Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности жанра. Реализм и классицизм. Тематика и проблематика произведения. Конфликт

Русская литература XIX века

18.01.2025
2002
0

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности жанра. Реализм и классицизм. Тематика и проблематика произведения. Конфликт

План урока

  • Реализм в русской литературе
  • Слово об А.С. Грибоедове
  • История создания комедии «Горе от ума»
  • Жанровые особенности комедии
  • Сочетание классицизма, романтизма и реализма в пьесе
  • Тематика и проблематика произведения
  • Конфликт в комедии

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания пьесы «Горе от ума», особенности жанра и метода, тематику, проблематику и конфликт комедии «Горе от ума»
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

Какими отличительными чертами обладает романтический герой?

Реализм в русской литературе

Реализм появился в России в 30-е годы XIX века. Зачастую в истории русской литературы основоположником этого направления считают А.С. Пушкина. В его произведениях впервые появилось реалистичное, достоверное повествование, которые не было направлено на идеализацию и мистификацию. Среди таких произведений «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин» и многие другие. Особенность русского реализма заключается в том, что большое внимание авторы уделяют социальному фону, через который они передают свои переживания об общественно-политической жизни страны.

 

Черты реализма:

 

  • Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах.
  • Социальный анализ, историзм мышления.
  • Критическое изображение жизни.
  • Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.
  • Новые типы героев: «маленький человек», «лишний человек», «новый герой».
  • Взаимоотношения личности и общества ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература.
  • Многогранность характеров персонажей: действия, поступки, речь, образ жизни внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний.
  • Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.
  • Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лироэпических, сатирических), которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.
  • Отражение реальной действительности исключает вымысел и фантастику, хотя художественные средства не определяют основную тональность произведения.

 

Основные жанры реализма: рассказ, роман, повесть.

Слово об А.С. Грибоедове

Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829) 

Рис. 1. И.Н. Крамской. А.С. Грибоедов. 1873

Биография Александра Сергеевича Грибоедова до сих пор содержит неясные места. Считается, что поэт родился в 1795 году; однако сам он проставил в военных документах 1790-й, таким образом «состарив» себя на несколько лет. Образование он получил в Московском университете. Некоторое время А.С. Грибоедов провел на военной службе, однако больших чинов не достиг, хотя и служил в 1812 году в действующей армии.

 

Театр, опера, музыка в те времена считались достойными занятиями для светского молодого человека. В 1815 году, томясь полковым досугом, А.С. Грибоедов перевел модную французскую комедию «Молодые супруги». Через год она с успехом прошла на сценах Петербурга и Москвы.

 

Музыка была истинным увлечением А.С. Грибоедова. Его сестра Мария, ученица знаменитого музыканта и педагога Джона Фильда, была концертирующей пианисткой. Сам А.С. Грибоедов неизменно собирал своей игрой благодарную публику. Потеряв после дуэли в 1818 году подвижность одного пальца, он выучился играть остальными девятью, но музыку не бросил.

В 1816–1818 годы А.С. Грибоедов жил в Петербурге, служа в Коллегии иностранных дел. Здесь он познакомился с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, П.Я. Чаадаевым.

 

Творческий путь А.С. Грибоедова начался еще в университете. С 1805 года автор занимался написанием стихотворений и корреспонденции. Создает пародии на различные произведения. К примеру, на пьесу В.А. Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрянской». Литературный путь А.С. Грибоедова связан в основном с драматическими произведениями. Среди них много комедий, как «Студент», «Горе от ума», но известны и драмы писателя «1812», «Грузинская ночь».

 

В 1818 году А.С. Грибоедов вступил на дипломатическое поприще. С этого времени большую часть жизни он проводит в южных краях: в Грузии и Персии. Дипломатическая деятельность живо интересовала писателя, он видел в ней своё будущее. В Грузии в 1828 году сложился его брак с Ниной Чавчавадзе. Однако в Персии А.С. Грибоедову суждено было погибнуть в 1829 году.


  1. Какое историческое событие выпало на военную службу А.С. Грибоедова?
  2. Чем увлекался А.С. Грибоедов помимо литературы?


История создания комедии «Горе от ума»

Рис. 2. Памятник А.С. Грибоедову в Москве. 1959

Написание этой комедии заняло у Грибоедова несколько лет. Сюжет был задуман драматургом еще в 1816 году во время его жизни в Петербурге. «Дайте мне обещание, что напишете, – обратилась к писателю во сне его возлюбленная. – Что – сами знаете». С этого времени А.С. Грибоедов вынашивает захватившую его идею пьесы. 

 

В 1823 году Грибоедов получает отпуск и приезжает в Россию: как оказалось, на целых два года. Поселившись в имении своего друга Степана Бегичева, он вплотную принимается за работу над комедией, переписывает наброски и доводит сюжет до конца. Некоторое время он живет в Москве и Петербурге, и в 1824 году, полностью переделав развязку, заканчивает комедию.

Жанровые особенности комедии «Горе от ума»


Комедия — (от греч. komos — весёлая толпа, на дионисийских празднествах и odie — песня) — один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

 

Различают:

 

  • «Комедию положений» (предпочтение отдаётся событиям, интриге);
  • «Комедию нравов» (в основе её — яркое изображение общественных нравов);
  • сатирическую комедию;
  • комедию характеров (источник смешного — характеры).


Жанр произведения – комедия, однако пьеса включает в себя сюжетные элементы драмы (неудавшуюся любовь Чацкого к Софье и Софьи к Молчалину, столкновение Чацкого с московским обществом). Образ Чацкого двупланов: с одной стороны, он соотносится с трагическим образом Гамлета, с другой – приобретает черты драматические: его, в отличие от Гамлета, окружает сниженная, бытовая обстановка. 

 

С точки зрения современного литературоведения, комедия «Горе от ума» была бы определена как драма, с точки зрения литературы классицизма – как «высокая» комедия. Жанра драмы во время написания пьесы еще не было. 


Как вы думаете, почему А.С. Грибоедов определил жанр своего произведения как комедия, ведь история, рассказанная в нём, скорее грустная, чем смешная?


Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» создавалась в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе в целом развивались романтизм и реализм. Возникновение комедии на пересечении разных направлений определило ее особенности: соединение черт трёх литературных направлений.

 

Черты классицизма:

 

  1. Соблюдение принципа трех единств.
  2. Сохранение традиционной «системы амплуа»: любовный треугольник: героиня, два любовника — удачливый и неудачливый; отец, не догадывающийся о любви дочери; горничная, устраивающая свидания влюбленным.
  3. Использование приема «говорящих» фамилий.
  4. Следование классицистическому канону комедии. В комедии 4 действия: в третьем — кульминация, в четвертом — развязка; действие начинают второстепенные с точки зрения любовной интриги персонажи (Лиза, Фамусов).

Черты романтизма

 

Главный герой – бунтарь, отвергнутый обществом.

 

Черты реализма

 

  1. Социальная и психологическая типизация.
  2. Речевая индивидуализация героев, отражающая их характеры.
  3. В отличие от классицистических пьес, порок не наказан, а добродетель не торжествует.
  4. Количество действующих лиц выходит за рамки классицистических канонов (5–10 персонажей): в комедии их более 20.
  5. Степень художественного обобщения в изображении характеров героев переходит в типизацию: герои превращаются в образы-символы.


Что такое «говорящие фамилии»? Для чего А.С. Грибоедов использует этот прием?


Тематика и проблематика произведения

А.С. Грибоедов описывал свою современность. В «Горе от ума» отразилась эпоха конца 1810-х – начала 1820-х годов. С одной стороны, драматург изобразил в комедии консервативное московское дворянство («фамусовское общество»). С другой – в лице Чацкого передал либеральные настроения части дворянской молодежи.

 

В комедии автор поднимает сразу несколько тем. Наиболее значимыми из них можно выделить темы противостояния старого и молодого поколения, жестокости помещиков, любви, дружбы, либерализма, поклонения иностранной культуре.

 

Основная проблема произведения – это проблема ума. Она имеет несколько аспектов.

  • Конкретно-исторический аспект: ум Чацкого наполнен либеральными идеями, близкими идеям декабристов. Подобные взгляды вызывают ненависть со стороны консервативного дворянства. Чацкого называют безумным и изгоняют из общества.
  • Нравственный аспект: ум Чацкого неотделим от таких душевных качеств, как честность, искренность, благородство. Но в фамусовском обществе умным считается тот, кто умеет приспосабливаться, кто низкопоклонством, раболепием добивается чинов и высокого положения.
  • Философский аспект: Чацкий – носитель просветительских идей, искренне верящий в силу разума. Герой убежден, что наука, знания, образованность способны изменить мир. Однако Чацкий не может понять, почему общество этим пренебрегает, а торжествует невежество.


  1. Как раскрывается тема ума в комедии?
  2. Актуальны ли проблемы комедии А.С. Грибоедова сегодня? Почему?


Конфликт в комедии


Конфликт – это противоречие или столкновение, лежащее в основе развития сюжета. Понимание основного конфликта произведения помогает увидеть авторский взгляд на проблему.

 

Виды конфликтов:

 

  • Личностный (внутренний);
  • Межличностный (социальный);
  • Внеличностный (столкновение с судьбой, обстоятельствами).


В центре произведения конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Он имеет две грани – личную и общественную. Конфликт между Софьей и Чацким носит, казалось бы, сугубо личный характер, но при этом он неотделим от общественного конфликта. В самом деле: жизненные принципы главного героя, его убеждения чужды не только Софье, но также и Фамусову, и всему консервативному дворянству. Неслучайно слух о сумасшествии Чацкого, распространенный Софьей, подхватывается всеми гостями Фамусова; упреки Софьи в адрес героя перерастают во всеобщее его обвинение. 

 

Таким образом, общественный (социальный) конфликт в произведении тесно переплетается с любовным.


К какому литературному направлению можно отнести основной конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?


«Горе от ума» отражает многие проблемы, которые являются актуальными до сих пор. Такие проблемы, как зависимость людей от общественного мнения, поклонение чинам, глупость, зависть и эгоизм до сих пор волнуют общественность несмотря на то, что в пьесе А.С. Грибоедов описал реалии современной ему действительности. Это позволяет называть произведение энциклопедией московской дворянской жизни XIX века.


Контрольные вопросы 

 

  1. В чем особенность русского реализма?
  2. Какой конфликт центральный в реализме?
  3. С чего начинается творческий путь А.С. Грибоедова?
  4. Как взаимосвязаны общественный и любовный конфликты в пьесе?


 

 

Предыдущий урок
Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
Русская литература XVIII века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Система персонажей. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Оптика. Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света

    Физика

  • Общая характеристика элементов VA-группы. Азот. Аммиак. Соли аммония

    Химия

  • Табличные информационные модели

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке