Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Русская литература XVIII века

23.04.2024
1858
0

Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

 

План урока

  • Сентиментализм как художественное направление
  • Слово о Н.М. Карамзине
  • Повесть «Бедная Лиза»: история создания, композиция, герои

Цели урока

  • Знать особенности сентиментализма как литературного направления, роль Н.М. Карамзина в развитии русской словесности, признаки сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
  • Уметь анализировать художественные произведения с точки зрения поэтики сентиментализма

Разминка

В мировой культуре сентиментализм возник благодаря классицизму. Основные положения этого литературного направления противопоставлялись классицистическим ценностям. Основным из них можно назвать оппозитную пару: культ разума – культ чувства.  

  • Как ты думаешь, какие еще различия можно выделить в этих литературных направлениях?

Сентиментализм как художественное направление

Рис. 1. Ф. Буше. Пастух и пастушка на отдыхе. 1761

В 70-х годах XVIII века в русской литературе зарождается новое направление, в рамках которого был намечен совершенно иной подход к изображению человека и его внутреннего мира. Это направление получило название сентиментализм (от фр. sent — чувство, чувствительный, англ. sentimental — чувствительный).

 

Появление сентиментализма в России датируется 1780-1790 годами, когда на русский язык были переведены произведения западных сентименталистов – И.В. Гёте, С. Ричардсон, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера. Первое сентименталистское произведение русского автора – это «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.

 

В произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но в целом оно обладало новыми чертами. 

  • Во главе не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство личности.
  • Главные герои — не вельможи и цари, как в классицизме, а простые люди, незнатные и небогатые.
  • Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
  • Душевные качества не зависят от происхождения человека.
  • Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
  • Прославление вечных ценностей — любви, дружбы, природы.
  • Природа у сентименталистов — не просто фон, а одно из действующих лиц.

Цель сентименталистов — утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

 

Основные жанры сентиментализма разделяются на  эпические и лирические . К эпическим относятся – воспитательный роман и роман в письмах, путешествие, письмо, дневник. К лирические жанрам – идиллия, послание, элегия, трагедия.


  1. Чем сентиментализм отличается от классицизма?
  2. В чем сентименталисты видели свою цель?
  3. Какое значение сентименталисты придавали изображению природы?


Слово о Н.М. Карамзине

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)

 

Рис. 2. Ж.Б. Ортолани. Н.М. Карамзин. 1805

Н.М. Карамзин родился в дворянской семье, под Симбирском в родовом селе Карамзинка 12 декабря 1766 года. Первоначальное образование и воспитание получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора И.М. Шадена и в Московском университете. Увлекаясь гуманитарными науками, Н.М. Карамзин овладел несколькими древними и новыми языками. После окончания пансиона ему пришлось один год служить в Преображенском полку, в 1784 году он вышел в отставку и с тех пор никогда и нигде не служил.

 

Он целиком отдался литературной деятельности и стал одним из первых русских профессиональных литераторов.

В 1789 году Н.М. Карамзин отправился в заграничное путешествие. Он посетил Кенигсберг, где беседовал с философом Иммануилом Кантом, побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Веймаре, увидел Иоганна Гёте, его собеседниками были немецкий историк Иоганн Гердер и писатель Кристоф Виланд. Затем он поехал в Эрфурт и во Франкфурт-на-Майне, там его застала весть о взятии Бастилии в Париже — во Франции началась буржуазная революция. Н.М. Карамзин выехал сначала в Швейцарию, затем он прибыл во Францию и из Лиона отправился в Париж, а потом уехал в Лондон, откуда вернулся в Россию.

Итогом путешествия стало знаменитое сочинение «Письма русского путешественника», оказавшее влияние не только на творческую деятельность Н.М. Карамзина, но и на дальнейшее развитие русской литературы.

 

После возвращения в Россию Н.М. Карамзин приступил к изданию «Московского журнала» (1791–1792). С этого времени писатель становится во главе литературной молодежи. Он утверждает в жизни и в литературе принципы независимости мнений, отказа от безусловной поддержки официальной точки зрения, веры в прогресс с помощью искусства, развивающего вкус, воспитывающего чувства и улучшающего душевные качества. Писатель был убежден, что путь человечества един, а Россия должна идти той же дорогой, по которой идут все цивилизованные страны Европы.

 

Для достижения этого необходимо создать новую культуру, которая преодолеет разрыв между литературой и жизнью, «писать, как говорят» и «говорить, как пишут». Это значит, что письменный язык должен быть приближен к разговорному, разговорный стать основой письменного, книжного языка. По этой причине из трёх стилей Н.М. Карамзин выдвинул вперёд «средний», на котором говорит и пишет образованное общество. В этом состояла реформа литературного языка, предпринятая писателем.


  1. Какую роль сыграло заграничное путешествие Н.М. Карамзина? Какое произведение родилось в результате этого путешествия?
  2. Как назывался журнал, который издавал писатель?
  3. По какому пути должна пойти России, по мнению Н.М. Карамзина?
  4. В чем состояла реформа литературного языка, предпринятая Н.М. Карамзиным?


Повесть «Бедная Лиза»: история создания, композиция, герои

Рис. 3. О. Кипренский. Бедная Лиза. 1827

Сюжет повести «Бедная Лиза» не является уникальным, а скорее сборным материалом, базирующимся на творчестве европейских сентименталистов. Во время поездки по странам Европы Карамзин собирал различные произведения, которые позднее послужили основой для создания произведения. Впервые опубликована повесть была в 1792 году в издании Карамзина – «Московский журнал». Отдельной книгой произведение вышло в 1796. 

 

Ключевые события «Бедной Лизы» произошли за 30 лет до момента рассказа истории.

 

Экспозиция – описание московских окрестностей.

Завязка  – встреча Лизы и Эраста.

Развитие действия – свидания главных героев.

Кульминация – встреча Лизы с Эрастом, на которой выясняется, что теперь он женат.

Развязка – это смерть Лизы.

Одной из особенностей персонажей в произведении является сам  автор-повествователь . Он говорит о том, что лично знаком с Эрастом и постоянно обращается к читателю. Автор-рассказчик, выступающий одновременно и героем повествования, наделен сентиментальными чертами: он глубоко чувствующий, впечатлительный человек, любящий природу, интересующийся историей Отечества. Он любит гулять в окрестностях Симонова монастыря, размышлять о жизни. Он не осуждает героев, а сострадает им: «я готов проклинать его [Эраста], но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему».

 

Центральным персонажем произведения является Лиза. Она, как и её мать, крестьянка, однако обладает грамотной речью и может испытывать высокие чувства. Лиза — традиционный сентиментальный образ. Мир её — это безмятежная, идиллическая жизнь на лоне природы. Вместо социальной правды автор рисует пасторальные картинки, далекие от реальности: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, был рожден простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкой и сказала бы приветливо: здравствуй, любезный пастушок!..». Эта героиня чувствительная, утонченная, жертвенная, ей свойственна рефлексия, мечтательность, способность к экзальтации чувств — ее мироощущение далеко от приземленного крестьянского взгляда на вещи.

 

Эраст – наиболее противоречивый герой повести. Он обманывает Лизу и не выдерживает испытания любовью, но при этом искренне раскаивается в смерти Лизы – рассказывает ее историю повествователю и приводит его на её могилу. Образ Эраста сложный, противоречивый: он не злодей и не коварный искуситель, а умный, добрый, благородный в своих помыслах, но ветреный и малодушный человек. К сожалению, природная доброта не стала основой его характера, он слаб духом, меркантилен. Лейтмотивом становятся деньги: при первом знакомстве с Лизой он покупает у нее ландыши, перед уходом на войну он «принудил взять у него несколько денег», в армии Эраст играет в карты и проигрывает все свое имение, в результате чего должен был оставить Лизу и жениться на богатой вдове. Прощаясь с Лизой навсегда, он также дает ей сто рублей.

Рис. 4. Вид Симонова монастыря со стороны Лизиного пруда. Литография с оригинала К. Рабуса. 1840-е

Руины монастыря в финале — символ разрушенной жизни героини, символ бренности, бесконечного движения времени, которому подвластно все, кроме человеческой души и памяти.

 

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» сыграла важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, а произведения русского сентиментализма стали предвестниками исповедально-психологической прозы.

 


Контрольные вопросы 

 

  1. Как сентиментализм появился в России?
  2. Какие отношения людей отражала литература сентиментализма?
  3. Какие нравственности ценности провозглашали сентименталисты?
  4. Какие черты сентиментализма отразились в произведении «Бедная Лиза»?
  5. Дайте характеристику Лизы и Эраста. Чем отличаются их характеры?


 

Предыдущий урок
Классицизм в русской литературе. М.В. Ломоносов. М.М. Державин. Виды лирики
Русская литература XVIII века
Следующий урок
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»
Древнерусская литература
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Жёсткость воды и способы её устранения

    Химия

  • Политические режимы

    Обществознание

  • Русский язык как национальный язык русского народа. Стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке