Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»

Русская литература XIX века

24.04.2024
2107
0

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»

План урока

  • Слово о Н.В. Гоголе
  • Сборник «Петербургские повести»
  • «Невский проспект»

Цели урока

  • Знать творческий путь Н.В. Гоголя, своеобразие сборника «Петербургские повести»
  • Уметь анализировать мотивы, образы, детали в художественном произведении, значимые для раскрытия авторского замысла

Разминка

Сборник Н.В. Гоголя «Петербургские повести» включает в себя пять произведений. Их герои олицетворяют собой тип «маленького» человека. Это мелкие чиновники, бедные художники, мастеровые. В этом цикле автор не описывает роскоши дворцов и светских приемов. Вместо этого перед читателем предстают тесные лачуги, в которых протекает жизнь героев.

  • Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь выбрал местом действия этих произведений именно Петербург?

Слово о Н.В. Гоголе 

Рис. 1. Ф.А. Мюллер. Портрет Н.В. Гоголя. 1841 год

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)

 

Николай Васильевич Гоголь родился в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого помещика в 1809 году. Отец сочинял комедии для театра на украинском языке. Мать пела украинские песни, которые очень любил будущий писатель. Он был третьим ребенком из двенадцати. Детство Н.В. Гоголь провел в деревне. Сильное впечатление на него произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны о бравых казаках и атаманах, страшных ведьмах и русалках. Фольклор и уклад жизни Малороссии легли в основу произведений писателя.

 

В 1818 году Н.В. Гоголь поступил в Полтавское училище. Способностями в изучении точных наук он не мог похвастаться. Хорошо ему давались уроки рисования и русской словесности. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Здесь формируется литературный стиль Н.В. Гоголя. Многие воспитанники гимназии увлекались любительским театром, в том числе и будущий писатель Он много раз участвовал в постановках в качестве актёра, а также пробовал себя в роли режиссера и художника, сам сочинял весёлые сценки из народного быта. Здесь он также начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и фиксировать народные песни. Первые литературные опыты относятся в 1823 – 1824 годам.

Окончив гимназию в 1829 году Н.В. Гоголь приезжает в Петербург, где поступает на государственную службу, которая вызывает лишь разочарование. Затем писатель стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период он завязывает знакомство с В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, который оказывает на творчество Н.В. Гоголя огромное влияние. Именно тогда у него возникает мысль написать сборник повестей в народном духе. В то время в письмах к матери писатель просит рассказывать о необычных словах, новых обычаях, историях, которые она услышит в народе. «Все имеет для меня ценность», – говорил он. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

 

В 1831 – 1832 годы в свет выходит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который встречен публикой положительно.

 

В 1835 выходят два сборника «Арабески» и «Миргород». В этом же году начинается работа над первым томом «Мертвых душ», который будет закончен к 1842 году.

 

В 1836 выходит комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

Рис. 2. Н.В. Гоголь. Часть из даггеротипа русских художников в Риме. 1845 г.

В душе писателя зрела романтическая идея с сильным религиозным уклоном. Суть ее в том, что современная действительность обезличивает человека, превращает его в ничто. Она – произведение Антихриста, принимает разные виды: то откровенного зла, то незаметного; то прикидывается обольстительно красивой, то угрожает своим безобразным ликом. Зло легко меняет маски, и зачастую человек не выдерживает с ним встречи. Однако человек от природы, от рождения добр. Следовательно, в его силах отстаивать добро в себе, которое вдохнул в его душу Бог.

 

Это означало, что человек должен вести непримиримую и постоянную битву с дьявольскими силами, искажающими его природу, вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души. Оружием писателя в этой борьбе за судьбы мира и человечества становится смех, создаваемый словом. Слезы остаются невидимыми и неслышимыми миру, и только смех способен их обнаружить. Писатель, избирающий своим оружием смех, уничтожает искажающее, кривое зеркало и открывает истину.

 

Такой писатель-проповедник – пророк, поскольку он несет миру Божье Слово. Однако для этого нужно выстрадать, сделать Слово своим, иначе люди ему не поверят. Это цена полного горечи смеха, отмывающего жизнь от грязи и всяческой нечистоты. Н.В. Гоголь сохранил высокое, восходящее к романтизму представление о миссии писателя до конца дней.


  1. Как началось литературное творчество писателя?
  2. В чем суть нравственных исканий Н.В. Гоголя?


Сборник «Петербургские повести»

Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии» – отражение социальных противоречий большого города, «стирающее границы между действительностью и иллюзией в общем таинственном колорите (лунный свет)».

 

Название сборника «Петербургские повести» не принадлежит автору, оно появилось намного позже в 1924 году, когда один из исследователей творчества Н.В. Гоголя занимался публикацией его произведений. 

 

Объединение повестей в единый сборник произошло по следующему принципу: они объединены местом действия (Петербург 1830-1840-х годов) и в каждой из них звучит тема «маленького» человека.

 

Всего в сборник входит пять произведений:

  • Невский проспект
  • Нос
  • Портрет
  • Шинель
  • Записки сумасшедшего

 

Каждая из повестей создавалась и публиковалась в разное время с 1833 по 1842 года. Некоторые произведения впервые увидели свет в «Современнике» А.С. Пушкина, а какие-то повести были опубликованы в авторском сборнике «Арабески». 

 

Сюжеты повестей сосредоточены вокруг места действия – Петербурга. Но петербургский мир не столько географический, сколько духовно-культурный. Вся действительность, столь отчетливо ясная и подробно выписанная, на самом деле пропитана злом и потому способна принимать самые фантастические формы и виды.

 

Такая двойственность изображения, когда реальность превращается в фантастику, а фантастика оборачивается реальностью, когда фантастическое и реальное нераздельно слиты, обнажает призрачность действительности и создается Н.В. Гоголем с помощью гротеска. Именно  гротеск  лежит в основе «Петербургских повестей». При этом гротеск может пронизывать всю повесть от начала до конца, а может появляться в кульминационный или другой момент повествования. Но присутствие гротеска в обыденной, будничной и даже бытовой повседневности обязательно.


Гротеск  (от фр. grotesque – комический, причудливый) – стиль, жанр художественной образности, основанный на контрастном сочетании правдоподобия и карикатуры, комичности и трагичности, прекрасного и безобразного, красивого и уродливого и т.д.

 

Гротеск присутствует в творчестве Ф. Рабле, Н.В. Гоголя, сатирических комедиях В.В. Маяковского «Клоп», «Баня», романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарит».


В «Петербургских повестях» давление на «маленького» человека оказывает вся окружающая его действительность. Петербург в сборнике – это город мертвых, в котором невозможны искренние переживания.

 

Человеческие качества отходят на второй план, важнее становятся чин и внешняя оболочка. Лучшие качества героев здесь не реализуются, а напротив оказываются подавлены под гнетом власти (как в повести «Портрет»).

 

Цикл имеет философско-сатирический характер, так как в нем автор рассуждает о России и её судьбе. Ему небезразлично будущее родной страны, поэтому через мертвые образы он пытается донести до читателя гибельность положения, в котором Россия находится.

«Невский проспект»

Рис. 3. Д. Кардовский. «Невский проспект». Невский проспект днем. 1904.

Это произведение открывает цикл «Петербургских повестей». Оно написано в 1833-1834 годах, после нескольких лет проживания писателя в столице. Писателю нравилось проводить время на улицах города, поэтому еще в 1831 году он задумал создать повесть, центральным образом которой мог стать Петербург.

 

Опубликован рассказ в 1834 году в сборнике «Арабески». Название повести «Невский проспект» объясняется тем, что эта улица всегда считалась «лицом» города, характеризовала его. 

 

Тема призрачности, фальши Петербурга и жизни в нем и была отчасти реализована писателем в повести очень личной для Н.В. Гоголя. В нем получили отражение его первые впечатления и первые разочарования от северной столицы, все градации чувств, начиная от представления о Петербурге как средоточии разнообразнейшей человеческой деятельности, месте приложения самых разных сил и способностей, вплоть до картины города «кипящей меркантильности» и развращающей роскоши, в котором погибает все чистое и живое.

