Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека».

Русская литература XIX века

Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека»

План урока

  • Петербургский миф
  • История создания поэмы и жанровое своеобразие
  • Петр I и Евгений
  • Конфликт и тематика поэмы
  • Образ Петербурга

Цели урока

  • Знать историю создания, содержание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», своеобразие поэмы
  • Уметь анализировать поэму

Разминка

  • Какие произведения А. С. Пушкина на историческую тему вы можете назвать?
  • Какие герои, являющиеся «маленькими» людьми, вам знакомы?

 

Петербургский миф


Петербургский миф — это художественно воплощённое явление, через которое определяется самобытность культуры Санкт-Петербурга.

 

Миф о Петербурге — предсказание его скорой и неминуемой гибели, исходившее из кругов антипетровской оппозиции — зарождается в 1722 году.


Рис. 1. Н. Каразин. Заставка к поэме «Медный всадник». 1882. Рис. 1. Н. Каразин. Заставка к поэме «Медный всадник». 1882.

Идейные тенденции пророчеств о скорой гибели нового города, сильно пугавших народ, совпадали с известной традицией русского клерикализма, с предсказанием всемирно-исторической миссии Москвы: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». 

 

Своевольный император назвал столицу в честь первого епископа Рима, вызывало ассоциации с «четвертым Римом», которые обречен пасть.

 

Первородный грех Петербурга заключался в том, что его блистательная красота располагается на костях строителей-рабов, количество которых, например, датский посол, исчислял в 60 тысяч человек.

 

Таким образом, петербургская легенда — это своего рода социальный протест, выраженный в фантасмагорической (а впоследствии — и художественной) форме.

 

К началу XIX века успел складывается петербургский фольклор – система слухов, сказаний и легенд, куда входит, например, политический слух о подмене Петра I в Неметчине и чудесное спасение Петра III. Основными героями легенды явились призраки, неприкаянные души.

 

Мотивы петербургского мифа строятся на идее неестественной природы города, который появился искусственно, вопреки стихии, правившей в этих местах.

 

Развитию петербургского мифа способствовала литература. В произведениях русских писателей представлена двойственность Петербурга и его создателя.

История создания поэмы и жанровое своеобразие

 

Первым обе стороны петербургского мифа объединил в своем творчестве А.С. Пушкин, вместив их в рамки одного произведения — поэмы «Медный всадник». Окончательного суждения у А.С. Пушкина нет, оба образа города (и Петра) для поэта равноправны.

 

Поэт создаёт революционно новый для русской литературы образ столицы, где Петр противопоставлен не стихии, а «маленькому человеку» — совершенно новому лицу трагедии.

 

В антитезе «герой-стихия» Петр представлял человечество. Однако в антитезе «герой-маленький человек» возникает принципиально иное отношение: «Властелин судьбы всю ночь преследует Евгения, дерзнувшего бросить вызов собственной судьбе».

 

А.С. Пушкин е воспевает Петербург, а создаёт новый образ города, опираясь на фантасмагорию столичного фольклора. Петербург – трагически красивый город безумца.

 

Жанр произведения – поэма. Относится к реализму и носит подзаголовок «петербургская повесть».


Поэма — лироэпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

 

Примеры: А.С. Пушкин «Медный всадник», М.Ю. Лермонтов «Мцыри», А.А. Ахматова «Поэма без героя» и др.


Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении А.С. Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

 

Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия». Именно в таком значении употреблял термин «a tale» (повесть) Дж. Г. Байрон в отношении своих поэм. Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета.

 

Концепция ожившего памятника, которую Пушкин реализовал в поэме, могла быть взята из произведения «Дон Жуан», либо из реального случая 1812 года, когда одному из майоров приснился сон о медном всаднике, скачущем по улицам столицы.


  1. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга?
  2. Как в поэме противопоставлены прошлое и настоящее?
  3. Какова авторская позиция в гимне городу Петра? каких произведениях русских писателей вы уже встречались с «петербургским мифом»?
  4. На какие композиционные части можно разделить Вступление?
  5. Какое основное настроение Вступления? Подтвердите свои мысли текстом.


 

Петр I и Евгений

 

Развитие конфликта между Евгением и Медным всадником определяет основную мысль произведения.

 

Петр I. Образ царя-реформатора вызывает живой интерес у А.С, Пушкин, начиная со второй половины 1820-х голов. Поэт усиленно ищет ответ на вопрос: может ли самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? Оттого особого внимания удостаивается Петр I. Его образ поэт исследует на протяжении всего своего творчества, меняя отношение к императору. Например, в поэме «Полтава» он славит царя-победителя. Одновременно с этим в исторических трудах А.С. Пушкина Петр – самовластный деспот и тиран.

 

В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин завершает анализ этого образа. Облик царя рисуется уже во вступлении:

 

 

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

 

 

Фигура царя противопоставлена дикой и суровой природе: перед царём раскинулась река, окружённая лесом («неведомый лучам в тумане спрятанного солнца»). Но Петр взирает в будущее, Россия должна получить доступ к морскому выходу, укрепить позиции на Балтийских берегах.

 

Отношение автора к Петру неоднозначно: А.С. Пушкин восхищается творением Петра, однако символически представленный император в виде Медного всадника отражает бесчеловечность государственности.

 

 

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

 

 

Рис. 2. А. Бенуа. «Медный всадник». «За ним несется Всадник Медный на звонко-скачущем коне». 1903-1922. Рис. 2. А. Бенуа. «Медный всадник». «За ним несется Всадник Медный на звонко-скачущем коне». 1903-1922.

Образ императора имеет двойственную природу, представая одновременно и великой личностью, и деспотом-самодержавцем. 

 

Евгенийглавный герой произведения, бедный чиновник, у которого есть возлюбленная Параши. Из-за непогоды Евгений не может встретиться с девушкой, а после находит её уже мёртвой, что становится причиной последующего сумасшествия героя.

 

Образ Евгения представлено в двойственной природе. С одной стороны, он потом некогда знатного рода, который вынужден зарабатывать на жизнь своим трудом. До трагедии это мечтательный юноша, покорный судьбе. С другой стороны, Евгений – сумасшедший бунтарь. Второй раз посещая Петрову площадь, он не боится выступить против императора и власти. Памятник ответственен за гибель возлюбленной Евгения.

 

В образе Евгения присутствуют черты, характерные для типа «маленького человека», однако ничего индивидуального в его образе нет, он один из многих. Отчего его бунт становится бунтом общества.

Евгений относится к типу «маленького человека». Признаки такого типа:

  • Низкое социальное положение;
  • Отсутствие каких-либо выдающихся способностей;
  • Приземленные цели, «маленькие» мечты;
  • Уязвимое положение, зависимость от обстоятельств;
  • Неспособность изменить обстоятельства;
  • Попранное человеческое достоинство;
  • Стремление восстановить справедливость, «маленький бунт»;
  • Трагическая судьба.

 

Героя не волнует судьба его страны, ему безразличны государственные вопросы. Он не рассуждает о России, потому что для героя это представляется невозможным и ненужным. Эти вопросы должны занимать правителей, которые в произведении представлены в образе медного всадника.


  1. В чем видит А.С. Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга?
  2. Как в поэме противопоставлены прошлое и настоящее?
  3. Какова авторская позиция в гимне городу Петра?


Конфликт и тематика поэмы

 

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). По мнению литературоведов А.С. Пушкин поднимает две важные темы – человек и история, человек и власть – по следующим причинам: 

 

Желание обратить внимание на трагическое событие 1824 года;

Непростые отношения поэта с властью;

Интерес поэта к фигуре Петра I.

 

Тема «человек и история» реализуется за счёт сюжетных поворотов, в которых обстоятельства становятся выше человека. История не даёт право выбора героям, они становятся её жертвами. Человек не может вершить свою судьбу, так как его судьба в руках «медного всадника», власти. Особенность звучания темы «маленького» человека в поэме заключается в том, что Евгений бунтует, и его бунт сопоставляется с бунтом стихии. Как Нева, заключенная в петербургские каналы, герой заключен государством в строгие рамки.

 

Мнение критиков о том, на чьей стороне А.С. Пушкин, разошлись.

 

Таблица 1. Особенности конфликта в поэме «Медный всадник»

Точки зрения на конфликт поэмы в русской критике

«Государственная»

«Трагической неразрешимости конфликта»

«Гуманистическая»

В.Г. Белинский, Д.С. Мережковский, Г.Л. Гуковский и др.

С.М. Бонди, Е.А. Маймин, М.Н. Эпштейн и др.

В.Я. Брюсов, МП. Ерёмин, Г.П. Макогоненко

Принимают сторону Петра, считая, что государственная власть вправе распоряжаться жизнью частного человека находят в преобразованиях императора пользу.

Считают, что конфликт меду государственными и частными интересами неразрешим, поэтому А.С. Пушкин не становится ни на позицию Петра, ни на позицию Евгения, изображая их противоречиво.

Принимают сторону Евгения, считая, что его жертва неоправданна, делают предположение, что автор симпатизирует лишь этому герою.

 

 

Образ Петербурга

 

Важным для поэмы является и образ города. Литературный критик В.Г. Белинский считал, что Петербург это центральный герой произведения.

 

А.С. Пушкин знакомит читателя с городом во вступлении представляя его таким, каким он был до основания (безлюдные болотистые берега) и после (один из крупнейших городов Европы).

Рис. 3. П. Соколов. «Медный всадник». «На звере мраморном верхом...». 1845. Рис. 3. П. Соколов. «Медный всадник». «На звере мраморном верхом...». 1845.

Заложенная в таком описании антитеза должна привести читателя к мысли о том, что развитие Петербурга привело его к победе над природными недостатками. Однако бунт Невы, которая казалась закованной и покоренной, опровергает эту точку зрения. Побежденным становится город, который никак не может противостоять всесильной стихии.

 

Оттого и город, подобно героям поэмы, получает двойственную природу: блистательный европейский город, культурный центр страны и искусственно созданный город, не предназначенный для человека.

 

Особое место занимает образ Невы, которая является частью города и действующим лицом поэма. Она бунтует и делает видимым то, что скрыто за внешним убранством Петербурга. Бунт водной стихии порождает бунт человека. Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», карой.


  1. Как в третьей части Вступления закладывается основной конфликт поэмы?
  2. Какие образы отражают конфликт?


Поэма была найдена в бумагах А.С. Пушкина В.А. Жуковским и опубликована с его поправками после смерти создателя текста. В частности, он опустил сцену бунта. Несмотря на то что В.Г. Белинскому не был известен пушкинский вариант текста поэмы, критик глубоко понял замысел поэта и дал мудрое истолкование философского конфликта между государством и личностью: «Мы понимаем смущённой душой, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом медном всаднике… И смиренным сердцем мы признаём торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного. При взгляде на великана… сознаёмся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства, что за него историческая необходимость».

 

Многие исследователи XIX века видели в «Медном всаднике» только торжество государственного начала над личным. Гимн Петру заслонял от них сострадание А.С. Пушкина трагической судьбе Евгения. Подобная оценка обедняла смысл поэмы и была несовместима с принципами гуманизма, которые определяли пафос творчества поэта в 1830-е годы.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему А.С. Пушкин дал поэме «Медный всадник» подзаголовок «Петербургская повесть»?
  2. В чем трагедия Евгения?
  3. Чем закончился бунт Евгения против Медного всадника?
  4. Какие два петербургских мифа соединяет в себе образ медного всадника?
  5. Для чего А.С. Пушкин использует антитезу при создании образа города?


Предыдущий урок
А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.
Русская литература XIX века
Следующий урок
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Соня Мармеладова. Эпилог. Нравственное возрождение героя
Русская литература XIX века
  • Последствия войны: революции и распад империй. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920–е годы

    История

  • Мир накануне Первой мировой войны. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

    История

  • Свойства логарифмов

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке