Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Классицизм в русской литературе. Ломоносов. Державин. Виды лирики

Русская литература XVIII века

Классицизм в русской литературе. М. В. Ломоносов. Г. Р. Державин

План урока

  • Социально-политическая обстановка в ХVIII веке
  • Основные принципы искусства классицизма
  • Своеобразие русского классицизма
  • Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской словесности
  • Трансформация классицизма в творчестве Г. Р. Державина

Цели урока

  • Знать социально-политическую обстановку ХVIII века, особенности классицизма как литературного направления и своеобразие русского классицизма, вклад М. В. Ломоносова в развитие русской литературы и культуры, как принципы классицизма трансформировались в творчестве Г. Р. Державина
  • Уметь находить черты классицизма в художественных произведениях, анализировать лирические тексты XVIII века

Вступление

Литература XVIII века неразрывно связана с общественно-политической жизнью страны. ХVIII век имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль». На сегодняшнем уроке вы узнаете, как начало новой эпохи отразилось на развитии художественной литературы.   

Русская литература XVIII века

 

Россия начала XVIII века переживает ряд кардинальных преобразований в социальной, культурной, политической жизни. Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется и самодержавная власть. XVIII век — век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.

 

Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий необходимо было развитие образования, науки, культуры, печати. Исключительное значение в этой связи приобретает литература.

 

Литература XVIII века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

 

Господствующим направлением в литературе XVIII века становится  классицизм . Он зародился в начале XVIII века в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.


Классицизм (от лат. Classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе XVIII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как к эстетическому эталону.


Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах светского общества: бурное выражение чувств считалось неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега.

 

Основные принципы искусства классицизма

 

В классицизме принято делить жанры на «низкие» и «высокие». Произведения «высоких» жанров рассказывали о крупных исторических событиях. Часто сюжет брали из греческой мифологии или Библии. Героями были монархи, знаменитые полководцы, мифические личности. Тема — гражданский долг и служение государству. В таких произведениях запрещалось использовать разговорную речь, писать их следовало только высоким стилем. К «высоким» жанрам относятся  трагедия эпопея ода .

 

«Низкие» жанры описывали жизнь низшего дворянства, мещан, слуг и крестьян. И если «высокие жанры» прославляли монархию и идею гражданского служения, то в «низких» высмеивались человеческие недостатки. К «низким» жанрам относятся  комедия сатира басня .

 

Разделение на «низкие» и «высокие» жанры было очень строгим, смешанных жанров в классицизме существовать не могло.

 

Закон «трех единств» (единство времени, места и действия)

 

Единство времени ограничивало длительность пьесы — действие должно продолжаться не более суток.

 

Единство места  запрещало драматургу переносить действие в разные точки, все должно было происходить в одном месте.

 

Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десяти, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.

 

Все герои в произведениях эпохи классицизма жестко разделены на положительных и отрицательных. Их характер и убеждения не меняются. Как и в Античности, драматурги использовали героев-масок: у каждого персонажа была основная черта, которой он подчинялся и которую демонстрировал. 

 

Своеобразие русского классицизма

 

Русская литература XVIII века унаследовала от древнерусской литературы высокое представление об искусстве слова и о миссии писателя, о могучем воспитательном воздействии книги на общество. Она придала этим исторически сложившимся особенностям новые формы, используя возможности классицизма и Просвещения.

 

В эпоху классицизма главенствовал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. 

 

Центральным жанром высокой гражданской поэзии была ода. Критическое направление представляли жанры высокой сатиры, басня и комедия нравов.

 

Таким образом, русская литература ХVIII века переняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции древнерусской, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.


  1. Чем характеризовалась социально-политическая и культурная обстановка в России в XVIII веке?  
  2. Какое направление называется классицизмом? Когда и где оно зародилось?
  3. В чем особенности классицизма в русской литературе?
  4. Расскажите о «высоких» и «низких» жанрах в эстетике классицизма.
  5. В чем состоял закон «трех единств» в искусстве классицизма?


Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)

 

Великий ученый и поэт М. В. Ломоносов — один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник, создатель торжественных од, реформатор языка и автор теории «трех штилей».

 

Ломоносов родился 8 ноября 1711 года, в селе Денисовке, Архангельской губернии, в крестьянской семье. В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. В 19 лет тайком от отца он отправляется из деревни Холмогоры в Москву. Там в 1731 году поступает в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников. В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет, откуда вскоре был отправлен Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. С 1748 года Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе Химической лаборатории. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.

Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины. 

 

Помимо науки, Ломоносов стремился постичь тайны языка и стихотворства.


В 1757 году он изложил знаменитую  теорию «трех штилей» . Ломоносов разделил слова по стилистической окраске на несколько родов. К первому отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму — знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему — слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные слова, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. 

 

В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские слова и русские, «средний» — русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

 

Каждому стилю соответствуют свои жанры: 

 

«Высокие» — героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи.

«Средние» — драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии.

«Низкие» — комедии, эпиграммы, песни, басни.


  1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования?
  2. Что явилось целью жизни Ломоносова?
  3. Что Вы знаете о теории «трех штилей»?


Жанром, который Ломоносов избрал для прославления могущества России, стала ода.


Ода — жанр лирической поэзии, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.


В философской оде «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743) Ломоносов задумывается о могуществе Божественного разума: «Скажите ж, коль велик Творец?» Величие Божественного разума проявилось прежде всего в том, что Бог внес порядок в устройство Вселенной, подчинив ее вполне ясным и твердым законам: после дня наступает ночь, после ночи встает солнце и настает утро.

 

Человек в сравнении со Вселенной — малая «песчинка», однако Бог наделил его разумом, который превратил «песчинку» в могучее существо. Он сделал это с той целью, чтобы человек исследовал законы Вселенной и обратил их себе на пользу. 

 

В самых обычных явлениях Ломоносов замечает действие скрытых стихийных сил. Жажда познания сочетается с поэтическим восприятием природы. Поэт оказывается лицом к лицу с необозримой и бесконечной Вселенной. Научные представления того времени были бессильны объяснить многие физические явления, и поэт призывает на помощь фантазию. Так рождается у Ломоносова живописное изображение космоса. Главная идея этой картины –неисчерпаемость космической жизни, существование в ней множественности миров:

 

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

 

Ломоносов изображает человека не бессильным, подавленным и сникшим созерцателем, а деятелем, которому дороги не только теоретические, но и практические результаты его умственных трудов. Когда Ломоносов писал: «Теряюсь, мысльми утомлен!», он имел в виду не растерянность человека перед необъятной Вселенной, а недостаточность знаний для объяснения ее всемогущества. Он твердо верит в познаваемость мира, но еще не может разгадать его законы.

 

Торжественная «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» начинается такими строками:

 

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

 

Царствование Елизаветы изображается как величественное, полное богатства и красоты («цветы пестреют», «сокровищ полны корабли»). Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печется о «россов счастье». Казалось бы, изображена картина благоденствия русской нации. Однако Россия могла бы быть еще краше, если бы государыня осуществила такие же масштабные преобразования, какие совершил Петр I.

 

Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть жанром только хвалебным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Поэт выступает от лица всей нации и сознает себя выразителем общегосударственной точки зрения.


  1. Прочитайте предложенные для анализа оды Ломоносова. Как бы Вы сформулировали тему каждой оды? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?
  2. Какова главная мысль оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?
  3. Как Вы понимаете эти строки?

...может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

 


Гавриил Романович Державин (1743–1816)

Гавриил Романович Державин — выдающийся русским поэтом XVIII века. Его творчество было во многим новаторским и оставило значительный след в истории русской литературы, повлияв на дальнейшее ее развитие. 


Гавриил Романович Державин (1743–1816) родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. В детстве он узнал и горе, и нужду. Первоначальное скудное образование получил дома, затем обучался в казанской гимназии, которую, однако, не закончил. В 1762 году он прибыл в Преображенский полк в Петербург и долго служил солдатом. Лишь через десять лет его произвели в прапорщики. 

Первые произведения, принесшие Державину известность, появились в 1779 году. Поэт полагал, что «велелепие и пышность» оды «несвойственны» его таланту. Следуя этому убеждению, он перенес античных богов в суровую русскую зиму и обошелся с ними вольно. Борея, например, он назвал «лихим стариком». Славя рождение великого князя Александра, будущего императора Александра I, он решился наставлять его:

 

Будь страстей своих владетель,
Будь на троне человек!

 

В 1782 году Державин написал знаменитую оду «Фелица», посвятив ее Екатерине II. Он опоэтизировал Екатерину II и выделил ее человеческие качества — энергию, деловитость, умение прощать слабости и промахи, простоту, справедливость. Императрице противопоставлен иронический двойник автора – ленивый и любящий роскошь мурза. Одновременно Державин задел и екатерининских вельмож, занимавших влиятельные посты в государстве. И похвала Екатерине, и нравоописательные картины, изображавшие сановников и мурзу, выражены в непринужденном разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, быт и обстановка державинского дома. Все это решительно противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды. 

 

Екатерина II оценила адресованную ей оду, и перед Державиным открылись двери дворца. Он был назначен правителем Олонецкой, а потом Тамбовской губерний. Приближенный затем ко двору, поэт не вписался в его атмосферу, и конфликты с императрицей и с ее фаворитами следовали один за другим. Екатерина II в конце концов сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Впоследствии так же поступили Павел I, призвавший Державина на службу и вскоре отказавшийся от его услуг, и Александр I, сделавший Державина министром юстиции и освободивший поэта от этих обязанностей через год. Придворная карьера Державина каждый раз оканчивалась ссорой между гордым, прямым, честным, поэтом и покровителями-самодержцами.

 

На поэтическом поприще Державин добился несравненно больших успехов. Смелое скрещение бытового просторечия и высоких речений, которое было удачно опробовано им в «Фелице», теперь проникло в его оды «На счастие», «Вельможа» и др. Поэту удалось сплавить высокий, одический жанр и стиль с сатирическим.

 

Державин повидал не только роскошные обеды богачей и вельмож. Ему были знакомы тяжелые условия народного труда и быта, упоение помещиков своей властью, лихоимство чиновничества и судей, бесстыдное воровство сановников.

Державин стремился укрепить самодержавие и выступал против тех, кто нарушал и презирал законы монархии.

 

После выхода в отставку Державин посвятил себя литературным трудам. Несколько месяцев ежегодно он проводил в своем имении Званка Новгородской губернии. Помимо занятий поэзией, Державин обратился к драматургии и сочинил несколько оперных либретто и трагедий. В его новом доме заседало литературное общество «Беседа любителей русского слова». Итог творческой деятельности Державина был подведен выходом в 1808–1816 годах собрания его сочинений. Это стало значительным культурным событием страны.

 

В последние годы творчества Державин оказался не чужд новым веяниям в литературе: у него проскальзывают и сентиментальные, и романтические мотивы. Поэт чувствовал, что настало время для проникновения личного начала в литературу, в частности в поэзию. В его творчестве частный, бытовой мир начал соединяться с космическим, вселенским. В этом соежинении обнаружилась тесная и неожиданная связь, примиряющая противоречия бытия. Практический выход из этих противоречий виделся Державину в мудрой «умеренности», в прославлении «золотой середины», в единстве радостей сельской жизни с ее прозаическими и поэтическими сторонами. 

Знаменитое стихотворение «Властителям и судиям» относится к 1787 году. Рукописный сборник с этим произведением в 1795 году Державин преподнес императрице. Однако вместо благодарности последовала немилость. Екатерина перестала замечать Державина, придворные избегали с ним встречи. 

 

Стихотворение «Властителям и судиям» отличается предельно ясной композицией. Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях перед народом: они должны строго и честно выполнять законы, «на лица сильных не взирать», защищать сирот и вдов, «исторгнуть бедных из оков». Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа: «Не внемлют! – видят и не знают! Покрыты мздою очеса...». Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трех строфах он требует наказания виновных:

 

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

 

К гражданской лирике Державина непосредственно примыкает одно из его поздних, итоговых произведений — «Памятник». Это вольное подражание оде Горация «К Мельпомене». Стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных 6-стопным ямбом с перекрестной рифмой. Произведение приобрело русскую национальную окраску. Апулия — родина Горация и протекающая по ней река Ауфид заменены названием: русских рек и морей: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал». В четвертой строфе автор утверждает свое право на бессмертие. Он напоминает, что первый «дерзнул» отказаться от торжественного, высокопарного стиля похвальных од и написал «Фелицу» в «забавном», т. е. шутливом «русском слоге». Кроме поэтической смелости Державин обладает и гражданским мужеством: поэт не побоялся «истину царям с улыбкой говорить». 

 

Таким образом, Державин расшатывает жанровые каноны оды, в ней впервые возникает образ автора. Державина считают первым выразителем индивидуально-авторского начала. Таким образом, творчество поэта, наполненное свободой, вскормлено классицизмом, но содержит элементы реализма.


  1. Что нового вы узнали о Державине? Как развивалась карьера Державина при дворе?
  2. Какие произведения Державина Вам известны? Как проявилось в них новаторство поэта.
  3. В чем пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»? Против каких пороков выступает автор?


 

 

 

 

Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Русская литература XVIII века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика