Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словосочетание. Виды подчинительной связи

Синтаксис и пунктуация

26.04.2024
5648
0

Словосочетание и типы подчинительной связи

Синтаксис — это раздел лингвистики, в котором изучаются такие языковые единицы, как предложение и словосочетание . Кроме того, синтаксис включает в себя изучение построения словосочетаний, предложений, а также определяет соединение простых предложений в сложное. Синтаксис в буквальном переводе означает не только составление, но и упорядочивание, координирование, соединение слов в связный текст.

 

На этом уроке вы более подробно узнаете о словосочетании, а также о типах подчинительной связи. Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Словосочетание и подчинительная связь
  • Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями
  • Типы подчинительной связи
    • Согласование
    • Управление
    • Примыкание
  • Синтаксический разбор словосочетания
  • Анализ примера синтаксического разбора словосочетания

Цели урока

  • Знать: определение понятий «словосочетание» и «подчинительная связь», структуру словосочетания, виды подчинительной связи, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.
  • Уметь: определять тип подчинительной связи, отличать предложение от словосочетания, выделять словосочетания в предложении.

Словосочетание


Словосочета́ние — это соединение двух или более самостоятельных слов, образующих отдельную синтаксическую конструкцию на основе подчинительной связи, связанных по смыслу и грамматически.


Обратите внимание! Связь в словосочетании может осуществляться двумя способами: 

 

  • По смыслу и грамматически (например: красивого платья)
  • Только по смыслу (например: говорить громко)


Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово является главным, а другое - зависимым . От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.


Определим подчинительную связь в рассмотренных выше словосочетаниях: 

 

1. Красивого платья: платья (какого?) красивого

Вопрос задается от слова «платья» к слову «красивого», значит, «красивого» – зависимое слово, «платья» – главное слово. Грамматическая форма зависимого слова в подобного вида словосочетаниях всегда соответствует форме главного слова.

 

2. Говорить громко: говорить (как?) громко

Вопрос задается от слова «говорить» к слову «громко», значит, «громко» – зависимое слово, «говорить» – главное слово. Грамматическая форма зависимого слова в подобного вида словосочетаниях не подчиняется форме главного слова, так как слова в словосочетании связаны только по смыслу, но не грамматически.

Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями

  1. Главные члены предложения, то есть грамматическая основа.
  2. Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
  3. Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
  4. Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
  5. Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).

 

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, словосочетания делятся на три вида:

Типы подчинительной связи

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

 

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Анализ примера синтаксического разбора словосочетания

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

 

Устный разбор

 

  1. В словосочетании засохший лист главное слово — лист.

Лист (какой?)  засохший. Засохший — зависимое слово.

  1. Главное слово выражено именем существительным.
  2. Зависимое слово выражено именем прилагательным.
  3. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания  -ий.
  4. Вид словосочетания по главному слову — именное.
  5. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

 

Письменный разбор


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое словосочетание и подчинительная связь?
  2. Какие существуют типы подчинительной связи?
  3. Какие сочетания слов не являются словосочетанием?


Предыдущий урок
Главные члены предложения. Согласование подлежащего и сказуемого
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Односоставное предложение
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Обобщение по теме «Социальная сфера общества»

    Обществознание

  • Эксперименты Кулона. Закон Кулона. Сложение электрических сил

    Физика

  • Способы и средства связи предложений в тексте

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке