Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Косвенная речь

Синтаксис и пунктуация

18.04.2024
1816
0

Косвенная речь

 

На прошлом занятии вы познакомились с двумя способами передачи чужой речи: с прямой речью и диалогом. Сегодня на уроке вы более подробно узнаете о том, что такое косвенная речь, а также познакомитесь с правилами грамматического и пунктуационного оформления косвенной речи.

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

 

План урока

  • Косвенная речь

Цели урока

  • Знать: определение понятия «косвенная речь», правила грамматического и пунктуационного оформления косвенной речи
  • Уметь: преобразовывать прямую речь в косвенную, соблюдая правила грамматики и пунктуации


Косвенная речь  — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения.


 

В таких предложениях речь говорящего передаётся не дословно, а приблизительно.

Сравните предложения:

Миша спросил: «А когда же придут гости?» (предложение с прямой речью)

Миша спросил, когда придут гости. (предложение с косвенной речью)

Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения, состоящие из двух частей, где первая часть – слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая речь).

Части сложноподчинённого предложения соединяются союзами или союзными словами что, чтобы, будто, как будто, кто, какой, который, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему, ли и др. Перед союзами и союзными словами всегда ставится запятая:

Тогда папа сказал, что он может мне помочь.

Выбор того или иного союза или союзного слова зависит от вида предложения по цели высказывания.

 

 

Обратите внимание! При построении предложений с косвенной речью необходимо учитывать следующие особенности:

  1. В предложениях с косвенной речью слова автора всегда стоят на первом месте, а чужая речь – на втором. («Завтра пойдем в театр», - сказал Сергей. – Сергей сказал, что завтра мы пойдем в театр.)
  2. В предложениях с косвенной речью вопросительный знак не ставится. (Он спросил: «Сколько тебе лет?» - Он спросил, сколько мне лет.)
  3. Обращения, междометия, частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются: (Она сказала: «Мария, только не забывайте мне писать». – Она сказала, чтобы Мария не забывала ей писать).

Местоимения и формы лица глаголов употребляются в зависимости от того, кто передаёт содержание чужой речи, а не от того, кому она принадлежит. (Сестра попросила: «Помоги мне с физикой». – Сестра попросила, чтобы я помогла ей с физикой.)

 


Проанализируем примеры:

 

  1. Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание». – Дежурный сообщил, что завтра состоится собрание. Предложение повествовательное, поэтому для связи частей предложения используем союз «что».
  2. «О, как я люблю тебя!» - прошептал он мне. – Он мне прошептал, что любит меня. Предложение повествовательное, опускаем междометие и частицу, слова автора переносим в первую часть, для связи частей предложения используем союз «что».
  3. «Который час?», - спросили Валеру. – Валеру спросили, который час. Предложение вопросительное, для связи частей предложения используем местоимение, которое есть в вопросе.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое косвенная речь?
  2. Какова структура предложения с косвенной речью?
  3. От чего зависит выбор союза или союзного слова для связи частей предложения с косвенной речью?
  4. Какие особенности при построении предложений с косвенной речью нужно учитывать?


Предыдущий урок
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Тире между подлежащим и сказуемым
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Атомно-молекулярное учение

    Химия

  • Химические реакции. Химические уравнения

    Химия

  • Общество и государство. Тяготы реформ. Преображённая Россия

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке