Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С. Пушкин. Философская лирика.

Русская литература XIX века

А. С. Пушкин. Философская лирика. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Пора, мой друг, пора!..»

План урока

  • «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
  • «Элегия»
  • «Вновь я посетил…»
  • «Отцы пустынники и жены непорочны…»
  • «Пора, мой друг, пора!..»

Цели урока

  • Знать особенности философской лирики А. С. Пушкина
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

С какими стихотворениями на философскую тему вы знакомы? Кому принадлежат эти стихотворения? Как вы думаете, что нужно понимать под «философской лирикой»?

 

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

 

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано в 1829 году. К этому времени автору исполнилось 30 лет. Уже состоявшийся как художник слова, Пушкин не находил удовлетворения в своей жизни. Его тяготили думы о судьбах отечества, обязанность работать на нелюбимой службе. Светская жизнь и цензор в лице Николая I не помогали, а чинили препятствия творчеству поэта. 

 

Напечатано стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» в 1830 году в «Литературной газете». В первой редакции произведение носило более прямой посыл. Поэт писал, что мысль о смерти его преследует, где бы он ни находился. В заключительном варианте мотив неизбежной смерти смягчен.

 

В стихотворении затронуты вечные вопросы жизни и смерти. Для раскрытия этой темы выбран характерный для романтизма жанр элегии .


Элегия (от греческого elegos – жалобная песня) – малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.


Атмосфера тихих, спокойных мечтаний лирического героя передается через ритмический строй произведения. Пушкин использует перекрестный тип рифмы, что придает стихотворению плавность и размеренность. 

 

Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.

 

Основная тема этого произведения – тема бренности жизни:

 

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

 

Образ «уединенного дуба» – один из главных в стихотворении, он соотносится с внутренним миром лирического героя. «Дуб уединенный» – это метафора божественной сути природы и человека. Кроме эпитета «уединенный», поэт использует метафору «патриарх лесов», который будет жить после смерти лирического героя:

 

Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

 

Главный философский вопрос, который занимает главного героя, вынесен в отдельный катрен:

 

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствиях, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

 

Герой пытается угадать знаки судьбы во время прогулок «вдоль улиц шумных», при посещении «многолюдных храмов», во время мечтаний и размышлений.

 

Образом будущей жизни, которая не доступна лирическому герою, является младенец:

 

Младенца ль милого ласкаю
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю.
Мне время тлеть, тебе цвести.

 

Эти строки наполнены глубоким пониманием жизни и принятием неизбежного. Хоть в стихотворении и звучат минорные мотивы, но духовное завещание поэта утверждает торжество вечной жизни:

 

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.


  1. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.
  2. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
  3. Какое у поэта отношение к молодому поколению?
  4. Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
  5. В чем философский смысл преемственности поколений?
  6. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?


«Элегия»

 

«Элегия» создана осенью 1830 года. При публикации Пушкин дал этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдавал предпочтение этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.

 

Стихотворение состоит из двух строф, которые составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во второй звучит пафос жизненной активности, личной воли.

 

В «Элегии» развивается тема сосредоточенного поиска пути. Начинается стихотворение с переоценки прошлого, которое оставило неизгладимый след печали в душе героя. Мысли о будущем, казалось бы, не оставляют места надежде:

 

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

 

Но во второй строфе такое пессимистическое и пассивное мировосприятие сменяется противоположным. После довольно мрачных строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг следует легкий взлет:

 

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:

 

Душу лирического героя переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную жизнь, в которой «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Они даруют новые творческие плоды и – «может быть» – любовь:

 

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.


Сравните стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Элегия». Каковы тональность, настроение и мотивы этих двух стихотворений?


«Вновь я посетил…»

 

В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском – на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил...» – поэтический итог жизни поэта.

 

Стихотворение делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, поскольку настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене и преемственности поколений.

 

Это стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт Пушкина. Здесь поэт поднимает «вечные» темы: жизни и смерти, связи природы и человека.

 

Идейный смысл стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о смысле человеческой жизни, ценить и любить жизнь.

 

В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая роща («Здравствуй, племя младое, незнакомое!»). В его словах звучит легкая грусть:

 

...не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонить
От глаз прохожего.

 

Но он принимает преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли, потому что таковы законы бытия:

 

Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

 

«Отцы пустынники и жены непорочны…»

 

Произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…» написано 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, когда до его трагической гибели фактически осталось полгода. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Оно входит в цикл, дошедший до нас не полностью, и обозначено под номером II. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, святого, прошедшего тернистый путь познания бога.

 

Случайно ли то, что именно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создав стихотворение «Отцы пустынники…»? Предчувствовал ли он смерть, или это было просто желание зрелого поэта еще раз обратиться к богу?.. Молитву, к которой обращается Пушкин, читают «Во дни печальные Великого поста». Пост требует от человека смирения, послушания, отказа от многих благ жизни, милосердия и сострадания к ближнему. Это своего рода очищение.

 

Разговор человека с богом – святое таинство, подобно тайне любви, рождения и смерти, и Пушкин произносит свое откровение-молитву искренне, с большим чувством. О чем просит бога поэт? Не благ, не злата и серебра. Он беспокоится о своей душе, о том, чтоб в ней не было «духа праздности», «любоначалия», «празднословия». Он проникновенно, с волнением взывает ко всевышнему:

 

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, 
Да брат мой от меня не примет осужденья…

 

Заключительные строки стихотворения можно поставить лейтмотивом всего творчества Пушкина:

 

И дух смирения, терпения, любви 
И целомудрие мне в сердце оживи.

 

Тон повествования стихотворения размеренный, молитвенный. Это достигается за счет стихотворного размера и четко организованной рифмы. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха: пишет ямбом, располагая рифму в смежном порядке. 

 

В тексте обилие старославянизмов: «взлетать, дальних, уста, владыко, сокрыто». Эти слова усиливают торжественность, возвышенность. 

 

Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обращаются к богу. Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но и в ней можно выделить два начала. Поэт взывает к богу с просьбой избавить его душу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца.


  1. Найдите в тексте стихотворения старославянизмы.
  2. Как вы думаете, с какой целью они использованы?


«Пора, мой друг, пора!..»

 

Неоконченное стихотворение «Пора, мой друг, пора!..» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. 

 

Стихотворение делится на две части.  В первой – в первом катрене – Пушкин рассуждает о природном течении жизни: все проходит, меняется, и люди стареют с каждым часом. Вторая часть – оставшиеся четыре стиха. В них речь идет о том, что есть счастье для лирического героя («покой и воля»). Он высказывает свою заветную мечту – убежать от света, уехать в глушь, «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».

 

По мнению литературоведов, работавших с рукописями поэта, композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам Пушкин не дописал стихотворение.


  1. Как лирический герой воспринимает быстротечность жизни? Какие изобразительно-выразительные средства помогают это передать?
  2. Как соотносятся друг с другом две части стихотворения?


Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, что останется после его смерти.

 

Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями – любовь и искусство.

 

Он принимает жизнь со всеми треволнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать "в обитель дальнюю трудов и чистых нег".

 

Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.


Контрольный вопрос

 

Какие особенности философской лирики Пушкина вы можете назвать? Докажите свою точку зрения, используя примеры из стихотворений. 


 

 

 

Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека».

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика