Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Русская литература XIX века

18.01.2025
3916
0

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

План урока

  • История создания и жанровые особенности цикла А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»
  • Действующие лица, композиция и проблематика трагедии «Моцарт и Сальери»

Цели урока

  • Знать историю создания и жанровые особенности цикла Пушкина «Маленькие трагедии»
  • Уметь давать характеристику действующим лицам и интерпретировать художественное произведение

Разминка

Осень 1830 года оказалась для А.С. Пушкина очень плодотворной. Писатель оказался в затворничестве в имении Большое Болдино, которое было связано с холерным карантином. Это время совпало с подготовкой к женитьбе А.С. Пушкина на Наталье Николаевне Гончаровой. Работы автора, написанные в этот период, называют произведениями «болдинской осени».

  • Знакомы ли вам какие-нибудь произведения А.С. Пушкина, относящиеся к этому времени?

История создания и жанровые особенности цикла Пушкина «Маленькие трагедии» 

В 1830 году в Болдино А.С. Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. Интересно жанровое определение, которое дал произведениям сам автор. А.С. Пушкин назвал их «драматическими сценами» («драматическими очерками).

 

Жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» заключается в следующем:

  1. небольшой объем, малое количество сцен и персонажей;
  2. быстрое развитие действия, острый драматический конфликт;
  3. глубина проникновения в психологию героев, охваченных страстью;
  4. воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки: гордость, жадность, зависть, чревоугодие, гнев. Герои, к которым писатель обращается в каждой пьесе, олицетворяют «вечные образы» – скупец, завистник, жизнелюбец.

 

«Маленькие трагедии» состоят из четырех коротких пьес, в каждой из которых обыгрывается мифическая ситуация определенной исторической эпохи:

 

  • «Скупой рыцарь» – средневековье. Примечательно, что эта трагедия изначально была представлена автором как «литературная мистификация».
  • «Каменный гость» – эпоха Просвещения. Главный герой пьесы – Дон Жуан, не придуман Пушкиным, а позаимствован из мировой литературы.
  • «Моцарт и Сальери» – эпоха Возрождения. Сюжет пьесы трактует миф, связанный с ранней смертью Моцарта.
  • «Пир во время чумы» – британский романтизм, перевод фрагмента пьесы шотландского поэта Вильсона «Чумной город».


Чем пьесы, входящие в цикл «Маленькие трагедии», отличаются от традиционных?


Действующие лица, композиция и проблематика трагедии «Моцарт и Сальери» 

Рис. 1. М. Врубель. «Моцарт и Сальери». Сцена II. Сальери бросает яд в стакан Моцарта. 1884

В основу трагедии «Моцарт и Сальери» легла рассказанная в газетах в 1826 году легенда о том, что известный венский композитор Антонио Сальери перед смертью будто бы признался в страшном преступлении – отравлении и Моцарта. История была опубликована в нескольких газетах, но слух был опровергнут, и гибель композитора признали естественной. 

 

Предполагается, что пьеса «Моцарт и Сальери» написана А.С. Пушкиным из-за «культа Моцарта», который возник в России в 20-х годах XIX века. Известно, что многие друзья писателя были страстными поклонниками австрийского композитора. 

Действующие лица

  • Моцарт. Молодой композитор, жизнерадостный, оптимистичный, отличается добрым нравом и легким отношением к жизни. Ему удается без труда создавать музыку, к своему таланту он относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт – он искренне считает Сальери другом, не догадываясь о его противоречивых эмоциях.
  • Сальери. Пожилой придворный музыкант. Его характер противоположен характеру Моцарта: Сальери серьезен, мрачен, горд. Написание музыки дается ему только путем упорного труда, огромных усилий и отказа от праздной жизни. Убежден, что Моцарт недостоин своего таланта и является угрозой искусства.
  • Человек в черном. Предвестник смерти. За три недели до начала событий заказывает у Моцарта Реквием, после чего незримо преследует его, вызывая тревогу в душе молодого музыка. Моцарт исполняет Реквием, выпив яд.
  • Слепой старик. Скрипач в трактире, исполняющий мелодии Моцарта. Сальери прогоняет его, услышав фальшивое исполнение, он считает это кощунством. Его друг не соглашается и щедро вознаграждает старика.

Композиция

  • Экспозиция пьесы – это первый монолог Сальери
  • Завязка произведения – исполнение Моцартом гениального произведения, которое он называет «безделицей».
  • Развитие действия – встреча друзей в трактире
  • Кульминация – отравление Моцарта.
  • Развязка – монолог Сальери.

Особенности композиции

  • Трагедия начинается монологами-размышлениями Сальери и ими же заканчивается. Глубокие и мучительные мысли старого музыканта, его рассуждения об искусстве, дружбе и жизни служат основой произведения. Показано, что зависть зарождается в душе человека медленно и постепенно доводит до преступления.
  • Характер монологов Сальери резко меняется от первой части ко второй. Изначально он рассуждает связно и логично, затем начинает говорить отрывисто, эмоционально. В словах композитора заметны противоречия, подчеркивающие его внутренний конфликт.
  • Образ склянки с ядом связывает размышления героя с происходящими событиями. Этот предмет, который Сальери «всегда носит с собой», символизирует темные порывы его души. Оно позволяет завистливые мысли превратить в действие – убийство.
  • Фразу «Гений и злодейство – две вещи несовместные», являющуюся основной мыслью пьесы, произносят оба друга: сначала Моцарт, потом Сальери.

Проблематика и тема

Ключевой темой произведения является трагедия человека, затуманенного завистью к другому. Помимо этого, А.С. Пушкин пишет о таланте, творчестве, гениальности.

Проблема пьесы заключена в вопросе – совместимы ли гений и злодейство? В тексте произведения сам Моцарт дает ответ на этот вопрос: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». 


Контрольные вопросы 

 

1. В чем особенность композиции трагедии «Моцарт и Сальери»? 

2. Какую роль в трагедии играет образ слепого старика? 

3. Какое возмездие ждет Сальери? 

4. Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика? 

5. Чем Сальери обосновывает то, что Моцарта нужно убить?

6. Какой теме посвящена трагедия «Моцарт и Сальери»?


 

Предыдущий урок
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Смысл финала произведения. Критические статьи Д.И. Писарева и В.Г. Белинского
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Личность Евгения Онегина. Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Внешняя политика. Общественно-политическая жизнь 1860—1880-х гг.

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История

  • Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке