Обратите внимание! На протяжении всего текста сохраняется одно и то же «данное» из первого предложения.
Средства связи предложений в тексте
Логическая связь в тексте обусловлена повторением в том или ином виде информации из данного предложения в следующем предложении.
Помимо способов связи предложений в тексте также выделяют средства связи, к ним относятся три вида средств: лексические, морфологические, синтаксические.
Лексические средства связи предложений в тексте
В Таблице 1 представлены лексические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.
Таблица 1. Лексические средства связи
Средство связи
|
Пояснение
|
Пример
|
Лексический повтор
|
Повторение одного и того же слова в двух предложениях.
|
Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу.
|
Однокоренные слова
|
Слова, имеющие один корень, но различающиеся другими морфемами.
|
Лето – жаркое время. Поэтому летом многие люди стараются больше бывать на природе.
|
Синонимы
|
Слова, имеющие одинаковое значение.
|
В лесу мы увидели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
|
Контекстуальные синонимы
|
Слова, близкие по смыслу только в данном тексте.
|
Петя вышел из дома и пошел к своему другу. После этого юноша отправился на набережную.
|
Антонимы
|
Противоположные по смыслу слова.
|
У природы много друзей. Недругов у нее значительно меньше.
|
Контекстуальные антонимы
|
Слова, противоположные по смыслу только в данном контексте.
|
Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
|
Слова одной тематической группы.
|
Слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия (врач, медсестра, больница, палата, анализы и т.д.).
|
Мы отправились в лес. Сначала мы шли по еле заметной тропинке, но вскоре она превратилась в широкую тропу. Дорогу с двух сторон обступали массивные деревья.
|
Слова со значением «целое и его части».
|
Одно слово обозначает целое понятие, а другие – его части.
|
И тут я увидел её лицо. Выразительные синие глаза смотрели испуганно. Крылья носа ежесекундно взымались вверх из-за неровного дыхания. Губы были плотно сжаты.
|
Морфологические средства связи предложений в тексте
В Таблице 2 представлены морфологические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.
Таблица 2. Морфологические средства связи
Средство связи
|
Пояснение
|
Пример
|
Личные местоимения
|
Он, она, оно, они
В предыдущем предложении обязательно должно быть существительное, которое заменяется местоимением.
|
Я пригласила подругу в театр. Она еще не видела новую постановку.
Я пригласила подругу в театр. Ей понравилась новая постановка.
|
Притяжательные местоимения
|
Мой, твой, наш, свой, ее, его, их.
(Не путать с личными!)
|
Специалисты давно занимались изучением океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира.
|
Указательные местоимения
|
Тот, этот, такой, та, эти и др.
|
Мне очень нравятся леса в здешних местах. Кажется, что таких лесов нет нигде.
|
Определительные местоимения
|
Весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, другой, любой.
|
Мои друзья – моя опора. Любой протянет мне руку помощи в трудной ситуации.
|
Формы слова
|
Разные падежные формы одного слова.
|
Небо было усеяно звездами. Такие звезды можно увидеть не так часто.
|
Частицы
|
Только, лишь, вот, именно, ведь (только в начале предложения!).
|
Всем очень понравился спектакль. Только Мария была чем-то недовольна.
|
Наречия
|
Здесь, тогда, там, тут и др.
|
Туристы вышли на поляну. Здесь они остались на ночлег.
|
Союзы сочинительные
|
И, а, но, однако – только в начале предложения. Тоже, также – в любом месте.
|
Все были рады празднику. Но Сергей сидел грустный. Я учусь в университете. Мой друг тоже учится там.
|
Союзы подчинительные
|
Потому что, так что, ибо, так как, несмотря на то что (только в начале предложения!).
|
Нельзя во всем угождать ребенку. Потому что потом будет сложно им управлять.
|
Видовременные формы глаголов
|
Использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
|
Тяжелораненый Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с силами, стоит прямо. Он подходит к печке и дотрагивается до нее закоченевшими руками.
|
Степени сравнения прилагательных и наречий
|
Прилагательные и наречия в разных степенях сравнения.
|
Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
|
Синтаксические средства связи предложений в тексте
В Таблице 3 представлены синтаксические средства связи предложений в тексте с примерами и пояснением.
Таблица 3. Синтаксические средства связи
Средство связи
|
Пояснение
|
Пример
|
Вводные слова
|
Предложения связываются при помощи вводных конструкций (словом, итак, таким образом и т.д.).
|
Молодые люди говорили о погоде и о знакомых. Словом, болтали ни о чем.
|
Порядок слов
|
Прямой или обратный порядок слов.
|
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
|
Антонимическая организация текста
|
Предложения построены по принципу антитезы (далеко – близко, тепло – холодно).
|
В доме было тепло и уютно. А за окном ревела вьюга и стоял лютый мороз.
|
Синтаксический параллелизм
|
Предложения строятся по одинаковой синтаксической модели, например: обстоятельство -сказуемое - подлежащее.
|
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
|
Парцелляция
|
Выделение из предложения какого-либо члена и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения.
|
Слова озвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын. Нобелевская лекция)
|
Соположенность предложений
|
Объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью.
|
Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.
|
Неполные предложения
|
Употребление неполных предложений, смысл которых может быть понятен только из предыдущего контекста.
|
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв).
|
Проанализируем пример
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.
И. С. Тургенев «Уездный лекарь»
В данном тексте используется последовательный способ связи предложений: новое первого предложения («простудился и занемог») становится данным второго («лихорадка застигла»). Новое второго предложения («послал за доктором») становится данным третьего («уездный лекарь»).
В тексте использованы различные средства связи предложений.
Лексические средства:
- Слова одной тематической группы («простудился», «занемог», «лихорадка»);
- Синонимы («доктор», «лекарь»);
Морфологическое средство:
- Лексический повтор местоимения («я», «меня»).
Синтаксическое средство:
- Вводное слово («к счастью»).
Контрольные вопросы:
- Какие существуют способы связи предложений в тексте?
- Какие существуют средства связи предложений в тексте?
- Какое средство связи предложений в тексте, на ваш взгляд, используется чаще других?