- Сентиментализм как художественное направление
- Слово о Н.М. Карамзине
- Повесть «Бедная Лиза»: история создания, композиция, герои
- Знать особенности сентиментализма как литературного направления, роль Н.М. Карамзина в развитии русской словесности, признаки сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
- Уметь анализировать художественные произведения с точки зрения поэтики сентиментализма
В мировой культуре сентиментализм возник благодаря классицизму. Основные положения этого литературного направления противопоставлялись классицистическим ценностям. Основным из них можно назвать оппозитную пару: культ разума – культ чувства.
- Как ты думаешь, какие еще различия можно выделить в этих литературных направлениях?
Сентиментализм как художественное направление
В 70-х годах XVIII века в русской литературе зарождается новое направление, в рамках которого был намечен совершенно иной подход к изображению человека и его внутреннего мира. Это направление получило название сентиментализм (от фр. sent — чувство, чувствительный, англ. sentimental — чувствительный).
Появление сентиментализма в России датируется 1780-1790 годами, когда на русский язык были переведены произведения западных сентименталистов – И.В. Гёте, С. Ричардсон, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера. Первое сентименталистское произведение русского автора – это «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.
В произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но в целом оно обладало новыми чертами.
- Во главе не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство личности.
- Главные герои — не вельможи и цари, как в классицизме, а простые люди, незнатные и небогатые.
- Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
- Душевные качества не зависят от происхождения человека.
- Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
- Прославление вечных ценностей — любви, дружбы, природы.
- Природа у сентименталистов — не просто фон, а одно из действующих лиц.
Цель сентименталистов — утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.
Основные жанры сентиментализма разделяются на эпические и лирические. К эпическим относятся – воспитательный роман и роман в письмах, путешествие, письмо, дневник. К лирические жанрам – идиллия, послание, элегия, трагедия.
- Чем сентиментализм отличается от классицизма?
- В чем сентименталисты видели свою цель?
- Какое значение сентименталисты придавали изображению природы?
Слово о Н.М. Карамзине
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)
Н.М. Карамзин родился в дворянской семье, под Симбирском в родовом селе Карамзинка 12 декабря 1766 года. Первоначальное образование и воспитание получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора И.М. Шадена и в Московском университете. Увлекаясь гуманитарными науками, Н.М. Карамзин овладел несколькими древними и новыми языками. После окончания пансиона ему пришлось один год служить в Преображенском полку, в 1784 году он вышел в отставку и с тех пор никогда и нигде не служил.
Он целиком отдался литературной деятельности и стал одним из первых русских профессиональных литераторов.
В 1789 году Н.М. Карамзин отправился в заграничное путешествие. Он посетил Кенигсберг, где беседовал с философом Иммануилом Кантом, побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Веймаре, увидел Иоганна Гёте, его собеседниками были немецкий историк Иоганн Гердер и писатель Кристоф Виланд. Затем он поехал в Эрфурт и во Франкфурт-на-Майне, там его застала весть о взятии Бастилии в Париже — во Франции началась буржуазная революция. Н.М. Карамзин выехал сначала в Швейцарию, затем он прибыл во Францию и из Лиона отправился в Париж, а потом уехал в Лондон, откуда вернулся в Россию.
Итогом путешествия стало знаменитое сочинение «Письма русского путешественника», оказавшее влияние не только на творческую деятельность Н.М. Карамзина, но и на дальнейшее развитие русской литературы.
После возвращения в Россию Н.М. Карамзин приступил к изданию «Московского журнала» (1791–1792). С этого времени писатель становится во главе литературной молодежи. Он утверждает в жизни и в литературе принципы независимости мнений, отказа от безусловной поддержки официальной точки зрения, веры в прогресс с помощью искусства, развивающего вкус, воспитывающего чувства и улучшающего душевные качества. Писатель был убежден, что путь человечества един, а Россия должна идти той же дорогой, по которой идут все цивилизованные страны Европы.
Для достижения этого необходимо создать новую культуру, которая преодолеет разрыв между литературой и жизнью, «писать, как говорят» и «говорить, как пишут». Это значит, что письменный язык должен быть приближен к разговорному, разговорный стать основой письменного, книжного языка. По этой причине из трёх стилей Н.М. Карамзин выдвинул вперёд «средний», на котором говорит и пишет образованное общество. В этом состояла реформа литературного языка, предпринятая писателем.
- Какую роль сыграло заграничное путешествие Н.М. Карамзина? Какое произведение родилось в результате этого путешествия?
- Как назывался журнал, который издавал писатель?
- По какому пути должна пойти России, по мнению Н.М. Карамзина?
- В чем состояла реформа литературного языка, предпринятая Н.М. Карамзиным?
Повесть «Бедная Лиза»: история создания, композиция, герои
Сюжет повести «Бедная Лиза» не является уникальным, а скорее сборным материалом, базирующимся на творчестве европейских сентименталистов. Во время поездки по странам Европы Карамзин собирал различные произведения, которые позднее послужили основой для создания произведения. Впервые опубликована повесть была в 1792 году в издании Карамзина – «Московский журнал». Отдельной книгой произведение вышло в 1796.
Ключевые события «Бедной Лизы» произошли за 30 лет до момента рассказа истории.
Экспозиция – описание московских окрестностей.
Завязка – встреча Лизы и Эраста.
Развитие действия – свидания главных героев.
Кульминация – встреча Лизы с Эрастом, на которой выясняется, что теперь он женат.
Развязка – это смерть Лизы.
Одной из особенностей персонажей в произведении является сам автор-повествователь. Он говорит о том, что лично знаком с Эрастом и постоянно обращается к читателю. Автор-рассказчик, выступающий одновременно и героем повествования, наделен сентиментальными чертами: он глубоко чувствующий, впечатлительный человек, любящий природу, интересующийся историей Отечества. Он любит гулять в окрестностях Симонова монастыря, размышлять о жизни. Он не осуждает героев, а сострадает им: «я готов проклинать его [Эраста], но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему».
Центральным персонажем произведения является Лиза. Она, как и её мать, крестьянка, однако обладает грамотной речью и может испытывать высокие чувства. Лиза — традиционный сентиментальный образ. Мир её — это безмятежная, идиллическая жизнь на лоне природы. Вместо социальной правды автор рисует пасторальные картинки, далекие от реальности: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, был рожден простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкой и сказала бы приветливо: здравствуй, любезный пастушок!..». Эта героиня чувствительная, утонченная, жертвенная, ей свойственна рефлексия, мечтательность, способность к экзальтации чувств — ее мироощущение далеко от приземленного крестьянского взгляда на вещи.
Эраст – наиболее противоречивый герой повести. Он обманывает Лизу и не выдерживает испытания любовью, но при этом искренне раскаивается в смерти Лизы – рассказывает ее историю повествователю и приводит его на её могилу. Образ Эраста сложный, противоречивый: он не злодей и не коварный искуситель, а умный, добрый, благородный в своих помыслах, но ветреный и малодушный человек. К сожалению, природная доброта не стала основой его характера, он слаб духом, меркантилен. Лейтмотивом становятся деньги: при первом знакомстве с Лизой он покупает у нее ландыши, перед уходом на войну он «принудил взять у него несколько денег», в армии Эраст играет в карты и проигрывает все свое имение, в результате чего должен был оставить Лизу и жениться на богатой вдове. Прощаясь с Лизой навсегда, он также дает ей сто рублей.
Руины монастыря в финале — символ разрушенной жизни героини, символ бренности, бесконечного движения времени, которому подвластно все, кроме человеческой души и памяти.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» сыграла важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, а произведения русского сентиментализма стали предвестниками исповедально-психологической прозы.
Контрольные вопросы
- Как сентиментализм появился в России?
- Какие отношения людей отражала литература сентиментализма?
- Какие нравственности ценности провозглашали сентименталисты?
- Какие черты сентиментализма отразились в произведении «Бедная Лиза»?
- Дайте характеристику Лизы и Эраста. Чем отличаются их характеры?