Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»

Русская литература XIX века

09.12.2024
6279
0

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»

План урока

  • Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
  • Стихотворение «Поэт»
  • Стихотворение «Поэту»
  • Стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом»
  • Стихотворения «Пророк»

Цели урока

  • Знать, в чем состоит своеобразие темы поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • Каких поэтов-друзей А.С. Пушкина ты знаешь?
  • Знакомы ли вам стихотворения автора, посвященные им?

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии является ведущей в лирике А.С. Пушкина. Впервые она появляется в стихотворении «К другу-стихотворцу», которое автор пишет еще во время обучения в лицее. В этом произведении он впервые задумывается о предназначении поэзии: «Певцы бессмертные, и честь, и слава россов, / Питают здравый ум и вместе учат нас».

 

Предназначение поэта А.С. Пушкин видит в образовании: поэзия должна учить людей. Поэтическое творчество, как считал писатель, не обязательно связано со славой и деньгами.

 

В лирике петербургского периода А.С. Пушкин пишет о том, что не готов быть придворным поэтом. Он стремится к воспеванию свободы и обличению самодержавия.

 

Лирический герой стихотворений А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии схож с автором, но, конечно, имеет и свои индивидуальные качества.

 

Он близок к идеалу, искренен и правдив. Как и для поэта, для лирического героя небезразлична судьба его страны и его народа. Поэтому он выступает за равенство (к примеру, за отмену крепостного права) и свободу.

 

В стихотворениях на тему поэта и поэзии герой зачастую проходит сложный путь («Пророк»), который приводит его к совершенству, дает ему возможность делиться с другими людьми светом своих знаний. 

Стихотворение «Поэт»

Стихотворение «Поэт» написано в 1827 году. По жанру – лирическое стихотворение, вид лирики – гражданская.

 

Это стихотворение написано Пушкиным в 1827 году, во время уединения поэта в Михайловском. Впервые напечатано оно было в том же году, в журнале «Московский вестник».

 

Лирический герой произведения рассуждает на вечную тему – каково предназначение поэта в обществе? В своих размышлениях он приходит к выводу о том, что люди, не имеющие наклонностей к написанию стихов, представляют собой пустые сосуды, которым не суждено наполниться.

 

Стихотворение относится к философской лирике и имеет двухчастную композицию. В первой части автор рисует перед нами образ поэта, забывшего свое истинное предназначение в развлечениях светского общества. Вторая часть о божественном зове, который помогает поэту направиться на «истинный» путь.


Какие изобразительно-выразительные средства использует А.С. Пушкин для описания существования поэта «в заботах суетного света»?


Стихотворение «Поэту»

Сонет «Поэту (Поэт! Не дорожи любовию народной…)» был написан А.С. Пушкиным 7 июля 1830 года. Известно, что причиной создания послужила критика на страницах журналов «Московский телеграф» и «Северная пчела». Прежде рецензенты публиковали доброжелательные отзывы на произведения А.С. Пушкина. Затем поэт остро ощутил, сколь переменчивы взгляды критиков и капризна публика.

 

Сонет относится к философской лирике. Его основная тема – наставления лирического героя о взаимоотношениях творца с толпой. Пушкин уверяет читателя в том, что важно дорожить собственным мнением, быть верным ему, что бы не возражала на это общественность.

 

В стихотворении сочетаются все виды рифмовок, его стихотворный размер (один из любимых у автора) четырехстопный ямб.

 

Сонет имеет классическую форму, которую можно представить в виде схемы abab abba ccd eed. Стихотворный размер – 6-стопный ямб. 

 

Стихотворение является обращением к некому поэту: «Поэт! не дорожи любовию народной». Уже в первой строчке задана тема – поэт и толпа. Адресат – отвлеченный образ творческого человека, чей труд находится под постоянным взором критиков и их безжалостным оценкам.

 

Лирический герой призывает поэта не зависеть от похвалы публики, потому что ее симпатии переменчивы. Перед «судом глупца» он советует сохранять твердость и спокойствие.

 

Лирический герой замечает, что толпа зачастую несправедливо судит, потому называет ее «холодной», безрассудной, разрушительной («в детской резвости…»).

 

Но значительная часть произведения посвящена не толпе, а самому поэту и тому, как он должен относиться к критике: «Ты царь: живи один». В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения. Служа народу, поэт должен быть свободен от его непостоянной любви. Он обязан творить во имя идеи («Иди, куда влечет тебя свободный ум…»), а не искать бесконечного одобрения публики.

 

Мерило состоятельности произведения – совесть самого художника: «Ты сам свой высший суд». Свой нелегкий труд он выполняет бескорыстно («Не требуя наград за подвиг благородный»).


  1. Какими эпитетами А.С. Пушкин наделяет поэта, к которому обращается?
  2. Какие черты поэта-адресата эти эпитеты подчеркивают?


Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» было написано в 1824 году в Михайловском. Ему предшествовало письмо, отправленное приятелю поэта А.И. Казначееву, в котором А.С. Пушкин признался, что начал воспринимать стихи как товар, хотя такое отношение к творчеству вызывает в нем отвращение.

 

Впервые оно увидело свет в качестве предисловия романа в стихах «Евгений Онегин».

 

Произведение относится к гражданской лирике. Интересна его композиция – стихотворение полностью построено в диалогичной форме и отражает точку зрения сразу двух лирических героев.

 

Стихотворение посвящено рассуждениям героев о поэтическом творчестве – его роли в обществе, славе, деньгах, вознаграждению за труд поэта. Диалог заканчивается на убеждении книготорговца продать ему стихотворения. В последней строке поэта соглашается, но, что примечательно, строка не имеет рифмы и выбивается из общей композиции произведения.

 

Стихотворение, поддерживая дискуссию поэта и книгопродавца, строится на чередовании высоких и низких образов и мотивов. Поэт описывает образ своего мира, где его собеседниками являются иволги, морские волны, ручьи, водопады, деревья. Книгопродавец приглашает посмотреть на посетителей своей лавки (противоположный образ):

 

До А.С. Пушкина литература не считалась в России средством заработка, но огромная популярность пушкинских творений в читательской среде принесла поэту коммерческий успех. Не имея больших денежных средств, А.С. Пушкин действительно ощутил зависимость от авторских гонораров, в чем и признался не без горечи в конце стихотворения.

 

Конфликт между сложившимися представлениями о божественной природе творчества и человеческой необходимостью зарабатывать на хлеб насущный обостряет проблематику. Желание творца быть выше меркантильного века противоречит необходимости продавать плоды своего труда, как товар на рынке. Художнику приходится не без горечи принять, что он зависит от читающей публики.

 

Два мира не могут существовать отдельно друг от друга. Книгопродавец – посредник между ними.

 

Да, он продает творения поэтов журналистам, но благодаря этому читатели получают доступ к миру искусства, а сочинители – скромную плату, поддерживающую их существование.

 

Поэт и книгопродавец – контрастные образы. Первый эмоционален, щепетилен, самолюбив, терзается внутренними противоречиями. Второй прагматичен, расчетлив, но при этом опытен в своем деле (он уже научился общаться с поэтами); ему понятна сама природа творчества, но не изнутри, а снаружи – как механизм, поставляющий новый товар. Слова книгопродавца «Не продается вдохновенье, / Но можно рукопись продать» стали афоризмом, они характеризуют героя как знатока жизни, внешняя сторона которой во многом действительно определяется товарно-денежными отношениями.

 

Книгопродавец не отрицает свободу, необходимую для творчества. Но как только стихи оказываются на бумаге, они становятся рукописью, то есть товаром, который можно продать. Поэт принимает неизбежное: чтобы выжить, приходится покидать вдохновенный мир поэзии и погружаться в прозу жизни. Поэтому стихотворение заканчивается нерифмованными строками: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». Спор заканчивается сделкой: поэт обещает принести свою рукопись, понимая, что иного пути у него нет.


  1. Чем отличается речь поэта от речи книгопродавца?
  2. Какими речевыми особенностями наделяет своих героев А.С. Пушкин? Какие приемы он для этого использует?


Стихотворение «Пророк»

Стихотворение «Пророк» было написано А.С. Пушкиным в 1826 году, в михайловский период его творчества. Причиной для написания произведения стало известие о казни декабристов.

 

Впервые опубликовано стихотворение было в «Московском вестнике» в 1828. Публика встретила его неоднозначно – создалось мнение, что поэт пытается возвыситься.

 

Здесь поэт поднимает тему божественного призвания поэта-пророка, рисуя идеальный образ поэта. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение А.С. Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. «И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

 

А.С. Пушкин дает в «Пророке» свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, он «духовной жаждою томим». Именно к такому человеку является посланник Бога.

 

Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы по другим его произведениям (например, в «Подражаниях Корану» мы встречаем тот же образ одинокого путника). Явление «шестикрылого серафима» в «Пророке» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Отныне для него нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен «грешного» языка серафим вкладывает в уста пророка «жало мудрыя змеи», а вместо сердца вдвигает «угль, пылающий огнем». Стихотворение оканчивается воззванием Бога к новому пророку: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей – / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».

 

Таким образом, А.С. Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости.


  1. Проследите, как обыкновенный человек превращается в выразителя высших сил, истин.
  2. Почему преображению героя посвящена большая часть стихотворения?
  3. Какую великую истину открывает для себя герой произведения? Продолжите фразу: «Поэт не может творить до тех пор, пока...»
  4. Определите роль архаизмов и славянизмов в стихотворении.


А.С. Пушкин объединяет в своих произведениях тему о предназначении поэта и его труда с мотивом гражданственности. А.А. Блок о поэте: «Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов, Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт».


Контрольные вопросы

 

  1. Какую эволюцию претерпевала тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина?
  2. Как понимает А.С. Пушкин роль поэта и назначение поэзии?


Предыдущий урок
Историко-литературный процесс. Русская литература первой половины XIX века. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • Последствия войны: революции и распад империй. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920–е годы

    История

  • Массовая культура

    Обществознание

  • Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке