Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Философская лирика

Русская литература XIX века

25.04.2024
2523
0

А.С. Пушкин. Философская лирика. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Пора, мой друг, пора!..»

План урока

  • Общая характеристика философской лирики А.С. Пушкина
  • Элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
  • «Элегия»
  • Стихотворение «Вновь я посетил…»
  • Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»
  • Стихотворение «Пора, мой друг, пора!..»

Цели урока

  • Знать особенности философской лирики А.С. Пушкина
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • С какими стихотворениями на философскую тему вы знакомы?
  • Как вы думаете, что нужно понимать под «философской лирикой»?

Общая характеристика философской лирики А.С. Пушкина

Важное место в творчестве А.С. Пушкина занимает философская лирика. Зачастую в своих произведения поэт задумывался о смысле бытия, пытался найти ответы на вечные вопросы.

 

Впервые философская лирика возникает в творчестве поэта еще во время обучения в Царскосельском лицее. Влияние на его лирику тех лет в значительной мере оказал К.Н. Батюшков. С развитием А.С. Пушкина как поэта и как личности связано и его изменение по отношению к некоторым философским вопросам, на которые он искал ответы на протяжении всего творческого пути.

Элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Рис. 1. П. Бунин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». 1962.

Стихотворение написано в 1829 году, опубликовано спустя год в «Литературной газете». Произведение претерпело две авторских редакции – во втором варианте А.С. Пушкин несколько смягчил звучание мыслей лирического героя на тему смерти.

 

Уже состоявшийся как художник слова, А.С. Пушкин не находил удовлетворения в своей жизни. Его тяготили думы о судьбах отечества, обязанность работать на нелюбимой службе. Светская жизнь и цензор в лице Николая I не помогали, а чинили препятствия творчеству поэта. 

 

Тема этого стихотворения – неизбежность смерти. При этом важно понимать, что в этом произведении обращение к этой теме не имеет трагического характера. Лирический герой признает, что смерть печальна, но напоминает и о том, что в природе все возобновляемо и циклично, а значит, поколение не бесследно исчезнет, а лишь сменится следующим.

 

Жанрово это произведение определяется как элегия – лирический герой погружен в печальные раздумья.

 

В стихотворении затронуты вечные вопросы жизни и смерти. Для раскрытия этой темы выбран характерный для романтизма жанр  элегии .


Элегия  (от греческого elegos – жалобная песня) – малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.


Лирический герой философской лирики А.С. Пушкина рассуждает, в первую очередь, о своих личных переживаниях. Примечательно, что для героя того времени не свойственно испытывать переживания о таких глобальных вопросах


  1. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
  2. Почему лирический герой мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
  3. В чем философский смысл преемственности поколений?
  4. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?


«Элегия»

Это стихотворение А.С. Пушкин написал во время болдинской осени в 1830 году. Как вы знаете из уроков 9 класса, этот период в творчестве поэта был особенно плодотворным. Из-за эпидемии холеры Пушкин вынужден был задержаться в имении в Болдино. Переживания поэта, связанные с повторным предложением о женитьбе Наталье Гончаровой, были выражены в его творчестве.

 

Произведение «Элегия», которое А.С. Пушкин назвал в честь его жанра, посвящено воспоминаниям автора, связанным с грустью об ушедшей юности.

 

Лирический герой «Элегии» тождественен с самим поэтом. А.С. Пушкин осознает, что чем старше он становится, тем больше задумывается о прошлых ошибках, переживает о времени, потраченном впустую. Стихотворение является монологом лирического героя. В «Элегии» развивается тема сосредоточенного поиска пути.

 

Стихотворение состоит из двух строф, которые составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во второй звучит пафос жизненной активности, личной воли.


Сравните стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Элегия». Каковы тональность, настроение и мотивы этих двух стихотворений?


Стихотворение «Вновь я посетил…» 

Рис. 2. И. Левитан. «…Вновь я посетил…». 1899.

Создание стихотворения связано с возвращением А.С. Пушкина в Михайловское в 1835 году. Размышления поэта связаны с его прошлым и будущим, ведь большая часть его жизни уже прожита.

 

Произведение относится к философской лирике, так как в нем транслируются размышления лирического героя о жизни и смерти, о годах, которые уже остались позади.

 

Стихотворение делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, поскольку настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене и преемственности поколений.

 

Лирический герой этого стихотворения рефлексирует о местах, в которых он когда-то бывал. Чувства героя переменчивы: ему и приятно, и тоскливо, от всех мыслей и воспоминаний, которые у него есть. Он счастлив из-за светлых моментов, которые когда-то пережил в тех местах, но вместо с тем печален от того, что все теперь изменилось, включая его самого.

 

Это стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт Пушкина. Здесь поэт поднимает «вечные» темы: жизни и смерти, связи природы и человека.

 

Идейный смысл стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о смысле человеческой жизни, ценить и любить жизнь.


Найдите в данном стихотворении лексику высокого стиля, славянизмы, разговорную лексику.


Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Это произведение поэт создал в 1836 году для введения его в цикл стихотворений с христианскими мотивами. Как и все стихотворения из цикла, это произведение не было опубликовано при жизни А.С. Пушкина.

 

Стихотворение относится к духовной лирике и является ярким примером произведения позднего творчества поэта.

 

Ключевой темой этого стихотворения является рассуждение о силе искренней молитвы. Лирический герой размышляет о том, какова цель молитвы, как происходит диалог с Всевышним.

 

Герой приходит к выводу о том, что только через искренние молитвы, страдания и покаяние можно «прозреть»: научиться отличать доброе от злого.

 

Тон повествования стихотворения размеренный, молитвенный. Это достигается за счет стихотворного размера и четко организованной рифмы. А.С. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха: пишет ямбом, располагая рифму в смежном порядке. 

 

В тексте обилие старославянизмов: «взлетать, дальних, уста, владыко, сокрыто». Эти слова усиливают торжественность, возвышенность. 

 

Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обращаются к богу. Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но и в ней можно выделить два начала. Поэт взывает к богу с просьбой избавить его душу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца.


Какие средства изобразительности поэт использует для того, чтобы подчеркнуть духовный пафос?


Стихотворение «Пора, мой друг, пора!..» 

Рис. 3. Н. Ильин. «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...». 1942.

А.С. Пушкин написал это стихотворение в 1834 году, посвятив его своей жене – Наталье Гончаровой. Поэт был разочарован жизнью в светском обществе (финансовые проблемы, издевки со стороны власти) и хотел переехать в деревню, чтобы иметь возможность находиться в уединении.

 

Тема стихотворения – желание покоя и умиротворения. Лирический герой в этом произведении рефлексирует о зрелости и быстротечности жизни. Ему хочется тепла домашнего очага, размеренной жизни.

 

Важно отметить, что это произведение построено на антитезе. Автор переводит размышления лирического героя с темы смерти на тему жизни.

 

Произведение состоит из двух строф, которые могут показаться не связанными друг с другом. Это объясняется тем, что А.С. Пушкин так и не закончил стихотворение. По мнению литературоведов, работавших с рукописями поэта, композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам А.С. Пушкин не дописал стихотворение.


  1. Как лирический герой воспринимает быстротечность жизни? Какие изобразительно-выразительные средства помогают это передать?
  2. Как соотносятся друг с другом две части стихотворения?


Лирические размышления А.С. Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, что останется после его смерти.

 

Философская лирика  А.С. Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями – любовь и искусство.

 

Он принимает жизнь со всеми треволнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».

 

Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.


Контрольные вопросы

 

Какие особенности философской лирики А.С. Пушкина вы можете назвать? Докажите свою точку зрения, используя примеры из стихотворений.


Предыдущий урок
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Финал произведения
Русская литература XIX века
Следующий урок
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Лирика. Основные темы и мотивы
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»

    Литература

  • Закон всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников

    Физика

  • Карбоновые кислоты

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке