- Любовная лирика («К.Б.», «О, как убийственно мы любим…»)
- Знать своеобразие любовной лирики Ф.И. Тютчева
- Уметь анализировать поэтические тексты
- Какие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, вы уже изучали?
- Какие стихотворения Ф.И. Тютчева вы помните?
Любовная лирика
В зрелой лирике Ф.И. Тютчева рядом с темой природы стоит тема любви. Поэт понимает это чувство, как доставляющее душевным силам высшее наслаждение и высшее напряжение. Без любви немыслимо человеческое существование, поэтому в тютчевской лирике она символ подлинно человеческого бытия.
Часто любовная лирика Ф.И. Тютчева носит трагичный характер и является автобиографичной. Это подтверждается так называемым «денисьевским циклом» – собранием стихотворений, посвященных любви автора к Е.А. Денисьевой.
Одной из ключевых особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева является её диалогичность, то есть существует не только лирический герой и его позиция, но и его возлюбленная, её чувства и переживания.
Особое значение в творчестве автора приобретает тема поздней любви, которая представляется поэту наиболее важной, нежной, трепетной.
Адресаты любовной лирики
Амалия фон Крюденер (в браке Адлерберг) – первая любовь Ф.И. Тютчева. Поэт познакомился с ней в Мюнхене, когда ему было всего 20 лет (Амалии было 14). Эта женщина славилась редкостной красотой, которую помимо Ф.И. Тютчева подмечали А.С. Пушкин, Николай I, Гейне. Портрет Амалии входил в галерею самых красивых женщин, составленную королем Баварии Людвигом I. Любовь к ней поэт пронес через всю свою жизнь. Их последняя встреча произошла в 1873 году, когда Амалия приехала проститься с поэтом. Ей было посвящены стихотворения «Я встретил вас, и все былое…», «Я помню время золотое…».
Элеонора Петерсон – первая жена Ф.И. Тютчева, с которой поэт познакомился и обручился в Мюнхене. Элеонора была для поэта не только любящей женой, но и верным другом и помощником. Однако их брак продлился недолго, в 1838 году любимая женщина Ф.И. Тютчева погибла в ужасных мучениях. Причиной тому стали регулярные переутомления, сильная простуда и глубокое нервное потрясение, связанное с бедственным положением в семье Тютчевых. Элеоноре поэт посвятил «Еще томлюсь тоской желаний», «В часы, когда бывает...»
Эрнестина Дернберг – вторая жена поэта. Роман Эрнестины с Ф.И. Тютчевым начался еще во время брака поэта с Элеонорой Петерсон. Эрнестина стала женой Ф.И. Тютчева в 1839 году, спустя почти год после смерти его первой жены. Во время брака Эрнестины с поэтом у Ф.И. Тютчева фактически появилась вторая семья с Е.А. Денисьевой. Это любовное противостояние продолжалось в течение 14 лет, до смерти Денисьевой. Своей второй жене поэт посвятил следующие произведения: «Люблю глаза твои, мой друг…», «Из края в край, из града в град».
Елена Александровна Денисьева – тайная жена Ф.И. Тютчева. Именно ей посвящен знаменитый «денисьевский цикл», ставший вершиной любовной лирики поэта. Ф.И. Тютчев познакомился с вольнослушательницей Денисьевой в Смольном институте, куда он устраивал своих дочерей. Отношения между возлюбленными продлились 14 лет, закончившись смертью Елены в 1864 году.
К «денисьевскому циклу» относятся: «На Неве», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Сияет солнце, воды блещут» и другие.
- Какими особенностями обладает любовная лирика Ф.И. Тютчева?
- Какие стихотворения поэта относятся к любовной лирике?
Стихотворение «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое...», 1870)
До нас дошло немного сведений о первой мюнхенской любви Ф.И. Тютчева к совсем еще юной и прекрасной Амалии фон Крюденер. Известно, что в 1833 году поэт, уже женатый на другой, написал одно из прекраснейших своих стихотворений «Я помню время золотое...», в котором возлюбленная предстает как центр и средоточие прекрасного мира. Почти через полвека графиня Амалия Адленберг (по второму мужу) навестила смертельно больного поэта, воскресив в его памяти это «время золотое». Е
й же посвящено и не менее обаятельное стихотворение 1870 года «Я встретил вас – и все былое...». По свидетельству сослуживца Ф.И. Тютчева Я.П. Полонского, инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюденер». А тогда, в конце 1825 года (или в самом начале 1826), возвратившись из полугодового отпуска, проведенного в России, Ф.И. Тютчев узнал, что Амалия обвенчалась с другим, более чиновным и состоятельным его сослуживцем по русскому посольству бароном Крюденером.
Когда в 1870 году в Карлсбаде Ф.И. Тютчева посетила его «младая фея» юности, теперь уже далеко не юная, но для поэта навсегда овеянная молодостью, солнцем и ни с чем не сравнимыми воспоминаниями графиня Амалия Адленберг, родились строчки:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило,
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...
Стихотворение «Предопределение»
Однако есть в лирике Ф.И. Тютчева и такие стихотворения, в которых любовь, по-прежнему символизируя жизнь, получает исключительно глубокое и необычное истолкование, психологически очень конкретное и выразительно яркое. В стихотворении «Предопределение» (начало 1850-х годов) Поэт намеренно спорит с общим мнением, с «преданием», гласящим, что любовь – «Союз души с душой родной/ – Их съединенье, сочетанье». По Ф.И. Тютчеву, любовь двух сердец предполагает не только союз, но и борьбу – «роковое слиянье. И... поединок роковой...».
При пристальном и более глубоком, чем привычный, взгляде соединяются разные индивидуальности, разные характеры, разные личности, каждая со своим неповторимым внутренним миром. И это неизбежно ведет к «поединку», причем не в том банальном смысле, будто каждый должен отстоять свое первенство. Совсем напротив. Сердца соединяются любящие и готовые жертвовать друг для друга. Они, любя друг друга, соревнуются, состязаются в нежности.
«Борьба неравная» – это битва двух нежных сердец, из которых одно неизбежно оказывается нежнее другого, жертвеннее и потому незащищеннее. Оно и гибнет в первую очередь, потому что больше страдает, больше проявляет участия и больше истрачивает внутренних сил («Любя, страдая, грустно млея, / Оно изноет наконец...») В такой жертвенной любви скрыт подлинный драматизм человеческих отношений, когда любовь вселяет одновременно чувства «блаженства и безнадежности». Она несет с собой жизнь и смерть, потому что одна душа, принося себя в жертву другой, истощается и умирает.
«Денисьевский цикл»
С наибольшей силой, осложненные другими мотивами, заявленные в предыдущих любовных стихотворениях идеи нашли выражение в знаменитом «денисьевском цикле».
Е.А. Денисьевой Ф.И. Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Ф.И. Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, ее тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Ф.И. Тютчева.
В стихотворениях, обращенных к Денисьевой, чувства женщины всегда оказываются незамутненнее и естественнее сердечных движений мужчины, отягощенного сознанием ее безусловного превосходства над ним и собственного угасания. Женщина находит в себе силы и для неравного поединка со светской толпой, убивающей в конце концов ее живое чувство, и для борьбы за свою любовь, и для стойкости в горе. Каждый новый оттенок ее страсти вызывает в поэте прилив нежности, любви и беспощадное обнажение собственного несовершенства. В этой же доподлинной искренности Ф.И. Тютчева заключен глубочайший нравственный смысл, умножающий сопереживание. Психологическая конкретность ситуаций любовного цикла сочетается в нем с общезначимостью эмоций, с вещими прозрениями, выводящими его из узких сфер интимной лирики к самым сокровенным думам о человеческой душе в ее высших проявлениях и свойствах.
Стихотворение «О, как убийственно мы любим...» (1851)
«О, как убийственно мы любим...» – третье стихотворение «денисьевского цикла». Это стихотворение (оно состоит из десяти строф, что для Ф.И. Тютчева много) наиболее полно выражает тютчевское представление о любви как о «встрече роковой», как о «судьбы ужасном приговоре». «В буйной слепоте страстей» любимый человек разрушает радость и очарование любви: «Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!»
Ф.И. Тютчев ставит здесь сложную проблему вины человека, нарушившего во имя любви законы света – законы фальши и лжи. Психологический анализ Ф.И. Тютчева в поздней лирике неотделим от этики, от требований писателя к себе и к другим. В «денисьевском цикле» он и отдается собственному чувству, и в то же время проверяет, анализирует его – в чем правда, в чем ложь, в чем заблуждение и даже преступление. Это проявляется часто в самом лирическом высказывании: в некоторой неуверенности в себе и своей правоте.
Вина «его» определена уже в первой строчке: «как убийственно мы любим», хотя в самом общем и отвлеченном смысле. Кое-что проясняют «буйная слепота страстей» и их губительность.
«Она» – жертва, но не только и не столько эгоистической и слепой страсти возлюбленного, сколько этического «беззакония» своей любви с точки зрения светской морали; защитником этой узаконенной морали у Ф.И. Тютчева выступает толпа.
Эти десять четверостиший созвучны с историей Анны Карениной, которая у Л.Н. Толстого развернута в обширное романное повествование.
Таким образом, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а потому именно оно неизбежно должно «изныть» и зачахнуть, погибнуть в «поединке роковом».
Общественная мораль проникает и в личные отношения. По законам общества он – сильный, она – слабая, и он не в силах отказаться от своих преимуществ. Он ведет борьбу с собой, но и с ней тоже. В этом «роковой» смысл их отношений, их самоотверженной любви.
«В денисьевском цикле, — пишет Н. Берковский, – любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами». Вероятно, это оттого, что, чем выше духовное содержание любви, тем выше способность проникаться душевной жизнью любимого человека настолько, чтобы переходить на позиции чужого «я», как на свои собственные. Но в этом «романе» есть и еще один смысл, обычный для русской литературы: сильный ищет спасения у слабой, защищенный – у беззащитного.
Как бы то ни было, «последняя любовь» Ф.И. Тютчева, как и все его творчество, обогатила русскую поэзию стихами необыкновенной лирической силы и духовного откровения.
- Кому посвящён «денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева?
- Что такое «поединок роковой»? Кто в нём может победить?
Ранняя любовная лирика поэта связана с легкостью, веселыми и свежими образами. В стихотворениях автор использует клишированные образы (заря, розы), но его чувства искренние, поэтому его лирика не воспринимается читателем как нечто избытое или фальшивое.
Тема любви как «поединка рокового» впервые звучит в лирике Ф.И. Тютчева о поздней любви. Это связано с отношениями поэта с Еленой Денисьевой. Несмотря на сильную любовь, тайность и незаконность их отношений принесла много горя каждому из них.
После гибели любимой женщины в лирике Ф.И. Тютчева стали тесно перекликаться темы любви, страдания и смерти.
Контрольные вопросы
- В чем выражается ключевая особенность любовной лирики Ф.И. Тютчева?
- Какие мотивы становятся центральными в тютчевской любовной лирике? Что нового вносит поэт в звучание этой темы?