Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека».

Русская литература XIX века

Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека»

План урока

  • История создания и жанровое своеобразие
  • Петр I и Евгений
  • Конфликт поэмы

Цели урока

  • Знать историю создания, содержание поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», своеобразие поэмы
  • Уметь анализировать поэму

Разминка

Какие произведения А. С. Пушкина на историческую тему вы можете назвать?

 

История создания и жанровое своеобразие

 

Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

 

«Медный всадник» (1833) – лиро-эпическая поэма , однако Пушкин назвал её «Петербургская повесть». Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия». Именно в таком значении употреблял термин «a tale» (повесть) Дж. Г. Байрон в отношении своих поэм. Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета. В соответствии с подзаголовком торжественное вступление поэмы заканчивается так:

 

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну сейчас повествованье, (вступление)

 

Эпическая часть поэмы поднимает серьёзные социально-философские проблемы. В ней автор рассказывает о «маленьком человеке», мелком чиновнике Евгении, описывает его мечты, заботы и его жизненную трагедию. Именно поэтому данное произведение является социально значимым: поэт поднимает в нём важную проблему отношения общества к «маленькому человеку» . Социальная идея поэмы заключается как раз в том, что «маленький человек» беззащитен перед людьми, перед властью, перед природой. Государству до него самого и его проблем нет дела. «Строитель чудотворный» (II) не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его чудо-деяния немногого стоят в глазах «маленького человека», который грозит Медному всаднику будущими карами: «Ужо тебе!..» (II).

 

Данная поэма является также философским произведением, потому что в ней решается общая проблема взаимоотношения государства и отдельной личности. Осмысление этой философской проблемы дано автором также на примере жизни Евгения. Таким образом, получается, что две идеи (социальная и философская) тесно переплетаются в поэме, что придаёт произведению художественную цельность.


  1. На какие композиционные части можно разделить Вступление?
  2. Какое основное настроение Вступления? Подтвердите свои мысли текстом.


Петр I и Евгений

 

Развитие конфликта между Евгением и Медным всадником определяет основную мысль произведения.

 

Петр I. Начиная со второй половины 1820-х годов, Пушкин ищет ответ на вопрос: может ли самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он художественно исследует личность и государственную деятельности «царя-реформатора» Петра I. Тема Петра была для Пушкина болезненно-мучительной. На протяжении своей жизни он не раз менял отношение к этому эпохальному для русской истории образу. Например, в поэме «Полтава» он славит царя-победителя. В то же время в пушкинских конспектах для труда «История Петра I» Петр выступает не только как великий государственный деятель и царь-труженик, но и как самовластный деспот, тиран. Художественное исследование образа Петра Пушкин продолжает и в «Медном всаднике».

 

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

 

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

 

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, на фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна. Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики – это необходимо для процветания страны:

 

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе, (вступление)

 

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно. С одной стороны, в начале произведения Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». С другой – Петр-самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где он восхищается Петром и Петербургом, уже слышна интонация тревоги:

 

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

 

Евгений. Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

 

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна, и сбрасывает с себя личину «ничтожества» и выступает против «медного истукана».


  1. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга?
  2. Как в поэме противопоставлены прошлое и настоящее?
  3. Какова авторская позиция в гимне городу Петра?


Конфликт поэмы

 

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Как же разрешает Пушкин этот конфликт?

 

Мнение критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной и полагают, что симпатии автора целиком и полностью на стороне «бедного» Евгения.

 

Наиболее убедительной представляется третья версия: Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности. Не случайно противоречиво, неоднозначно изображается не только Петр (великий реформатор и жестокий тиран), но И Евгений (с одной стороны, мелкий чиновник, с другой – человек, поднявший руку на «строителя чудотворного»). Эта двойственность образов свидетельствует о трагической неразрешимости центрального конфликта произведения.


  1. Как в третьей части Вступления закладывается основной конфликт поэмы?
  2. Какие образы отражают конфликт?


При жизни поэта поэма не была напечатана. Она была найдена в бумагах Пушкина В. А. Жуковским и опубликована с его поправками. В частности, он опустил сцену бунта. Несмотря на то что В. Г. Белинскому не был известен пушкинский вариант текста поэмы, критик глубоко понял замысел поэта и дал мудрое истолкование философского конфликта между государством и личностью: «Мы понимаем смущённой душой, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом медном всаднике… И смиренным сердцем мы признаём торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного. При взгляде на великана… сознаёмся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства, что за него историческая необходимость».

 

В XIX веке многие исследователи видели в «Медном всаднике» только торжество государственного начала над личным. Гимн Петру заслонял от них сострадание Пушкина трагической судьбе Евгения. Подобная оценка обедняла смысл поэмы и была несовместима с принципами гуманизма, которые определяли пафос творчества поэта в 1830-е годы.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему Пушкин дал поэме «Медный всадник» подзаголовок «Петербургская повесть»?
  2. В чем трагедия Евгения?
  3. Чем закончился бунт Евгения против Медного всадника?


 

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Лирика. Основные темы и мотивы.

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика