Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.А. Гончаров. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская

Русская литература XIX века

И.А. Гончаров. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская

План урока

  • Обломов и Штольц
  • Обломов и Ольга Ильинская

Цели урока

  • Знать основные черты личности Обломова, Штольца, Ольги Ильинской, их отношения
  • Уметь анализировать образы героев

Разминка

  • Что такое «обломовщина»?
  • К какому направлению литературы относится роман «Обломов»?

 

Обломов и Штольц

 

Обломов

 

Фамилия героя может трактоваться следующим образом: в толковом словаре В.И. Даля зафиксированы такие значения слова «облом», как «грубый и неуклюжий, мужиковатый человек». Также слово фамилия может происходить от слова «облый» («полный, плотный, толстый, тучный, тяжеловатый»), которое также в словаре В.И. Даля значит «округлый, округловатый».

 

Другое значение фамилии, связанное со значением «обломка», рассматривает Ю.М. Лошиц: «В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» – обломок Эдема? Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок, кусок громадного когда-то пирога. Вспомним, что пирог в народном мировоззрении – один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни. «Сонное царство» Обломовки вращается вокруг своего пирога, как вокруг жаркого светила».

Рис. 1. В. Табурин. Приезд Штольца к Обломову. 1898. Рис. 1. В. Табурин. Приезд Штольца к Обломову. 1898.

Идея оскудения дворянских родов прослеживается на страницах романа и в преданиях о «старинном быте и важности фамилии», об «отжившем величии», и в прямом авторском комментарии: «Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами».

 

Также возможно философское трактование значение фамилии, которое предлагает В.И. Медьник: «об исторической взаимосвязи (а не только противоположности) «старой» и «новой» правды» мог подсказать И.А. Гончарову сборник стихотворений Е.А. Баратынского «Сумерки» (1842). «Речь, – пишет исследователь, – идет о фамилии главного героя романа. Очевидно, что писатель подчеркнул в ней значение слова «обломок». Но обломок – чего? На этот вопрос, как нам представляется, помогает ответить одно из стихотворений сборника Баратынского»:

 

Предрассудок! он обломок
Давней правды. Храм упал;
А руин его потомок
Языка не разгадал.
Гонит в нем наш век надменный.
Не узнав его лица,
Нашей правды современной
Дряхлолетнего отца.

 

 

Рассуждения о фамилии главного героя романа не сводятся, таким образом, к решению частного, хотя и важного вопроса. Вокруг него группируется ряд проблем, выявляющих диалектику авторской мысли, идейно-художественную концепцию личности Обломова. С одной стороны – представление о гармонии, уравновешенности, приобретающее в контексте романа глубокий философский смысл (например, вопрос Обломова Штольцу: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»). С другой – дисгармония, разрушение, упадок. С одной стороны – возвеличивание «естественного человека», с другой – кризис «детского» сознания и трагедия обособленности, замкнутости, «единичности». И все это вместе составляет в диалектическом единстве рассмотренных выше противоположностей одно миросозерцание, одну судьбу, один характер человека, живущего в эпоху перехода от «Сна» к «Пробуждению», барина Ильи Ильича Обломова.

 

Все это вместе противопоставлено другому герою романа, обещающему, согласно авторской концепции, в скором будущем стать типичным явлением русской жизни, – Штольцу.

 

Штольц

 

Фамилия героя происходит из немецкого языка, что значит «гордый». Его образование русско-немецкое, что привело к сочетанию «немецкого» и «русского» идеала в одном человеке: «Чтоб сложиться такому характеру, может быть, нужны были и такие смешанные элементы, из каких сложился Штольц. Деятели издавна отливались у нас в пять, шесть стереотипных форм, лениво... прикладывали руку к общественной машине и с дремотой двигали ее по обычной колее... Но вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса... Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!..».

Рис. 2. Г. Мазурин. Штольц. Рис. 2. Г. Мазурин. Штольц.

Штольц во многом похож на свою русскую мать, но закалён и приучен к труду строгим и методичным отцом-немцем. Герой понимает, что «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало», способен понять погубленные барскими привычками творческие задатки «этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца». Штольц – сильная личность. Его отношение к жизни можно объяснить цитатой: «Труд – цель, стихия и образ жизни». 

 

Штольц хорошо разбирается в людях, возможно, поэтому его лучшим другом стал Илья Ильич. Андрей один из немногих, кто может видеть за ленью и безразличием Обломова искреннюю доброту и нежность. Самому Штольцу зачастую не хватает этих качеств, потому что он привык действовать руководствуясь только своим разумом.

 

Если образ Обломова в романе – «итоговый», исторически уходящий, переживающий свои сумерки тип носителя дворянской культуры, то Штольц представляет людей новой эпохи, деятельных разночинцев, развивающих промышленность, содействующих перестройке русской жизни и ожидающих от этой перестройки блага для себя и для общества. За Штольцем не стоит многовековой уклад, ему не сопутствуют ни предания, ни традиции, ему не свойственны сомнения и не присущи противоречия. Это человек без прошлого.

 

Он располагает преимуществом: умеет и любит трудиться. Обломов признаёт труд души, он «воспитан нежно... ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

 

Обломов воплощает Россию уходящую, которая не может приспособиться к новым историческим обстоятельствам, Штольц – Россию новую, как её представлял И.А. Гончаров. При этом жизненные принципы Штольца, по свидетельству Н.А. Добролюбова и других современников, не свойственны русским деловым людям 50-х годов XIX века. И.А. Гончаров слишком хорошо понимал это и сделал Андрея Ивановича Штольца полунемцем, воспитанным в бюргерской семье, но выросшим и сформировавшимся как личность в России.


  1. Каким образом Обломов и Штольц стали друзьями? Каким был Штольц в детстве, как его воспитывали?
  2. Сравните Обломова и Штольца. В чём их различия и сходства?


Обломов и Ольга Ильинская

Рис. 3. Г. Мазурин. Ольга Ильинская. Рис. 3. Г. Мазурин. Ольга Ильинская.

Ольга Сергеевна Ильинская – молодая знакомая Штольца, с которой познакомился Илья Ильич Обломов. У неё ласковые серо-голубые глаза, красивые курчавые волосы, она не отличается классической красотой. Однако это не лишает её благородства – легкая походка, опрятные шелковые платья, коса на затылке. «Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо». 

 

Ольга получила хорошее образование и воспитание, разбирается в науках и искусстве, любит читать и посещает театр. Это любопытная девушка, которой интересны истории других людей. Она отличается от представителей светского общества, так как не умеет кокетничать, проста и открыта, никогда не вмешивается в чужие разговоры, из-за чего кажется неразговорчивой.

 

Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обломова: она умна, порой язвительна, саркастична, импульсивна, порывиста, самостоятельна. Героиня в состоянии принять решение и достичь намеченной цели. В её характере есть определенная рассудочность, исключающая поэзию и впечатлительность. Это вносит диссонанс в их отношения с Обломовым, так как Ольга уверена в своих чувствах и «честных намерениях» Ильи Ильича. Когда Обломов, преодолевая свое волнение, предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли».

 

Это приводит к сомнениям Обломова в чувствах Ильинской: «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения...»

 

Обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви, чем делится с Ольгой. Однако она «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг, письма Штольцу и поисков квартиры.

 

Ильинской присуща чрезмерная рациональность, что послужит залогом её будущего счастливого союза со Штольцем. Её образ – новый образ для русской литературы. «Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единственного утешения церковь – вот на какой почве выросли русские Елены, Лизы, Марианны; их девиз пострадать, послужить, пожертвовать собой!... Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», – писал критик И.Ф.  Анненский.

 

Когда Ольга знакомится с Ильей, она ещё юная девушка. Любовь к Обломову становится для неё важным этапом взросления. В чувстве Ольги чувствуется «бессознательная потребность любить», что понимает Обломов своей восприимчивой душой. Их чувства изначально обречены на несчастливый финал, так как герои не могут принять друг друга такими, какие они есть.

 

Ольга упорно желает исправить Обломова, стать для него «путеводной звездой»: «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?... Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета, считала это уроком, назначенным свыше».

 

Её любовь движима честолюбием и жаждой власти, попыткой обрести значительность в собственных глазах, желание серьёзного отношения к ней Штольца. «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками», – замечает Н.К. Михайловский.

Рис.4. Г. Мазурин. Обломов и Ольга в Летнем саду. Рис.4. Г. Мазурин. Обломов и Ольга в Летнем саду.

Обломов хоть и окрылён своей влюблённостью, понимает, что не может дать Ильинской того, что она желает. Именно он принимает решение о расставании. Впоследствии, узнав о женитьбе Ольги и Андрея, он искренне счастлив.

 

Как замечает И.Ф. Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения – в Casta divo и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев – Обломова постоянно «посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами», и он «кряхтя несет иго романа». Критик отмечает, что каждый из героев живет сложной внутренней жизнью, но совершенно независимо друг от друга.


  1. Что символизирует в романе ветка сирени?
  2. Почему герои расстаются?


Обломов несовместим с миром: он не гонится за Штольцем и Ольгой, пытаясь быть современным. Он живёт в своём времени, стремится к Обломовке, которая видится ему во снах. Его утопия – место без времени, без цели, мир прекрасный и цельный, который невозможно улучшить. «Другие», вступающие во взаимодействие с героем являют своё несовершенство, что и делает их живыми. Обломов – цельный человек, а потому боится потерять свою уникальность.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?
  2. Почему Ольга не может принять Обломова таким, какой он есть? Что означает ее признание: «Я любила будущего Обломова»? С каким чувством она вспоминает впоследствии свою любовь?
  3. Обратитесь к тексту произведения: часть I, глава VIII. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова?


Предыдущий урок
И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Финал произведения
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.С. Лесков. Герои-праведники. «Очарованный странник»
Русская литература XIX века
  • А.П. Чехов. Рассказы. «Ионыч»

    Литература

  • Фонетика. Графика. Орфоэпия

    Русский язык

  • Уровень и качество жизни населения

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке