Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Лексика. Морфемика. Словообразование

Морфемика и словообразование

14.12.2024
2427
0

Лексика. Морфемика. Словообразование

На прошлом занятии вы познакомились с такими разделами русского языка, как фонетика, графика, орфоэпия. Сегодня на уроке вы вспомните и систематизируете информацию по лексике, морфемике и словообразованию.

 

Желаем вам успехов в повторении и систематизации материала!

План урока

  • Лексика
  • Морфемика
  • Словообразование

Цели урока

  • Знать: определение понятий «лексика», «морфемика», «словообразование», принципы классификации слов в русском языке, виды морфем, способы словообразования, план словообразовательного разбора.
  • Уметь: определять виды лексики, выполнять морфемный и словообразовательный разборы.

Лексика

Основной единицей языка является слово. Слова служат для именования предметов, явлений, их свойств и обладают совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

 

Весь словарный состав языка называется лексикой. Раздел языкознания, занимающийся изучением лексики, называется лексикологией.

 

Все слова имеют определенное лексическое значение. Лексическое значение слова – это закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности. Лексическое значение слов можно уточнить по толковым словарям.

 

Слова могут быть однозначными и многозначными.

 

Однозначные слова — это слова, у которых есть только одно лексическое значение, независимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это:

 

  • научные термины (остеохондроз, гештальт, кадастр);
  • имена собственные (Симонов Василий);
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон);
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они имеют несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение и производные от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

 

КИСТЬ, -и; мн. род. -ей, дат. -тям; ж. 1. Часть руки от запястья до конца пальцев. Маленькая к. Широкая к. 2. Скопление плодов или цветков на одной ветке, одном стебле; гроздь. К. винограда. К. рябины. 3. Пучок нитей, шнурков и т.п., служащий для украшения чего-л. Шаль с кистями. 4. Прикреплённый к рукоятке пучок щетины, волоса или синтетических волокон, служащий для нанесения краски, клея и т.п. на какую-л. поверхность. Малярная к. Набор кистей. 5. только ед. Искусство живописи. Владеть кистью. // чья или какая. Манера письма, работа художника. Портрет кисти Перова.

 

Слова могут иметь прямое и переносное значения.


Прямое значение — это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, в словарной статье оно стоит первым. 



Переносное значение — это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.


Рассмотрим пример:

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ, -ая, -ое. 1. Сделанный из железа. Железный стол. 2. перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье, железные мускулы. 3. перен. Твердый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика.

 

У слова железный три значения: первое – прямое, второе и третье – переносное.

 

От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

 

В словаре омонимы обозначаются следующим образом:

 

  1. КЛЮЧ, -а; м. 1. Металлическое приспособление для запирания и отпирания замка. Ключ от квартиры.
  2. КЛЮЧ, -а; м. Бьющий из земли источник, родник. Напиться из ключа.

    Существуют различные разновидности омонимов:

 

  • лексические омонимы (полное совпадение написания и произношения, но разные значения: косить траву косой – девичья коса);
  • омоформы (слова совпадают только в одной из форм: мой руки – мой пиджак);
  • омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: леса – лиса);
  • омографы (слова, которые пишутся одинаково, но в них разное ударение: мУка – мукА).

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).

 

Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).


Антонимы — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).


Со временем слова могут уходить из активного словарного состава языка. Такие слова называются устаревшими. Устаревшие слова бывают двух видов:

 

  1. Историзмы — это устаревшие слова, называющие исчезнувшие предметы и явления объективной действительности (кафтан, боярин, вече).
  2. Архаизмы это слова, в которых устарела только форма слова, а сам предмет остался. Все архаизмы в современном русском языке имеют синонимы (очи – глаза, выя – шея, десница – правая рука).

Но язык постоянно развивается, поэтому в него приходят новые слова. Они называются неологизмами (компьютер, брифинг, имидж). 

 

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

 

  • Словообразование. Слова образуются на основе словообразовательного материала: приставок, корней, суффиксов и постфиксов (стол – столешница, окно – подоконник);
  • Заимствование. Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами (имидж, маникюр, инфляция).

Соответственно, по происхождению слова делятся на исконно русские (дерево, итог, голубцы) и заимствованные (телефон, баскетбол, шофёр).

 

По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

 

Общеупотребительные — это слова, которые употребляются всеми людьми независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

 

    К ограниченным в сфере употребления относятся:

 

  • диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
  • профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
  • жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).

В лексике русского языка существуют не только отдельные слова, обозначающие реалии окружающей нас действительности, но и устойчивые словосочетания, которые называют фразеологизмами. Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка. Как правило, фразеологизм можно заменить одним словом: реветь белугойрыдать, обвести вокруг пальца – обмануть.

Морфемика


Морфемика — это раздел языкознания, который изучает морфемный строй слова и каждую морфему в отдельности.


Морфема — это минимальная неделимая значимая часть слова.

 

В русском языке выделяют 5 морфем:

 

  1. Корень – это морфема, в которой заключено общее значение родственных слов (род, родня, родительский).
  2. Приставка – морфема, стоящая перед корнем и участвующая в словообразовании (смотреть – посмотреть);
  3. Суффикс – морфема, стоящая за корнем и участвующая в формообразовании (посмотреть - посмотрел) и в словообразовании (колокол – колокольчик).
  4. Окончание – морфема, стоящая после корня или суффикса, участвующая в словоизменении (река, реки, рекой).
  5. Постфикс – морфема, стоящая после окончания, участвующая в словообразовании (умыть – умыться).

Приставка, корень, суффикс и постфикс входят в основу слова. Основа слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.

Словообразование


Словообразование — это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.


Способы словообразования

 

Новые слова могут образовываться морфологическим и неморфологическим способами.

 

Морфологические способы образования:

 

  • Приставочный (гладить – погладить);
  • Суффиксальный (камень – каменщик);
  • Приставочно-суффиксальный (стакан – подстаканник);
  • Бессуффиксный (бежать – бег);
  • Сложение (вода + о + возить – водовоз);
  • Аббревиация (высшее учебное заведение – вуз).

 

Основным неморфологическим способом является переход их одной части речи в другую (гостиная комната (прил.) – новая гостиная (сущ.)).

 

При словообразовательном разборе необходимо записать слово в начальной форме, указать слово, от которого оно образовано, и морфемы, при помощи которых оно образуется, назвать способ словообразования.

 

Например: пожарный – пожар + -н- (-ый) – суффиксальный способ.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое лексика?
  2. Какая наука изучает лексику?
  3. Что такое морфемика?
  4. Какие морфемы существуют в русском языке?
  5. Что такое словообразование?
  6. Какие способы словообразования есть в русском языке?


Предыдущий урок
Лексика. Морфемика. Словообразование
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

    География

  • Страны Азии в XIX – начале ХХ века

    История

  • Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке