Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Классицизм в русской литературе. М.В. Ломоносов. М.М. Державин. Виды лирики

Русская литература XVIII века

26.04.2024
3001
0

Классицизм в русской литературе. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин

План урока

  • Социально-политическая обстановка в ХVIII веке
  • Основные принципы искусства классицизма
  • Своеобразие русского классицизма
  • Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской словесности
  • Трансформация классицизма в творчестве Г. Р. Державина

Цели урока

  • Знать социально-политическую обстановку ХVIII века, особенности классицизма как литературного направления и своеобразие русского классицизма, вклад М. В. Ломоносова в развитие русской литературы и культуры, как принципы классицизма трансформировались в творчестве Г. Р. Державина
  • Уметь находить черты классицизма в художественных произведениях, анализировать лирические тексты XVIII века

Разминка

  • Какие направления русской литературы вам уже известны?
  • Что такое «классицизм»?

Русская литература XVIII века 

Рис. 1. Я. Амигони. Портрет А.Д. Кантемира. 1735

Начало XVIII века сопровождалось в России множеством реформ. Изменения касались социальный, культурных и политических сфер жизни. Независимость России возрастает, возрастает и военная мощь. Эти преобразования укрепляют самодержавную власть и влияние России на мировой арене. XVIII век – эпоха Просвещения, в которой властвует абсолютизм с идеями гражданственности, патриотизма и единства нации. Начало эпохи преобразования было заложено Петром I, как говорил А.С. Пушкин об это времени: «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль».

 

Продвижение страны неразрывно связано с искоренением устоев и суеверий, развитием образования, науки, культуры и печати. Исключительная роль отводится литературе. Она приносит с собой новый образ человека – человека, ощущающего себя прежде всего гражданином и патриотом. «Человек Разумный» готов ради блага всего общества и государства пожертвовать личным благополучием, подчиняет свои чувства общественному долгу.

Такой образ ложится в основу героя периода классицизма, который стоит во главе литературы XVIII века. Писатель В.И. Федоров выдвигает следующую теорию об этапах развития классицизма в России:

  • 1689–1725 – предпосылки к созданию;
  • 1730–1750 – формирование классицизма;
  • 1760–1770 – расцвет

Первый писатель-классицист в России – Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744), который создавал различные произведения по всем законам направления. 


Классицизм  (от лат. сlassicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе XVIII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как к эстетическому эталону.


Основные принципы искусства классицизма

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые провозглашают главенство гражданского долга, торжестве разумной закономерности. В это время широко используются темы, образы, мотивы античного и ренессансного искусства. Прекрасное в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией, что отражается в правилах светского общества: запрет на выражение бурных эмоций и чувств, проявления сильных страстей пагубны.

 

Цель искусства – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. Провозглашается культ разума (вера во всемогущее начало разума).

 

Русский классицизм отличается от западноевропейского. Он вырос на национальной почве, авторы берёт сюжеты не из античной литературы, а из русской истории. Большой интерес проявлен к образам Петра I, Екатерины II, к прошлому России. Воспеваются цари, вельможи и герои-полководцы. Во-вторых, классицизм в России отличается резким обличительным характером сатиры, которая проникает и в «высокий» стиль. В-третьих, русский классицизм строится на силе идей просвещения и просвещенного абсолютизма. Прогрессивные преобразования может осуществить носитель высшей власти.

 

В классицизме по теории о трех штилях М.В. Ломоносова жанры произведения делятся на «высокий», «средний» и «низкий» стили.

 

Таблица 1. Теория «трёх штилей» М.В. Ломоносова

Высокий

Средний

Низкий

Лексика

Общая для русского и церковнославянского языка; церковнославянская лексика

Общая для русского и церковнославянского языка и русские слова

Русские слова, разговорная лексика

Жанры

Героическая поэма, ода, трагедия, «прозаичные речи о важных материях»

Дружеские письма, сатиры, эклоги, элегии

увеселительные» эпиграммы, песни, дружеские письма в прозе, «описание обыкновенных дел», басня, сатира

Характер повествования

Возвышенный и торжественный тон, употребляются риторические вопросы, восклицания, инверсии

Пристойный характер, без лишней патетики, исключение непонятных слов

Высмеивающий характер, описание повседневной жизни

Герои

Императоры, высокопоставленные лица

Горожане, купцы, церковнослужители

Купцы, крестьяне

Примеры

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», Г.Р. Державин «Фелица»

Научные трактаты М.В. Ломоносова

Басни И.А. Крылова, Д.И. Фонвизин «Недоросль» 

 

Черты классицизма

Рис. 2. В.Л. Боровиковский. Портрет четы Лобановых-Ростовских. 1814

Закон «трех единств» (единство времени, места и действия)

  • Единство времени ограничивало длительность пьесы — действие должно продолжаться не более суток.
  • Единство места  запрещало драматургу переносить действие в разные точки, все должно было происходить в одном месте.
  • Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десяти, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.

Строгая система жанров. Все жанры отличаются «чистотой» и однозначностей.

 

Строгая система персонажей. Герои делятся на положительных и отрицательных. Они должны обязательно обладать хотя бы одно соответствующей чертой характера, смешение черт недопустимо.

 

Основа конфликта заключается в борьбе героя между разумом и чувством. Положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума.

Своеобразие русского классицизма

Русская литература XVIII века унаследовала от древнерусской высокое представление об искусстве слова и миссии писателя. Главенство культа разума и патриотизма позволило вывести на первый план высокую гражданско-патриотическую поэзию и сатирическую критику пороков общества.

 

Центральный жанр – ода. Критика осуществляется в жанрах сатиры, басни и комедии нравов.

 

Русская литература ХVIII века переняла опыт европейской литературы, сохранив лучшие традиции древнерусской литературы (гражданственность, интерес к человеческой личности, стерическая направленность). 


  1. Чем характеризовалась социально-политическая и культурная обстановка в России в XVIII веке?
  2. Какое направление называется классицизмом? Когда и где оно зародилось?
  3. В чем особенности классицизма в русской литературе?
  4. В чем состоял закон «трех единств» в искусстве классицизма?


Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской словесности

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) 

Рис. 3. Л.С. Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. 1787

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Архангельской губернии, в семье крестьянина. С детства мальчик помогал отцу в его судовом ремесле. В 19 лет он, тайком от отца, отправляется в Москву. В 1731 году М.В. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинской, соврав о своем происхождении, так как крестьянских детей туда не принимали. Он становится одним из лучших среди учеников, что позволяет продолжить ему обучение дальше. М.В. Ломоносов учится в Славяно-греко-латинской и Киево-Могилянской академиях, Академическом и Марбургском университетах. В германии он изучает математику, физику, металлургию, химию, философию. В 1755 году М.В. Ломоносов учреждает Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам».

 

Всю жизнь М.В. Ломоносов посвятил утверждению наук, что считал залогом процветания Родины.

Литературная деятельность М.В. Ломоносова была связана с «теорией о трёх штилях», в рамках которой он создал множество од, перевёл античные памятники. Наиболее известные оды:

  • Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года (1739);
  • Ода на день брачного сочетания Их Императорских Высочеств Государя Великого Князя Петра Феодоровича и Государыни Великия Княгини Екатерины Алексеевны, 1745 года (лето 1745);
  • Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (1748).


  1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования?
  2. Что явилось целью жизни Ломоносова?
  3. Что Вы знаете о теории «трех штилей»?


Жанром, который Ломоносов избрал для прославления могущества России, стала ода.


Ода — жанр лирической поэзии, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.


«Ода на день восшествия…»

Рис. 4. В. Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны. 1757

Ода написана в 1747 году через несколько лет после восшествия Елизаветы Петровны на престол. М.В. Ломоносов прославляет её деяния, отмечает продолжение политики её отца. Однако помимо восхищения он поднимает важные темы – мир и война, развитие науки и образования, любовь к Родине. Размер, которым написано произведение – ямб, что придаёт особую торжественность стиху. Используется множество средств выразительности:

  • олицетворения: «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»;
  • метафоры: «подать… ума плоды»;
  • сравнения: «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая»;
  • гипербола: «чрез горы, реки и моря»;
  • славянизмы: «град», «дщерь», «выя», «узреть»;
  • эпитеты: «щедрая», «земные», «великая» и т.д.

Композиция произведения выстроена в соответствии с требованиями к жанру оду: состоит из трёх частей, которые связаны друг с другом. Первая часть – хвала императрице Елизавете Петровне, прославление достижений государства и его правителей. Вторая часть – образ России, её бесконечное богатство и духовный потенциал. Третья часть – прославление монарха за деяния.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

Ода написана в 1743 году, относится к духовному размышлению. М.В. Ломоносов рассуждает о могуществе Божественного замысла, который подчинил Вселенную ясным законам: после дня наступает ночь, после ночи настает утро. 

 

В сравнении со Вселенной человек – песчинка:

 

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Рис. 5. Н.В. Овечкин. Ломоносов М.В. 1989

Однако Бог наделил человека разумом, чтобы тот объяснил загадки Вселенной, использовал найденные ответы с пользой.

 

Человек в сравнении со Вселенной — малая «песчинка», однако Бог наделил его разумом, который превратил «песчинку» в могучее существо. Он сделал это с той целью, чтобы человек исследовал законы Вселенной и обратил их себе на пользу. 

 

М.В. Ломоносов связал оду с собственными научными изысканиями. В обычных явлениях он находит скрытые стихийные силы. Желание познать мир переплетается с поэтическим восприятием его.

 

Идея оды – неисчерпаемость космической жизни, существование множества миров:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

 

Человек у М.В. Ломоносова не бессильное существо, а деятель, которому подвластно всё, данная свыше сила безгранична. Мир познаваем, хоть не все загадки ещё разгаданы. Этой торжественности служит четырехстопный ямб.

 

Художественные средства:

  • эпитеты: «мрачна», «черна», «утомлен» и т.д.
  • сравнение: «песчинка как в морских волна», «как мала искра в вечном льде», «как в сильном вихре тонких прах»;
  • риторические вопросы: «Но где ж, натура, твой закон?», «Не солнце ль ставит там свой трон?» и др.


  1. Прочитайте предложенные для анализа оды М.В. Ломоносова. Как бы Вы сформулировали тему каждой оды? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?
  2. Какова главная мысль оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?
  3. Как Вы понимаете эти строки?

...может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.


Трансформация классицизма в творчестве Г.Р. Державина

Гавриил Романович Державин (1743–1816) 

Рис. 6. В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина. 1811

Гавриил Романович Державин родился 14 июля 1743 года в родовом имении под Казанью, в небогатой дворянской семье. В детстве будущий поэт столкнулся с горем и нуждой. Скудное образование получил дома, затем поступил в Казанскую гимназию, которую не окончил. С 1762 года служил в Преображенском полку рядовым гвардейцем. Через 10 лет его произвели в прапорщики. Участвовал в подавлении восстания Пугачева. 

 

Литературная карьера Г.Р. Державина началась в 1767 году, а произведения, принесшие ему славу, появились в 1779 году. Как и М.В. Ломоносов, он писал оды, но считал, что «велелепие и пышность» этого жанра «несвойственны» его таланту. Ценность поэта Г.Р. Державин видел в трансляции высоких ценностей и прославлении своего творчества.

Наиболее известные произведения Г.Р. Державина:

  • Бог (1780-1784);
  • Властителям и судиям (1780-1787);
  • Фелица (1782);
  • Памятник (1795)

«Фелица»

Ода написана в 1782 году и посвящена Екатерине II. Образ императрицы поэтизирован, выделены её человеческие качества (деловитость, прощение слабостей, простота и справедливость). Ей противопоставлен ленивый и любящий роскошь мурза.

Рис. 7. Д.Г. Левицкий. Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия. 1783

Г.Р. Державин меняет классический канон жанра оды. Восхваляя императрицу, он позволяет себе обратить в произведении внимание на жестокости Екатерины II к поданным. Он вносит сатирический оттенок, что сближает оду с жанром травестии (пародирование различных жанров со смешением высокой лексики с бытовой, разговорной лексикой). Размер оды классический – четырёхстопный ямб.

 

Основная тема оды – похвала деятельности и ума императрицы. Несмотря на «хвалебный» и вместе с тем «сатирический» тон, Г.Р. Державин искренне восхищается Екатериной Великой.

 

Средства выразительности:

  • метафоры: «проливать блаженство», «стезя кротости», «мысли в химерах»;
  • риторические вопросы: «богоподобная царица», «мудрость несравненна», «оком лучезарным», «праведный свет»;
  • анафора: «Где праздник для меня дают, / Где блещет стол сребром и златом, / Где тысячи различных блюд…»;
  • риторические обращения: «Подай, Фелица!»;
  • эпитеты: богоподобная царица», «мудрость несравненна», «оком лучезарным», «праведный свет»;
  • сравнения: «Как волк овец, людей не давишь», «Кто благостью велик, как бог?»

Смысл оды – описание образа идеального правителя эпохи Просвещения. Г.Р. Державин не осуждает, а назидает, смиренно преклоняясь перед императрицей, признаёт её добродетели.

Екатерина II оценила адресованную ей оду, что позволило войти Г.Р. Державину в придворное окружение. Но придворная карьера оказалась поэту не по душе, так как он постоянно конфликтовал с правителями и придворными. Поэтическое поприще принесло ему больше славы. Новаторское сочетание бытового просторечия и высоких речей стало неотъемлемой чертой его од.

 

Державин повидал не только роскошные обеды богачей и вельмож. Ему были знакомы тяжелые условия народного труда и быта, упоение помещиков своей властью, лихоимство чиновничества и судей, бесстыдное воровство сановников.

Державин стремился укрепить самодержавие и выступал против тех, кто нарушал и презирал законы монархии.

 

После выхода в отставку Державин посвятил себя литературным трудам. Несколько месяцев ежегодно он проводил в своем имении Званка Новгородской губернии. Помимо занятий поэзией, Державин обратился к драматургии и сочинил несколько оперных либретто и трагедий. В его новом доме заседало литературное общество «Беседа любителей русского слова». Итог творческой деятельности Державина был подведен выходом в 1808–1816 годах собрания его сочинений. Это стало значительным культурным событием страны.

«Властителям и судиям»

Стихотворение «Властителям и судиям» относится к 1787 году. Это стихотворение Г.Р. Державин показал Екатерине II, что повлекло её немилость и пренебрежение поэтом всего двора.

 

Тема стихотворения – обличение произвола чиновников, которые пользуются властью во вред народу и государству. Призывая к справедливости государственных мужей, поэт высказывает мысль о том, что справедливо править может только Бог.

 

Жанр стихотворения сам поэт определил как гневную оду. В основе лежит библейский текст (81 псалма царя Давида), композиция которого повторяется в стихотворении. Композиция предельно ясна и делится на две части. Первые три строфы – гневное напоминание Бога царям и судиям об их обязанностях перед народом. Они должны честно выполнять свои обязанности, оправдывать возложенное на них доверие, защищать слабых. Вторая часть – четвёртая строфа, в которой подводится горестный итог: «Не внемлют! – видят и не знают! Покрыты мздою очеса...», и последующие три строфы, в которых поэт выражает свой гнев, требуя призвать к ответу виновных. 

 

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

 

Используется четырёхстопный ямб и средства выразительности:

  • эпитеты: «последний раб», «увядший лист», «земные боги»;
  • сравнения: «как с древ увядший лист падет», «вы умрёте, как ваш последний раб умрёт».

Размер сохраняет патетику высокого стиля, к которому относится жанр оды, а небольшое количество средств выразительности говорит о том, что цель поэты – донести мысль до тех, кого он обличает в тексте.

«Памятник» 

Рис. 8. С. Тончи. Портрет Г.Р. Державина. 1801

Стихотворение написано в 1795 году и относится к гражданской лирике позднего творчества Г.Р. Державина. Это вольное подражание оде Горация «К Мельпомене». В этом произведении наблюдаются черты русского классицизма: античные образы заменяются поэтом на русские (Апулия и Ауфид заменяются на Волгу, Дон, Неву, Урал).

 

Центральная тема – бессмертие поэта, заключенное в его творчестве. Г.Р. Державин размышляет о роли поэта и поэзии. В четвёртой строфе он вспоминает о том, как рискнул отказаться от высокопарного слога оды и создал «Фелицу» с «русским слогом». Поэтическая смелость Г.Р. Державина связана с гражданским долгом, который должен нести каждый поэт. Шестистопный ямб позволяет создать неторопливый ритм, присущий размышлениям.

Средства изобразительности:

  • метафоры: «времени полет», «зарей бессмертия»;
  • эпитеты: «вечный», «чудесный», «быстротечный»;
  • гипербола: «металлов твёрже он и выше пирамид»;
  • инверсия: «и презрит кто тебя», «в народах неисчетных»;
  • олицетворения: «ни гром не сломит», «слух пройдет», «ни времени полёт не сокрушит».

Таким образом, Г.Р. Державин расшатывает жанровые каноны оды, в ней впервые возникает образ автора. Поэт впервые выразил индивидуально-авторское начало. Его творчество наполнено свободой, вскормлено классицизмом и содержит элементы реализма.


  1. Что нового вы узнали о Г.Р. Державине? Как развивалась его карьера при дворе?
  2. В чем пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»? Против каких пороков выступает автор?


Контрольные вопросы

  1. Что такое классицизм? Какие черты присущи данному направлению?
  2. Какие жанры литературы относятся к высоким, средним и низким?
  3. Какие темы поднимает М.В. Ломоносов в «Оде на день восшествия…»?
  4. Какой теме посвящено стихотворение «Памятник» Г.Р. Державина?


Предыдущий урок
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»
Древнерусская литература
Следующий урок
Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
Русская литература XVIII века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Крым. Природные условия Северного Кавказа

    География

  • Средства анализа и визуализации данных. Построение диаграмм и графиков

    Информатика

  • Халькогены. Сера. Сероводород и сульфиды

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке