Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Вводные слова и вставные конструкции

Синтаксис и пунктуация

Вводные и вставные конструкции

 

В предложениях нередко можно встретить вводные слова и вставные конструкции. Вводные слова и вставные конструкции имеют некоторые сходства: и те, и другие не связаны с основной темой предложения и поэтому оформляются с помощью выделительных знаков препинания. Однако есть и существенные различия. О том, что такое вводные слова и вставные конструкции, каковы правила постановки знаков препинания при них, мы поговорим сегодня на уроке. 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Вводные слова и конструкции
  • Вставные конструкции

Цели урока

  • Знать: определение понятий «вводные конструкции», «вставные конструкции», разряды вводных конструкций, правила постановки знаков препинания при вводных и вставных конструкциях
  • Уметь: находить в предложении вводные слова и вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания

 

Вводные конструкции 

 


Вводные слова (конструкции)   это вводные слова, словосочетания, предложения, с помощью которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.). 


 

Вводные конструкции могут находиться в любой части предложения:

С одной стороны, это очень даже неплохо. 

Меня, смею сказать, полюбили в доме.

У меня не было выбора, к сожалению.

 

Вводные слова (конструкции), как и обращения, грамматически не связаны с членами предложения (к ним нельзя задать вопрос) и не являются членом предложения.

В устной речи вводные конструкции выделяются интонацией вводности (паузы, сравнительно быстрое произнесение), а в письменной – знаками препинания (чаще всего запятыми).

Вводные конструкции могут быть выражены словами разных частей речи (существительными, наречиями, глаголами и т.д.) в разных формах и даже словосочетаниями и предложениями. Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения. Для этого нужно знать признаки вводных слов и конструкций:

  • они не зависят ни от одного слова в предложении, и поэтому к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
  • они не являются членами предложения;
  • их можно заменить синонимичными вводными словами или сочетаниями;
  • их можно опустить из текста без потери смысла.

Давайте сравним два предложения:

Он задумался, казалось, надолго.

Лицо его казалось спокойным.

В первом предложении слово «казалось» является вводным: оно не зависит от других членов предложения, его можно опустить из предложения без потери смысла (Ср.: Он задумался надолго.).  Во втором предложении слово «казалось» входит в состав составного именного сказуемого, его нельзя опустить из предложения без потери смысла. 

Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:

 

 

Значение вводных конструкцийПримеры
Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности, уверенности и т.п.:
Большая степень уверенности, достоверностьКонечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется и т.д.
Меньшая степень уверенности, предположение, допущение                                         Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь и т.д.
Различные чувства
Радость, удовольствие, одобрение К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др.
Сожаление, огорчениеК несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно и др.
Удивление  К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.
Страх, опасение Неровен час, к ужасу, на беду, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.
Источник сообщения
Сам говорящийПо-моему, по моему мнению, с моей точки зрения, на мой взгляд, думаю, вижу, помнится, известно и др.
Другие людиПо-вашему, по-твоему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по мнению…, по словам…, с точки зрения… и др. 
Обращение к собеседнику
Привлечение внимания собеседника, побуждение верить информации, обратить внимание на что-либоПозвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, вообразите, заметьте, помните, по правде сказать и др.
Выражение вежливостиИзвините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо и др. 
Оформление мыслей
Связь мыслей, последовательность изложения мыслейПеречисление: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, наконец, далее и др. 
Противопоставление: напротив, наоборот, однако, с одной стороны, с другой стороны и др.
Следствие, вывод: значит, итак, следовательно, в общем, таким образом и др.
Способ оформления мыслейДругими словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря и др. 

 

Обратите внимание! Никогда не являются вводными следующие слова: будто, как будто, ведь, в конечном счете, вряд ли, даже, именно, как бы, как-никак, как раз, к тому же, просто, только, якобы, поэтому, обычно, обязательно, притом, причём, словно, между тем, единственно, вот, почти, решительно и др. 

 

Вставные конструкции

 


Вставные конструкции  — это такие словосочетания и предложения, которые содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. 


 

В отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями:

Морозным зимним вечером (это было в конце января) отправились мы в путь. 

Вставные конструкции на письме выделяются тире или скобками, а в устной речи – интонацией включения (паузы, понижение голоса, сравнительно быстрый темп произнесения): 

Но – чудное дело! – превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом... (И. С. Тургенев).

Так как вставные конструкции носят «незапланированный» характер, внезапно появляются в предложении, не планируются заранее, они не могут стоять в начале предложения

Обратите внимание! Вставными конструкциями могут быть не только слова, словосочетания и предложения, но и знаки препинания: Я жду посылку уже два (!) года. 

 


Проанализируем примеры:

 

  1. Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!» (А. С. Пушкин). В данном предложении есть вводная конструкция («быть может»), которая выражает меньшую степень уверенности. Данной вводной конструкции сопутствует вставная восклицательная конструкция.
  2. Мария, к изумлению окружающих, горько заплакала. В данном предложении есть вводная конструкция («к изумлению окружающих»), которая выражает удивление.
  3. По данным синоптиков, антициклон движется в северо-восточном направлении. В данном предложении вводная конструкция «по данным синоптиков» указывает на источник сообщения.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое вводные конструкции?
  2. Какие значения могут передавать вводные конструкции?
  3. Что такое вставные конструкции?
  4. Каковы правила постановки знаков препинания при вводных и вставных конструкциях?


Предыдущий урок
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Приложение
Синтаксис и пунктуация
  • Степень с целым показателем и её свойства

    Алгебра

  • Степень окисления

    Химия

  • Инфляция и семейная экономика

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке