Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение

Синтаксис и пунктуация

27.02.2024
1761
0

Второстепенные члены предложения. Дополнение

На предыдущих занятиях мы подробно обсудили грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое. Сегодня мы начинаем разговор о второстепенных членах предложения. Второстепенные члены предложения распространяют предложение, помогая полнее и ярче выразить авторскую мысль. Начнём изучение данной темы с дополнения, поговорим о способах его выражения и видах. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Дополнение
  • Способы выражения дополнения
  • Виды дополнений

Цель урока

  • Знать определение понятия «дополнение», виды дополнений, способы выражения дополнений
  • Уметь находить в предложении дополнение, определять вид дополнения

Дополнение


Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что?  кем? чем? о ком? о чём? Дополнение подчеркивается пунктирной линией. 


 

Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого:

 

Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).

Способы выражения дополнения

Дополнения чаще всего выражаются существительными или местоимениями в косвенных падежах. Но существуют и другие способы выражения. Все способы выражения дополнения представлены в таблице. 

 

Таблица 1. Способы выражения дополнения

 

таблица

Виды дополнений

Различают прямые и косвенные дополнения. 

 

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом: ем (что?) суп

 

Прямое дополнение может быть выражено:

 

  1. Существительным или местоимением в В. п. без предлога: выполнил (что?) работу, вижу (кого?) его. 
  2. Существительным или местоимением в Р. п. без предлога, если глагол имеет отрицание: не собрали (чего?) ягод.

 

Все остальные дополнения называются косвеннымимечтали (о чем?) о книгах, наблюдали (за чем?) за звездами, верили (во что?) в чудо.

 

Обратите внимание! Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать.). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.


Проанализируем примеры:

 

1. Все просили её спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов). 

 

  • Просили (кого?) её – прямое дополнение, выражено личным местоимением в винительном падеже без предлога.
  • Просили (о чём?) спеть – дополнение, выражено инфинитивом.
  • Спеть (что?) что-нибудь – прямое дополнение, выражено неопределенным местоимением в винительном падеже без предлога.

     

2. Я послал за доктором (И. С. Тургенев).

 

  • Послал (за кем?) за доктором – косвенное дополнение, выражено существительным в творительном падеже с предлогом.

 

3. Я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).

 

  • Вспоминал (о чём?) об этом – косвенное дополнение, выражено местоимением в предложном падеже с предлогом.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое дополнение?
  2. Какими частями речи может быть выражено дополнение?
  3. Какие разновидности дополнений выделяют?


Предыдущий урок
Односоставное предложение
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Орфография. Правописание Н и НН
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Возрастной состав населения России

    География

  • Нации и межнациональные отношения

    Обществознание

  • Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребёнка после рождения

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке