Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.С. Лесков. Герои-праведники. «Очарованный странник»

Русская литература XIX века

Н.С. Лесков. Герои-праведники. «Очарованный странник»

План урока

  • Слово о Н.С. Лескове
  • Герои-праведники
  • «Очарованный странник»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь Н.С. Лескова
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

  • Какие произведения Н.С. Лескова вы уже изучали?
  • Кто такое «праведник»?

 

Слово о Н.С. Лескове 

Рис. 1. В. Серов. Н.С. Лесков. Рис. 1. В. Серов. Н.С. Лесков.

Николай Семенович Лесков (1831–1895)

 

Николай Семенович Лесков известен прежде всего как прозаик, автор множества романов, повестей, рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики.

 

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 в селе Горохове Орловской губернии, в семье следователя и обедневшей дворянки. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника, Н.С. Лесков рано поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, а через два года, в 1849 году, перешел в Киевскую казенную палату. Переезд в Киев сыграл важную роль в жизни Николая Семёновича Лескова. Он познакомился с молодыми профессорами Киевского университета, приходившими в дом его дяди, профессора медицины Киевского университета С.П. Алферьева. Молодой Н.С. Лесков попал в среду университетской молодежи, стал посещать лекции, много читал, выучил украинский и польский языки.

 

В 1857 году Н.С. Лесков отказался от государственной службы и перешел в частную коммерческую компанию. Дела фирмы требовали многочисленных поездок по стране, и Лесков, по его собственным словам, «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях». Накопленные впечатления послужили основой первых публицистических опытов писателя, опубликованных в 1860 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» и других изданиях.

 

В 1861 году Н.С. Лесков переехал в Петербург, а вскоре в Москву, где стал сотрудником газеты «Русская речь» и одновременно публиковал свои статьи в «Отечественных записках», «Книжном вестнике» и других журналах. Также он сотрудничал с газетой «Северная пчела», в которой печатались П.И. Мельников (Печерский), В.И. Даль, писатели-демократы В.А. Слепцов, А.И. Левитов. Именно в это время к Николаю Семёновичу Лескову стали настороженно относиться официальные власти, и записка канцелярии санкт-петербургского полицмейстера «О литераторах и разночинцах» констатировала: «Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному».

 

В 1862 году журнал «Век» опубликовал первое беллетристическое произведение Н.С. Лескова – рассказ «Погасшее дело» (впоследствии названный «Засуха»). В этом же году в разных изданиях были напечатаны рассказы «Разбойник» и «В тарантасе», а в 1863 году – «Житие одной бабы» и «Язвительный». На первых этапах творчества Н.С. Лесков отдавал предпочтение жанру очерка, что сближало его с литераторами демократического лагеря. Однако сразу же обнаружились и принципиальные различия между ними в подходах к изображению народной жизни.

 

В отличие от писателей-шестидесятников, призывавших изучать жизнь народа, Н.С. Лесков воспринимал ее как нечто понятное и близкое, «изучению» противопоставлял «знание». Не будучи консерватором, еще в юности возненавидев крепостное право, писатель в то же время не принимал идеи революционного переустройства жизни. Свое неприятие он с присущей ему категоричностью и полемической страстностью выразил не только в публицистике, но и в романе «Некуда» (1864).

 

Демократический лагерь русской литературы расценил появление романа как открытый вызов и объявил писателю войну. Против него выступили Д.И. Писарев, В.А. Зайцев, а позднее и М.Е. Салтыков-Щедрин. Доступ во многие журналы для Н.С. Лескова был закрыт. Порыв, побудивший писателя создать антиреволюционный роман, был искренним, и хотя позднее он отчасти сожалел о своем прежнем стремлении противостоять «бурному порыву», который называл «естественным явлением», все же Н.С. Лесков утверждал (в письме И.С. Аксакову от 9 декабря 1881 года), что в «Некуда» «есть пророчества – все целиком исполнившиеся».

 

Свое отлучение от демократической прессы писатель переживал достаточно остро, однако он осознавал, что Россия не должна была идти революционным путем, и последовательно воплощал эту мысль в других произведениях – рассказе «Овцебык», романе «Обойденные» (1865). Обвинение в реакционности впоследствии будет брошено Николаю Семёновичу Лескову еще не раз. Ситуацию ухудшит и появление в 1872 году его нового антинигилистического романа «На ножах». Цель писателя заключалась не в отрицании необходимости демократических перемен, а в неприятии форм их достижения, той схоластической картины будущего, которую упорно рисовали некоторые революционеры-демократы. Драма Н.С. Лескова состояла в том, что он так же, как и шестидесятники, уважал народ, его трудолюбие, терпение, мудрость, талант и хотел для него лучшей доли, но в отличие от представителей демократического лагеря не имел готовых решений и мучительно искал источники и пути преобразования и укрепления Отечества.


  1. Из какой семьи происходил Н.С. Лесков?
  2. В каких журналах работал Н.С. Лесков?
  3. Почему писателя отстранили от работы редактором?


Герои-праведники 

 

Верой в неистощимые силы, скрытые в русском народе, в его национальном характере, проникнуты многие произведения Лескова. Он искал наиболее яркие проявления национального духа в разных сферах русской жизни и социальных слоях русского общества, среди крестьян, мастеровых, дворян и т.д. Его рассказы «Однодум» (1879), «Несмертельный Голован» (1880), «Человек на часах» (1887), «Инженеры-бессребреники» (1887) и другие отразили представления писателя не только о русском национальном характере, но и о нравственном потенциале личности, об истоках ее внутренней силы, искренности и чистоте душевных порывов.

 

М. Горький писал о том, что Н.С. Лесков создал «для России иконостас ее святых и праведников». Это не означало стремления писателя идеализировать русского человека. Н.С. Лесков раскрывал сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие в них разнородных начал. Еще в 1865 году в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» он показал страшный исход бунта героини, в которой трагически смешались, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность порывов, пробуждение потребности постичь другого человека, а с другой – отсутствие четких нравственных ориентиров, слепое подчинение законам среды, эгоизм и жестокость.

 

И в более поздних произведениях Н.С. Лесков изображает драматизм внутренней борьбы героев, подчеркивая, что ее итог зависит от способности человека осознать свое предназначение, найти свой путь в жизни. Герой повести «Очарованный странник» (1873) пережил много испытаний, прежде чем почувствовал в себе желание «отстрадать» за другого человека, а позже и «за народ... помереть».

 

Одним из наиболее значительных произведений Лескова стал роман-хроника «Соборяне» (1872), где он с большой симпатией воссоздал самобытный и гармоничный мир людей, силу которым давала вера. Но писатель не идеализировал церковный быт, он лишь хотел подчеркнуть необходимость существования идеала, веры, отсутствие которых, по словам главного героя хроники – протопопа Туберозова, «сгубит Россию». Идея «почтения к деяниям предков великих» выражена и в других романах-хрониках Лескова: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874).

 

Н.С. Лесков, как и И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, — законный наследник «гоголевской школы». О его вере в преобразующую силу слова, в возможность средствами литературы выразить идеалы истины и добра говорят строки его произведений. Эта позиция писателя во многом отражена в героях праведниках.

 

Отличительные черты этих персонажей:

  • равнодушие к материальным ценностям;
  • повышенное чувство справедливости;
  • борьба за народную правду;
  • проявление сострадания.

 

Религия, которую исповедуют праведники Н.С. Лескова, это религия добрых дел. Скромные и деятельные эти герои пытаются во всем помочь, спасти окружающих.

 

Творчество Н.С. Лескова, не только отражавшего противоречия русской жизни, но и раскрывавшего истоки ее возрождения, показавшего самобытность национального характера и духовный потенциал народа, стало важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы.


  1. Какие черты характерны типу «герой-праведник»?
  2. Можно ли отнести левшу из одноимённого сказа Н.С. Лескова к героям-праведникам? Почему?


«Очарованный странник»

Рис. 2. Н. Кузьмин. «Очарованный странник». Рассказ о татарском плене. Рис. 2. Н. Кузьмин. «Очарованный странник». Рассказ о татарском плене.

Идея создания произведения о богатыре-страннике пришла к автору во время его путешествия по Ладожскому озеру, которое многие монахи выбирали для земного приюта.

Работу над повестью Н.С. Лесков начал в 1872 году, спустя год произведение было закончено. 

 

Первый вариант «Чернозёмного Телемака» (изначальное название повести) писатель отнес в редакцию «Русского вестника», но Катков публиковать произведение отказался. Переименовав повесть Н.С. Лесков передал его в редакцию «Русского мира», где произведение и было опубликовано.

 

«Очарованный странник» посвящен генералу С.Е. Кушелеву. В его доме писатель впервые прочел полный текст повести.

 

Несмотря на то, что в первых публикациях произведение было отнесено автором к жанру рассказа, количество героев и объемность сюжета позволяют определить «Очарованного странника» как повесть.

 

Исследователи творчества Н.С. Лескова отмечают в произведении черты и следующих литературных жанров:

  • приключенческий роман (схожа динамичность повествования);
  • житие (с повестью его роднит структура и духовное развитие главного героя).

 

Повесть Н.С. Лескова состоит из 12 частей, в которых собраны воспоминания из жизни рассказчика. В таком построении произведения есть схожесть с принципом «рассказ в рассказе» (например, в эпизоде, когда Измаила просят рассказать о своей жизни).

Рис. 3. И. Глазунов. «Очарованный странник». Грушенька. Рис. 3. И. Глазунов. «Очарованный странник». Грушенька.

Отличительная черта композиционного построения «Очарованного странника» – лексическая разнородность. Лексика изменяется в зависимости от того, кто является рассказчиком. Кульминацией произведения можно считать встречу странника с цыганкой Грушей. Любовь к ней заполняет душевную пустоту Флягина, дает ему возможность обрести нравственное возрождение. 

 

Пестрота русской жизни знакома писа­телю не понаслышке. Лесков, подобно своим героям, человек бывалый, «проездившийся» по родной стране. Не случайно богатство жизненного опыта становится одним из критериев оценки человека в произведениях Н.С. Лескова.

 

В «Очарованном страннике» мы встречаем героя, чья «обширная жизненность» вмещает такое множество событий, что это кажется невероятным. Флягин не профессиональный путешествен­ник, не коллекционер редких впечатлений. Его гонит по России не бар­ская «охота к перемене мест», не жажда острых ощущений. Писатель стремится понять:

  • каковы внутренние мотивы странствования Флягина;
  • что приобретает герой в общении с пёстрым русским миром;
  • как раскрывается в богатом житейском опыте душа русского че­ловека.


  1. Как изначально называлась повесть «Очарованный странник»?
  2. В чем заключается лексическая разнородность произведения?
  3. Что стремится понять автор в духовных исканиях Флягина?


Так сложилось, что Николаю Семеновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX века. Нелюбимый, затравленный, неоцененный и непризнанный современниками, он прошел большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь. Своеобразный, отдельный во всем, замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Однако свет звезды Н.С. Лескова достиг двадцатое столетие и сполна пролился на прозу этого времени. Среди тех, кто испытал его, Ф. Сологуб, А. Ремизов, Е. Замятин, Б. Зайцев, И. Бабель, И. Шмелев... Причем новая литература откликнулась именно на то, что не приняла в Н.С. Лескове современная ему эпоха.


Контрольные вопросы

 

  1. Где родился Н.С. Лесков?
  2. Почему произведения автора не публиковали в «Отечественных записках»?
  3. Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине?
  4. Какое многообразие значение заложено в названии повести?


Предыдущий урок
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Финал произведения
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»
Русская литература XIX века
  • Предельные углеводороды. Алканы

    Химия

  • И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Финал произведения

    Литература

  • Вторая мировая война 1943-1945 гг.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке