Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Тема любви. Тема родины. «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. Тема любви. Тема Родины. «Нищий», «Расстались мы; но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю …», «Родина»

План урока

  • Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова («Нищий», «Расстались мы; но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»)
  • Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворение «Родина»)

Цели урока

  • Знать, как раскрываются тема любви и тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова, в чем ее своеобразие
  • Уметь анализировать стихотворения, определять идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте

Разминка

  • Какие любовные лирические произведения вы читали в школьном курсе литературы?
  • Как описывал любовь А.С. Пушкин в своих стихотворениях?

 

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова

 

В лирике М.Ю. Лермонтова тема любви раскрывается на протяжении всего его творческого пути. Многие возлюбленные поэта становились его музами, которым он посвящал свои стихотворения.

 

М.Ю. Лермонтов поэт-романтик, поэтому в его любовной лирике создается новый мир, в котором все наполнено ощущением любви и свободы. В реальной жизни чувства поэта не всегда были встречены взаимностью, поэтому он создает идеальные картины в своем творчестве.

 

Часто в поэзии М.Ю. Лермонтова любовь является неразделенной. В таких стихотворениях лирический герой испытывает сильные переживания, чувствует разочарованность и угнетенность.

 

Исследователи отмечают такую особенность любовной лирики М.Ю. Лермонтова, как стремление передать в ней изменения личных философских размышлений под влиянием любви. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание. О любви почти никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом, и мы видим только игру воспоминания и воображения.

 

«Нищий»

Рис. 1. Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова). Миниатюра неизвестного художника. 1830-е. Рис. 1. Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова). Миниатюра неизвестного художника. 1830-е.

Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году под влиянием двух разнородных впечатлений. 

 

Первым (и главным) впечатлением стала влюблённость к 18-летнюю Катеньку Сушкову. Пылкий 16-летний юноша не воспринимался Сушковой всерьёз, она подшучивала над его признаниями. Ей поэт посвятил целый цикл стихотворений, названный впоследствии «сушковским».

 

Второе впечатление – посещение Лермонтовым Троице-Сергиевой лавры летом 1830 года. В рассказе одного из нищих, поведавших, что молодые люди подложили ему камень вместо пищи, юный поэт узнал себя.

 

В произведении главной является тема безответной любви. Лермонтов доводит этот мотив до масштаба вселенской катастрофы. Образ любимой сливается для него с портретом «жестокого» поколения.

 

Стихотворение поднимает проблему равнодушия и жестокости в отношениях между людьми. Первое порождает второе. Там, где один не готов представить себя на месте другого, рождаются отчуждение, холод, насмешка. Всё это может довести до отчаяния.


  1. В чем особенность композиции стихотворения «Нищий»?
  2. Каким смыслом наполнены образы камня и хлеба в этом стихотворении?


Стихотворением «Расстались мы; но твой портрет…»

 

Стихотворение «Расстались мы; но твой портрет…» написано в 1837 году. Тема стихотворения – всесильность любви, которая выше времени и обстоятельств. Лирический герой произведения уверен, что настоящие чувства не могут пройти или угаснуть. Однако он говорит своей возлюбленной, что его чувства принадлежат красавице, с которой он встретился в юности, а не той светской даме, которой она теперь стала. Герой бережно хранит воспоминания обо всем, что произошло с ними в юные годы.

 

Жанрово произведение относится к лирическому стихотворению с элементами послания.

 

Центральный мотив стихотворения – любовь к возлюбленной. Этот мотив дополняется темой преходящих «новых страстей», не вытесняющих первую любовь, а лишь подчеркивающих ее.

 

В качестве символа «вечной любви» выступает портрет девушки. Он постоянно возрождает в памяти лирического героя образ возлюбленной, заставляет оживать чувства и вспоминать прошлое. Образ храма в финале стихотворения лишен религиозной подоплеки. Во-первых, храм – это душа, где обитает любовь как божество. Во-вторых, этот образ несет значение божественности, святости и вечности любви. Таким образом, мотив разлуки, заданный в самом начале глаголом «расстались», опровергается всей композицией стихотворения и утверждается идея вечности любви, проходящей сквозь всю жизнь лирического героя.

 

Стихотворением «Нет, не тебя так пылко я люблю»

Рис. 2. Э.П. Мартин. Портрет Варвары Бахметьевой, ур. Лопухина. 1833. Рис. 2. Э.П. Мартин. Портрет Варвары Бахметьевой, ур. Лопухина. 1833.

Это стихотворение относится к позднему творчеству поэта. Оно написано в 1841 году и посвящено Екатерине Быховец, которой М.Ю. Лермонтов симпатизировал за её сходство с главной любовью автора – Варварой Лопухиной.

 

Тема стихотворения – переживания о любви, которую лирический герой перенес через многие годы. Он признается девушке, что люби не её, а то, что свои переживания в прошлом. Ему хочется увидеть в ней черты «подруги юных дней».

 

Жанр этого произведения относится к элегии. Лирический герой с грустью беседует с дамой сердца, с которой ему не суждено быть вместе.

 

В этом стихотворении речь идёт не о любви к адресату. Здесь нет пушкинской широты и великодушия. Лирический герой описывает возлюбленную так, будто она умерла. Хотя подразумеваемая В.А. Бахметева была жива. Это иносказание, в котором поэт говорит о горестной разлуке, которая сравнима со смертью.


  1. Для чего М.Ю. Лермонтов обозначил три четверостишия стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…» цифрами?
  2. Какие приёмы помогают описать М.Ю. Лермонтову любовь в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет…»?


Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова

 

Тема Родины является одной из центральных в творчестве М.Ю. Лермонтова. Он ставит четкое разграничение между государством и Родиной, которую он безмерно любит и хочет воспевать в своем творчестве.

 

В стихотворениях о той стране, где поэт родился и вырос, множество описаний красот природы, с которой автор чувствует духовное единение. Лирический герой этих стихотворений находится в состоянии гармонии – он постиг душевное спокойствие.

 

В стихотворениях о государстве, М.Ю. Лермонтов пишет о жестокости власти, которая ломает человеческие стремления.

В своей лирике поэт не прощает России тех недостатков, которые у неё есть. Ему хочется прославить её, привить каждому любовь к своей Родине, но его непринятие своего государства резонирует с чувствами автора.

 

Стихотворение «Родина»

 

Это произведение написано за несколько месяцев до гибели поэта в 1841 году по его возвращении с Кавказа. Это стихотворение признание М.Ю. Лермонтова в любви к своей Отчизне.

 

Лирический герой произведения рассуждает о своих чувствах к родной стране. Его мысли лишены гражданского пафоса, он не думает о государстве. Герой делится с читателем искренней любовью к сельским домам, запаху костра, березам, крытым соломой избам.

 

Первоначальное название стихотворения – «Отчизна». Отчизна – декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Лермонтов изменяет название и подчеркивает, что его любовь к Родине не определяется ни идеями декабристов, ни концепцией официальной народности, ни идеалами славянофилов. Это личное чувство, причем именно чувство. Лермонтовское стихотворение представляет собой декларацию «странной» любви «рассудку вопреки»», чувство Родины здесь иррационально, неподвластно логике.

 

Стихотворение «Родина» – это и символ расставания с романтическим взглядом на мир: здесь уже нет того демонического взгляда сверху, взгляда презрения и горькой насмешки. В стихотворении «Родина» появляется своего рода возвращение к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями. Даже вместо традиционно романтических образов гор, одинокой сосны или чинары, пальмы появляются реалистические в своей простоте образы берез, причем это «чета белеющих берез».

 

Идея этого произведения в том, чтобы раскрыть сущность патриотических чувств лирического героя, который делится ими, как чем-то очень личным и трогательным.

 

Жанр «Родины» – лирическое стихотворение, близкое к думе. 


  1. Почему поэт называет свою любовь к Родине «странной»?
  2. Какие образы говорят о том, что поэт в стихотворении «Родина» отходит от романтического взгляда на мир?
  3. Почему М.Ю. Лермонтов изменил название стихотворения?


Контрольные вопросы

 

  1. Как в поэзии М.Ю. Лермонтова раскрывается тема неразделенной любви?
  2. В чем своеобразии темы Родины в лирике М.Ю. Лермонтова?
  3. Какова идея стихотворения «Родина»?


Предыдущий урок
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. Столкновение «века нынешнего и века минувшего»
Русская литература XIX века
  • Сельское хозяйство. Растениеводство

    География

  • Динамика. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила

    Физика

  • Изменения в повседневной жизни

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке