- Реализм
- Слово об И.А. Гончарове
- Литературно-эстетические взгляды писателя
- История создания романа «Обломов»
- Главный герой
- Гости Обломова
- Знать жизненный и творческий путь И.А. Гончарова, особенности его творчества
- Уметь анализировать образы героев, детали
- Что такое «реализм»?
- Какие характерные черты реализма можно выделить в литературных произведениях?
Реализм
Реализм – направление в культуре и искусстве первой трети XIX века, в основе которого лежит принцип изображения жизненной правды.
В русской литературе представителями были И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин.
Черты реализма:
- Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, — основной критерий художественности.
- Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве.
- Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы — патриотизм, сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека, мечта о светлом будущем России (например, «Мертвые души»).
- Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.
- Новые типы героев: «маленький человек», «лишний человек», «новый герой».
- Взаимоотношения личности и общества — ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений.
- Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.
- Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.
- Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лироэпических, сатирических), в которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.
- Отражение реальной действительности не исключает вымысел и фантастику (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.В. Сухово-Кобылин), хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.
Слово об И.А. Гончарове
Иван Александрович Гончаров (1818–1891)
Иван Александрович родился в городе Симбирске 6 июня 1812 года. Его отец, Александр Иванович, был богатым купцом и городским головой города Симбирска. Умер отец будущего писателя, когда мальчику было всего семь лет. Мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна, занималась воспитанием сына сама.
Иван Александрович получал образование в частном пансионе, московском коммерческом училище, затем на словесном факультете Московского университета. И.А. Гончаров интересовался искусством, литературой, особенно поэзией. В университетские годы появляются первые литературные опыты.
С 1834 года И.А. Гончаров работает в губернаторской канцелярии города Симбирска. В 1835 году переезжает в Петербург, где устраивается переводчиком в министерстве финансов (до 1852 году). В это же время появляются первые публикации произведений И.А. Гончарова в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи». Известность писатель получает после выхода в свет романа «Обыкновенная история» в 1847 году в журнале «Современник», который он пишет после знакомства с В.Г. Белинским в 1846 году.
В 1849 году И.А. Гончаров выпускает в свет «Сон Обломова», который затем войдёт в роман «Обломов». Публикация вызывает споры, но общественность признаёт писательский талант Ивана Александровича.
В 1852 году И.А. Гончаров совершает кругосветное морское путешествие по странам Европы, Африки, Азии. Окончив путешествие в 1855 году, писатель выпускает цикл путевых очерков «Фрегат Паллада», описывая свой опыт.
С 1855 года писатель работает цензором, но через пять лет Иван Александрович подаёт в отставку, так как в стране ужесточается цензурный режим.
В 1859 году И.А. Гончаров публикует роман «Обломов», который не оставил равнодушным читателей и критиков. Следующий роман «Обрыв» выйдет в 1869 году.
С 1855 года И.А. Гончаров работает цензором. В 1860 году писатель подает в отставку, так как в стране усилился цензурный режим, начались гонения на литераторов. Он положительно отнёсся к реформам правительства в 60-х годах, особенно к отмене крепостного права. И.А. Гончарову снова предлагают войти в цензурный комитет. С 1863 года он работает в Совете по делам книгопечатания, а в 1865 году становится членом Главного управления по делам печати.
С 1867 года И.А. Гончаров уходит в отставку, занимаясь литературой и критической деятельностью. Среди работы, вышедших в это время, был труд о его собственном творчестве.
Последние годы писателя прошли в одиночестве, он много и часто болел. И.А. Гончаров умер в 1891 году в Петербурге.
Литературно-эстетические взгляды писателя
И.А. Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, выдающийся представитель школы реалистов 40-х годов, которые продолжали традиции А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, воспитывались под непосредственным воздействием критики В.Г. Белинского.
«Реализм, – говорил И.А. Гончаров, – есть одна из капитальных основ искусства». Он состоит в том, что произведения литературы вбирают в себя всю правду жизни. Именно так, по твердому убеждению Ивана Александровича, и творили величайшие корифеи мировой литературы: «Гомер, Сервантес, Шекспир, Гете и другие, а у нас, прибавим от себя, Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь стремились к правде, находили ее в природе, в жизни и вносили в свои произведения». Именно эта реалистичная направленность литературы «делает ее орудием просвещения», то есть «письменным или печатным выражением духа, ума, фантазии, знаний – целой страны».
И.А. Гончаров – один из крупнейших представителей русского реализма, хотя и не всегда достаточно последовательным. Слабые стороны его мировоззрения отразились и на его художественном методе.
В отличие от Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончаров изображал почти исключительно дореформенную русскую жизнь. Ее сложную и противоречивую эволюцию он отображал во всех своих произведениях. В центре внимания постоянно находилась борьба между феодально-крепостническим укладом и враждебными этому укладу ростками новой жизни. Эта борьба отличалась остротой: «старое» отстаивало себя в борьбе с «новым», и конфликт между этими двумя началами был закономерным и неизбежным.
Особенность реализма И.А. Гончарова в том, что он глубоко связывает характеры и психологию дворянских героев с крепостническим укладом. Среди русских писателей ни один не уделил этому укладу столько внимания.
- Какие романы создал И.А. Гончаров?
- Какие черты характерны для реализма?
- В чём особенности реализма И.А. Гончарова?
Роман «Обломов»
«Есть у русского человек враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот – лень»
Н.В. Гоголь
«Теперь “лишние люди” сошли со своего пьедестала на мягкий диван»
В.Г. Белинский
История создания романа «Обломов» достоверно восстанавливается по письмам и мемуарам И.А. Гончарова: «В 1848 году, и даже раньше, с 1847 года, у меня родился план «Обломова». Я свои планы набрасывал беспорядочно на бумаге, отмечая одним словом целую фразу или накидывая легкий очерк сцены, записывал какое-нибудь удачное сравнение, иногда на полустранице тянулся сжатый очерк события, намек на характер и т. п. У меня накоплялись кучи таких листков и клочков, а роман писался в голове. Изредка я присаживался и писал, в неделю, в две, – две-три главы, потом опять оставлял и написал в 1850 году первую часть».
В марте 1849 года вышел из печати «Литературный сборник с иллюстрациями», изданный редакцией журнала «Современник», где с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» напечатана девятая глава первой части – «Сон Обломова».
В середине июня 1849 года И.А. Гончаров отправился на родину, в Симбирск, в надежде написать там роман, о публикации которого в «Отечественных записках» он уже предварительно договорился с А. А. Краевским. Однако надежды не оправдывались: «...все выходило длинно, тяжело, необработанно, все в виде материала». Вернувшись в Петербург, писатель, вплоть до 1852 года «служил и писал очень лениво и редко, пока все еще материалы» уже двух романов – «Обломова» и задуманного в то же симбирское лето «Обрыва». В начале 1852 года зафиксировано первоначальное название романа – «Обломовщина», а весной 1857 – окончательное – «Обломов».
Литературоведы считают, что возникновение «обломовщины» связано с повестью И.А. Гончарова «Лихая болесть» (1838), в которой повествуется об эпидемии, порождённой хандрой.
К осени 1858 года работа над рукописью романа завершается. После переговоров с редакторами нескольких журналов («Русского вестника», «Библиотеки для чтения», «Русского слова») И.А. Гончаров в сентябре 1858 года принимает решение опубликовать роман в «Отечественных записках» А.А. Краевского. Первой публикации предшествовала и сопутствовала ей громадная работа по отделке и совершенствованию текста романа.
В каком журнале был опубликован роман «Обломов»?
Главный герой
Обломов Илья Ильич – дворянин тридцати двух лет, среднего роста, внешне привлекательный, но «обрюзгший не по летам». Имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа «безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». Когда ему было двадцать с лишним лет, Обломов приехал в столицу из Обломовки, родового имения, расположенного в одной из губерний, «чуть не в Азии». Тогда он еще «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя».
Обломов – человек приятной наружности, но в чертах его лица отсутствует всякая определенная идея, всякая сосредоточенность. Мысль вольной птицей порхала в его темно-серых глазах, «садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Мягкость «была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души». Сильные эмоции не меняют его внешности: «когда он был даже встревожен», движения его «сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».
Портрет Обломова завершается описанием домашнего костюма, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» По мере того как сужался круг светского общения Обломова, халат «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным...» Он «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
Провинциальное воспитание «среди кротких и теплых нравов» не дало Обломову реальных представлений о службе. Он воображал ее семейным занятием, «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец». Сослуживцы в его воображении представляли собой «дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствии». Разочарование в службе и сослуживцах наступило очень быстро, и, протянув «кое-как года два», Обломов ушел в отставку, не получив следующего чина, после первого промаха, хотя никакими серьезными последствиями это не грозило.
В уединении и одиночестве Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире». Мечта и сон – привычные формы бытия Обломова. В них он счастлив, живет по-настоящему: чувствует «смутное желание любви, тихого счастья». В его воображении часто возникает Обломовка, он мечтает жить среди «полей и холмов своей родины», в кругу жены, детей, друзей, там, где будет «вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень...».
В Обломове развито чувство барского самолюбия и достоинства. Он требует от Захара почитания и благоговения, чтобы слуга хранил покой своего барина. Дворянин и барин, Обломов не может терпеть, когда Захар сравнивает его с кем-нибудь «другим». Обломов уверен, что он не такой, как все: другой – «есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке...». Другой «хоть иногда и барином смотрит, да врет, он и не знает, что такое прислуга...».
Сравнивая себя с «другим», Обломов формулирует две идеи. Одна – о своей исключительности, праве на барский покой – для Захара. Другая – потаенная – сокровенная. Самому себе он признается: другой «успел бы написать все письма... другой и переехал бы на новую квартиру, и план исполнил бы, и в деревню съездил бы...».
Противоречие заложено в характере Обломова: он пассивен, не заинтересован в реальной жизни, однако это человек чувствительные, искренний и понимающий. Многие черты Обломова раскрываются в его отношениях со Штольцем: доброта, простота и душевность.
Образ героя уходит своими корнями в фольклорные традиции. Обломов сравним с героем русской сказки Емелей, ленивого и ожидающего от жизни внезапного чуда.
Интерьер
Важную роль в романе играет интерьер квартиры на Гороховой улице. Автор пишет, что на первый взгляд она кажется аккуратно убранной, эстетичной и красивой. Но присмотревшись любой посетитель замечает паутину по углам, грязную посуду и такую пыль, что начинает казаться, что в квартире давно никто не живет.
Обломов занимает квартиру из четырех комнат, в которой сохраняется атмосфера обломовского быта. В трех комнатах, куда он редко заглядывал, мебель закрыта чехлами, шторы спущены. Жилая комната, служившая спальней, кабинетом и приемной, «с первого взгляда казалась прекрасно убранною»: бюро красного дерева, обитые шелком диваны, красивые ширмы, шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор, множество безделушек. При внимательном осмотре оказывалось, что по стенам, «около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».
Такая обстановка помогает И.А. Гончарову более точно раскрыть образ героя. Окружающее запустение связано с апатией Ильи Ильича – как безразличны для него проблемы в имении, также безразлична ему и обстановка в его квартире. Существование Обломова бесцельно, ведь он не стремится к гармонии в своей душе и окружающем мире.
- Какую роль в раскрытии образа главного героя играет портрет?
- Проанализируйте символическое значение деталей быта Обломова (халат, домашние туфли, одеяло). Какова их роль в раскрытии образа героя?
Гости Обломова
Система образов романа организована по принципу антитезы. Возлежащему на диване Обломову автор устраивает своеобразные «очные ставки». Словно на театральных подмостках, последовательно сменяют друг друга персонажи, призванные продемонстрировать герою преимущества альтернативного – деятельного – образа жизни. Сначала является крепостной слуга Захар, затем петербургские знакомые Волков, Судьбинский, литератор Пенкин, Алексеев, земляк Михей Андреевич Тарантьев… Эти герои полностью слиты в авторской характеристике со своей «средой». Характеристика намеренно однопланова и тяготеет к нарицательности, принятой в поэтике «натуральной школы».
Натуральная школа – условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Н.В. Гоголя.
К «натуральной школе» причисляли И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.И. Панаева, Н.Г. Чернышевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других. Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие:
общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества);
критическое отношение к социальной действительности;
реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.
1. Волков – «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами», олицетворение светского Петербурга. Главное для него – внешний лоск (его прическа и одежды безупречны). И.А. Гончаров подчеркивает это следующими деталями: «глянцевитая шляпа», «лакированные сапоги». Волков посещает балеты, театры и оперы. Он не знает, что такое труд: «Слава Богу, у меня работа такая, что не надо бывать в должности». Илью Ильича это не привлекает: «"В десять мест в один день – несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься – хорошо; да в десять мест в один день – несчастный!" – заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».
2. Судьбинский – «господин с покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Он служил вместе с Обломовым, и олицетворяет чиновничий Петербург. Судьбинский трудится без отдыха. Обломов не понимает, как он может жить, лишь работая. Это изумляет героя не потому, что он ленивый и не знает работы и труда, а потому, что Судьбинский, по его мнению, упускает очень много в своей жизни: «Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире».
3. Пенкин – писатель. Этот образ представляет собой Петербург литературный. И.А. Гончаров описывает в его лице поверхностность, пустоту некоторых писателей того времени. Из разговора видно, что Обломов – человек умный, его мысли глубоки, он имеет собственный взгляд на мир. Ему присущи такие качества, как жалостливость, гуманность. Он мог бы стать писателем, помочь окружающим посмотреть на мир с другой стороны, дать нечто новое. Однако писать для Обломова – это «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом, воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться».
4. Алексеев – «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». Он представляет собой серость, неопределенность, незаметность. Даже его фамилию путают: одни называют его Ивановым, другие – Андреевым или Васильевым.
5. Тарантьев – «паразит» в доме главного героя, хитрый, наглый и изворотливый человек. Он приходит к Обломову пить, есть, курить хорошие сигары. Является земляком Обломова. Он получил некоторое образование, но тем не менее должен был остаться писцом, «а между тем он носил в себе и сознавал дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных, заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить». В Тарантьеве видна скрытую силу, несбывшиеся желания, что сближает его с Обломовым.
Петербургские знакомые Обломова каждый на свой лад являют духовному взору героя образцы псевдодеятельности. «Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему», – проницательно замечает Обломов.
Чем сильнее антагонисты Обломова стремятся противопоставить свое «дело» праздному существованию мечтателя-прожектера, тем очевиднее становится их внутренняя зависимость от него. И.А. Гончаров подчеркивает важнейший смысл «обломовщины» как родовой составляющей характера русского человека вообще. Это фатальный замкнутый круг, за пределы которого не дано вполне выйти ни самому Обломову, ни его оппонентам.
Контрольные вопросы
- На какие особенности внешности Обломова обращает внимание Гончаров?
- Что было содержанием существования в Обломовке? Почему сон обитателей Обломовки сравнивается со смертью? Как создается образ замкнутого мира Обломовки?
- Каковы моральные, духовные ценности и взгляды жителей Обломовки?
- Как интерьер раскрывает характер главного героя?
- Какую роль в раскрытии образа Обломова играют его гости?