 

В центре произведения – жизнь «маленького человека» в большом городе. Автор обращает внимание читателя на тему одиночестве: даже в многолюдной столице человек остаётся наедине со своими мыслями и переживаниями.

В рассказе «Невский проспект» Н.В. Гоголь поднимает проблему нравственности и двойничества. Читатель видит, каким разным может быть отношение человека к любви и человеческим порокам. Действительность постоянно обманывает, лжет и при этом представляет свидетельства в пользу фальши и обмана. Реальное грозит обернуться фантастикой, фантастическое может превратиться в реальное. Потому единственным способом, пригодным для изображения такой призрачной действительности, выступает гротеск, в котором реальное совмещается с фантастикой, а фантастика чревата самым достоверным жизнеподобием.

 

Композиция произведения:

  • Завязка произведения – встреча Пискарева и Пирогова, их беседа о жизненных идеалах.
  • Развитие действия – происходит параллельно в двух сюжетных линиях: ухаживания поручика за замужней девушкой, попытка художника спасти юную девушку от греховности.
  • Кульминация – Пискарев предлагает возлюбленной руку и сердце, а Пирогов встречается с супругом блондинки.
  • Развязка – репутация поручика Пирогова оказывается запятнана; художник Пискарев решает покончить с собой, на его похороны никто не приходит.
  • Эпилог – финальное описание Невского проспекта


  1. Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?
  2. Как показаны социальные контрасты и разобщенность жителей города?
  3. Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?
  4. Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?
  5. Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?


О своеобразии повестей Н.В. Гоголя критик В.Г. Белинский написал в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя».

 

Критик начал свою статью с утверждения, что «господствующими родами поэзии» в современный ему период сделали роман и повесть и что это связано с устремлением литературы к воспроизведению реальной жизни, с реализмом. «... В наше время, – писал он, – преимущественно развилось это реальное направление поэзии, это тесное сочетание искусства с жизнию...».

 

Повесть, согласно Белинскому, приобрела особенное значение еще и потому, что она соответствует содержанию, формам и даже самому темпу жизни. «Когда-то и где-то, – продолжал Белинский, – было прекрасно сказано, что “повесть есть эпизод из беспредельной поэмы судеб человеческих”». Повесть компактна, она, но Белинскому, составляет часть, главу романа. Нам, пишет критик, некогда читать больших и длинных книг, «нам нужна повесть». Наконец, повесть быстро ловит мгновения и «заключает их в свои тесные рамки».

Рис. 4. Б. Лебедев. Белинский пишет письмо к Гоголю. 1947.

В.Г. Белинский выделяет в повестях Н.В. Гоголя «совершенную истину жизни», соединившуюся «с простотою вымысла». В этом критик видит исключительное художественное совершенство повестей. А если произведение художественно, то, верно, оно истинно, а стало быть, и народно. Так критик пришел к выводу, что именно устремление Н.В. Гоголя к реализму привело его к компактному жанру повести, к изображению действительной жизни, к безыскусственности воображения, к художественному совершенству и к верности, к истине воплощения жизни и к народности.

 

В заключение Белинский назвал Гоголя поэтом, обладающим юмором и лиризмом, поэтом, которому суждено великое будущее. «Поэт – высокое и святое слово; в нем заключается неумирающая слава!» – восклицал критик. Его надежды на писателя, в том числе и в связи с его повестями, были «велики»«ибо г. Гоголь владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким». Белинский объявил, что «в настоящее время» Н.В. Гоголь «является главою литературы, главою поэтов; он становится на место, оставленное Пушкиным». Это была в устах критика высшая похвала писателю.


Контрольные вопросы

 

  1. В каких ещё повестях Н.В. Гоголя присутствует фантастика и гротеск?
  2. Какова роль гротеск в его повестях?
  3. Почему сборник «Петербургские повести» открывает рассказа «Невский проспект»?


Предыдущий урок
Путь духовных исканий Пьера Безухова. Образ Наташи Ростовой
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Теория «чистого искусства». Пейзажная и любовная лирика
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества

    Алгебра

  • Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Восток в первой половине XX в.

    История

  • Жизненный цикл клетки: интерфаза и деление. Митоз или непрямое деление клетки

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке