Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Обособленные обстоятельства

Синтаксис и пунктуация

25.04.2024
1955
0

Обособленные обстоятельства

 

На предыдущих занятиях вы познакомились с правилами обособления определений и приложений. Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут обособляться и выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении. Сегодня на уроке вы узнаете о правилах обособления обстоятельств. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Обособление обстоятельств

Цели урока

  • Знать: определение понятия «обстоятельство», правила обособления обстоятельств
  • Уметь: находить в предложениях обстоятельства, правильно расставлять знаки препинания


Обстоятельство  — это второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением признака, действия или состояния и обозначает различные условия совершения действия, а также степень проявления действия или признака.


 

Обособленные обстоятельства обычно выражаются одиночным деепричастием, деепричастным оборотом, именем существительным в косвенных падежах (как правило, с предлогом). На письме обособленные обстоятельства выделяются запятыми.

Правила обособления обстоятельств и примеры представлены в таблице.

 

ОбособляютсяПример
обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами

Проснувшись рано утром, старик услышал, как по крыше барабанит дождь.

С ветки березы, зачирикав, взлетел шустрый воробей.

обстоятельства, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, ввиду, вследствие

 

 

Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку.

Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.

 

Обратите внимание! От деепричастий следует отличать наречия стоя, сидя, лёжа, молча. нехотя, шутя, не глядя, играя и др. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются: Он читал лёжа. 

Не обособляются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами: Они работали засучив рукава.

 


Проанализируем примеры:

 

  1. Домой все шли молча. В данном предложении обстоятельство «молча» выражено наречием, поэтому не обособляется.
  2. Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море. В данном предложении обстоятельство, выраженное существительным с предлогом «невзирая на» обособляется.
  3. Дети слушали рассказчика раскрыв рот. В данном предложении обстоятельство выражено фразеологизмом, поэтому не обособляется.
  4. Ручей тихо журчит, пробираясь между прибрежными зарослями верб. В данном предложении обстоятельство выражено деепричастным оборотом, поэтому обособляется.
  5. Качаясь, тихо шуршит камыш в ночной тишине. В данном предложении обстоятельство выражено одиночным деепричастием, поэтому обособляется.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое обстоятельства?
  2. Каковы правила обособления обстоятельств?
  3. При каких условиях обстоятельства не обособляются?


Предыдущий урок
Обособленное определение
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Неполное предложение
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Площадь трапеции

    Геометрия

  • Строение атомов. Элементарный электрический заряд

    Физика

  • Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке