Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Орфография. Повторение. Правописание гласных в корне

Орфография

10.12.2024
1785
0

Орфография. Правописание гласных в корне

На этом занятии мы начинаем повторение большого раздела русского языка – орфографии. Первый блок повторения связан с правописанием гласных в корне. Мы вспомним, по какому принципу классифицируются орфограммы гласных в корне, а также освежим правила их написания.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Проверяемые безударные гласные в корне
  • Непроверяемые безударные гласные в корне
  • О-Ё после шипящих
  • Чередующиеся гласные в корне

Цели урока

  • Знать: классификацию орфограмм гласных в корне и правила их написания
  • Уметь: правильно писать слова, содержащие орфограмму гласных в корне

Проверяемые безударные гласные в корне


Правило: Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова

Пример: леса (лес), лиса (ли́сы), холодильник (хо́лод, холо́дный)


Обратите внимание! Гласную О в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Непроверяемые безударные гласные в корне 


Правило: Написание безударных гласных в корне, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю.

Пример: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет


О-Ё после шипящих в корне


Правило 1: После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и.

Пример: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.

Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.



Правило 2: После шипящих под ударением в корне пишется   Е(Ё), соответствующее в произношении звуку О, если можно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на месте орфограммы стояла Е (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна). При отсутствии таких соотношений пишется О.


Сравните примеры:

 

а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь

б) артишок, жор, изжога, крыжовник, мажор, обжора, прожорливый

 

Обратите внимание! Написание с О сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́.

 

Кроме того, следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем  жечь –  жёг).

 

Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой О, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна.


Правило 3: В словах иноязычного происхождения возможно написание О после шипящих в безударном слоге


Пример: жоке́й, жолнё́р, жонглё́р, мажордо́м, шовини́зм, шоки́ровать, шокола́д, шоссе́, шотла́ндский, шофё́р.


Правило 4: В собственных именах О после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении


Пример: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем, Шока́льский.

Чередующиеся гласные в корне

Правила написания чередующихся гласных в корне представлены в таблице:

 

Чередование А и О в корне слова

Корни с чередованием 

Правило

Пример

гар \\ гор

Под ударением пишется А, без ударения – О

зага́р, уга́р – загоре́лый, угоре́ть

зар \\ зор

 

 

Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – А

за́рево, зо́рька – зарни́ца, озаря́ть

кас \\ кос(н)  

Пишется О, если дальше следует согласная Н, в остальных случаях – А

касаться, касательная – коснуться, прикосновение

клан \\ клон

Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – О

кла́няться, покло́н – поклони́ться, поклоне́ние

лаг \\ лож

 

Исключение: по́лог  (семантически уже не связывается с корнем  лаг-  –  лож-).

перед Г пишется А, перед Ж – О

предлага́ть, прилага́тельное – предложи́ть, обложе́ние

мак \\ мок

Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» 

Корень мок содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»

макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила

 

вымокнуть под дождем, промокну́ть написанное

плав \\ плов

Корень плов: содержится в словах пловец и пловчиха

В остальных случаях пишется плав

пла́вать, плаву́честь, поплаво́к 

 

Обратите внимание! Корень плыв в слове плывуны

равн \\ ровн

Корень равн - пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»

 

Корень ровн – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»

уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне)

 

заровнять, ровесник, сровнять, уровень

раст \\ рос 

 

Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. 

Пишется А перед последующим сочетанием СТ (также перед Щ), в остальных случаях пишется О

расти, наращение, выросший, заросль, поросль

скак \\ скоч 

 

Исключения: скачо́к, скачу́, скачи

перед К пишется А, перед Ч  –  О

подскака́ть – подскочи́ть

твар \\ твор 

 

Исключение: у́тварь  (семантически уже не связывается с корнем  твар -  –  твор -).

под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – О

тварь, тво́рчество – твори́ть, творе́ц

Чередование Е и И в корне слова

бер \\ бир 

дер \\ дир 

мер \\ мир 

пер \\ пир

тер \\ тир

блест \\ блист

жег \\ жиг

стел \\ стил

чет \\ чит

 

Исключения: сочетать, сочетание.

Пишется И, если дальше следует суффикс -а- 

В противном случае пишется Е

собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; 

 

беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие существуют орфограммы гласных в корне?
  2. По каким правилам они пишутся?
  3. Есть ли в этих правилах исключения? Если да, то какие?


Предыдущий урок
Орфография. Повторение. Правописание НЕ и НИ
Орфография
Следующий урок
Орфография. Повторение. Правописание НЕ и НИ
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Природа Сибири. Природа и ресурсы гор юга Сибири. Арктические моря

    География

  • An informal email describing a place. Неформальное письмо - описание места

    Английский язык

  • Соединения галогенов

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке