- История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Жанровые особенности романа
- Личность Евгения Онегина как центрального героя романа
- Онегин и столичное дворянское общество
- Типическое и индивидуальное в образе Онегина
- Знать историю создания романа Пушкина «Евгений Онегин», его жанровые особенности, типические и индивидуальные черты в образе Евгения Онегина
- Уметь интерпретировать художественные образы и характеры героев, формулировать и доказывать свою точку зрения, различать типическое и индивидуальное в образе
Во время работы над «Евгением Онегиным», А.С. Пушкин однажды написал в письме своему другу П.А. Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
- Как вы считаете, с какими особенностями этого жанра связано такое высказывание А.С. Пушкина?
История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» – произведение удивительной судьбы. Он создавался более семи лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 года. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 году. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 году. У А.С. Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную историю создания.
Во время создания произведения писатель отказался от традиций романтизма, начав писать реалистический роман.
Изначально в «Евгении Онегине» планировалось 9 глав, однако Пушкин издал «Путешествие Онегина» отельным приложением к роману, оставив в основном тексте 8 глав.
Особым образом организована строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный четырёхстопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги героев, создаёт эффект импровизации.
Таблица 1. Структура онегинской строфы.
1. Мой дядя самых честных правил, 2. Когда не в шутку занемог, 3. Он уважать себя заставил 4. И лучше выдумать не мог.
|
A b A b
|
перекрестная рифмовка
|
5. Его пример другим наука; 6. Но, боже мой, какая скука 7. С больным сидеть и день и ночь, 8. Не отходя ни шагу прочь!
|
C C d d
|
парная
|
9. Какое низкое коварство 10. Полуживого забавлять, 11. Ему подушки поправлять, 12. Печально подносить лекарство,
|
E f f E
|
кольцевая
|
13. Вздыхать и думать про себя: 14. Когда же черт возьмет тебя!
|
g g
|
куплет (двустишие)
|
Прописные буквы (A, C, E) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) – мужские.
|
Что необычного в истории создания романа «Евгений Онегин»?
Жанровые особенности романа
До А.С. Пушкина романы были исключительно прозаическими. Писатель был уверен, что существует огромная разница между изображением одних и тех же событий в поэтической и прозаической форме. Роман в стихах совмещает в себе особенности как эпического, так и лирического произведения. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лироэпическим произведениям.
Эпические особенности в романе «Евгений Онегин»:
- большой объем произведения;
- несколько сюжетных линий;
- изображение персонажей в развитии;
- реалистические описания действительности.
Лирические особенности:
- описание внутреннего мира лирического героя;
- введение лирических отступлений;
- стихотворная форма.
В «Евгении Онегине» А.С. Пушкин исследует «героя своего времени» на широком фоне современной ему жизни, раскрывает истоки характеров, изображает их взаимосвязь с окружающей действительностью. Все это отличает именно реалистические произведения и дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом.
Реализм – художественный метод, в котором образы и явления соответствуют реальной жизни.
Возник в России в 1820-е в творчестве А.С. Пушкина.
Для реализма характерны изображение движения человеческой жизни, стремление к «глубинному» познанию обыденной жизни, лаконичность стиля.
Реализм в романе заключен в следующих особенностях:
- герои романа находятся в естественной для них среде (петербургское, московское и деревенское общества);
- через историю героя и развитие сюжета предстает целая историческая эпоха;
- все герои романа находятся в постоянном развитии: у них есть прошлое, они не являются носителями какой-то одной черты.
При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что роман «Евгений Онегин» можно назвать и социально-бытовым романом.
Важно и то, что А.С. Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. Он достигает необычайного психологического мастерства, поэтому «Евгения Онегина» можно назвать и психологическим романом.
В то же время в «Евгении Онегине» есть черты любовного романа с распространенным для начала XIX века любовным сюжетом. Герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него. По неким причинам герой либо не может ее любить и все заканчивается трагически, либо отвечает ей взаимностью, и, хотя вначале обстоятельства мешают им быть вместе, все заканчивается хорошо. Примечательно, что А.С. Пушкин лишает свою историю романтического оттенка и по-другому ее разрешает. Несмотря на все изменения, которые произошли в жизни героев и привели к возникновению взаимного чувства, они не могут быть вместе. Таким образом, сюжету романа придается явная реалистичность.
- Что дает основание считать «Евгения Онегина» социально-бытовым романом?
- Как А.С. Пушкин трансформирует в «Евгении Онегине» жанровую структуру любовного романа?
Личность Евгения Онегина
Заглавный герой романа в стихах – это молодой дворянин, наследник богатого состояния. Получил типичное для того времени образование. Ему 26 лет, он родился и вырос в Петербурге, хорошо знаком с его обществом, потому модно одевается, следит за своей внешностью, хорошо танцует.
Несмотря на то, что Онегин – молодой повеса, которому всегда рады в высшем обществе, он быстро от всего устает и скучает. Ему надоел свет, надоели красивые женщины и надоела дружба. Из-за смерти дяди герой вынужден переехать в деревню, но и деревенское общество быстро наскучивает Онегину.
В образе Онегина А.С. Пушкин вывел новый тип проблемного героя — «героя времени», «лишнего человека».
Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В первой главе (описание одного дня из жизни героя) автор показал основные социально-общественные и культурные факторы, обусловившие характер героя. Это — принадлежность к высшему слою дворянства и обычные для этого слоя воспитание и образование.
Онегин в петербургском обществе
В петербургское общество главный герой произведения вписывается прекрасно. Он любит театры, регулярно посещает балы, которые ничем не отличаются друг от друга: Онегин заигрывает с дамами, читает свои эпиграммы.
Дворянство любит Евгения за его способность «казаться новым», быть галантным и интересным человеком.
Типическое и индивидуальное в образе Онегина
Поэт с самого начала подчеркивает типичность образа Онегина. Во-первых, то, что мы уже отмечали, поверхностная образованность героя, что было нормой.
Во-вторых, такой же нормой было и увлечение модой, которое пришло в Россию из Англии. У денди была своя философия и даже строгий свод правил, по которым создавался модный образ. «Продвинутый» человек был обязан следовать им.
В-третьих, распорядок дня Онегина подчинен распорядку светской жизни: балы, приемы, театр, поздние ужины.
В-четвертых, в столице кабинет Онегина полон модных вещичек, в его деревенском кабинете статуэтка Наполеона и портрет Байрона. Это романтические кумиры эпохи. Даже читает Онегин только то, что модно.
Онегин не служит, не занимается творчеством – упорный труд ему был тошен. Он прожигатель жизни, бездельник с тоскующей душой. Современники А.С. Пушкина считали, что Онегин не достоин быть героем романтической поэмы, настолько его характер казался обыденным.
А.С. Пушкин акцентирует внимание на типических чертах в образе Онегина для того, чтобы показать, что его герой – это типичный представитель светской молодежи 1810-х годов. Вся первая глава, знакомящая читателя с заглавным персонажем, посвящена не личным переживаниям Онегина, а описанию жизни, которая его окружает.
Однако Онегин личность, поэтому автор наделяет его достоинствами и недостатками, которые отделяют его от массы. Он умен, благороден, обладает хорошими манерами, но при этом жесток, эгоистичен и бессердечен.
Светские забавы ему надоели, общество разочаровало. Он видит пустоту роскошной беззаботной жизни. Это является характерной чертой байронического героя. Онегин ищет, чем занять себя, но быстро бросает любое дело. Как романтический герой Онегин бежит в идеальный мир на лоне природы. В деревне он сделал легче жизнь крестьян, но быстро потерял интерес преобразованиям. Управлять поместьем он не захотел, его знание экономики осталось без применения. Кроме того, нововведение настроило против Онегина местное дворянство.
Евгений Онегин – первый «лишний человек» в русской литературе. К типу «лишнего человека» относят и лермонтовского Печорина, и тургеневского Рудина, и Бельтова из романа А.В. Герцена «Кто виноват?». Их образование, таланты и ум не находят применения, жизнь растрачивается впустую. «Лишние люди» – выходцы из дворянской среды, при этом они презирают все то, чем живет дворянское общество. «Лишний человек» – разочарованный скептик, который чувствует усталость от жизни будучи очень молодым. Лишние люди всегда несчастны и приносят несчастье тем, кто их любит.
Контрольные вопросы
- Почему А.С. Пушкин так трепетно отнесся к выбору жанра для своего произведения?
- В чем причина хандры Евгения Онегина? Избавился ли он от скуки в деревне?
- Какие типические черты можно обнаружить в образе Евгения Онегина? Какие черты являются индивидуальными, характерными только для него?
- Что дает основание считать Онегина «лишним человеком»? Что характерно для типа «лишнего человека»?
- Какие эпические особенности есть в «Евгении Онегине»?