Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»

Русская литература XIX века

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»

План урока

  • Слово о Н.В. Гоголе
  • Сборник «Петербургские повести»
  • «Невский проспект»

Цели урока

  • Знать творческий путь Н.В. Гоголя, своеобразие сборника «Петербургские повести»
  • Уметь анализировать мотивы, образы, детали в художественном произведении, значимые для раскрытия авторского замысла

Разминка

Сборник Н.В. Гоголя «Петербургские повести» включает в себя пять произведений. Их герои олицетворяют собой тип «маленького» человека. Это мелкие чиновники, бедные художники, мастеровые. В этом цикле автор не описывает роскоши дворцов и светских приемов. Вместо этого перед читателем предстают тесные лачуги, в которых протекает жизнь героев.

  • Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь выбрал местом действия этих произведений именно Петербург?

 

Слово о Н.В. Гоголе 

Рис. 1. Ф.А. Мюллер. Портрет Н.В. Гоголя. 1841 год Рис. 1. Ф.А. Мюллер. Портрет Н.В. Гоголя. 1841 год

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)

 

Николай Васильевич Гоголь родился в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого помещика в 1809 году. Отец сочинял комедии для театра на украинском языке. Мать пела украинские песни, которые очень любил будущий писатель. Он был третьим ребенком из двенадцати. Детство Н.В. Гоголь провел в деревне. Сильное впечатление на него произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны о бравых казаках и атаманах, страшных ведьмах и русалках. Фольклор и уклад жизни Малороссии легли в основу произведений писателя.

 

В 1818 году Н.В. Гоголь поступил в Полтавское училище. Способностями в изучении точных наук он не мог похвастаться. Хорошо ему давались уроки рисования и русской словесности. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Здесь формируется литературный стиль Н.В. Гоголя. Многие воспитанники гимназии увлекались любительским театром, в том числе и будущий писатель Он много раз участвовал в постановках в качестве актёра, а также пробовал себя в роли режиссера и художника, сам сочинял весёлые сценки из народного быта. Здесь он также начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и фиксировать народные песни. Первые литературные опыты относятся в 1823 – 1824 годам.

Окончив гимназию в 1829 году Н.В. Гоголь приезжает в Петербург, где поступает на государственную службу, которая вызывает лишь разочарование. Затем писатель стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период он завязывает знакомство с В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, который оказывает на творчество Н.В. Гоголя огромное влияние. Именно тогда у него возникает мысль написать сборник повестей в народном духе. В то время в письмах к матери писатель просит рассказывать о необычных словах, новых обычаях, историях, которые она услышит в народе. «Все имеет для меня ценность», – говорил он. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

 

В 1831 – 1832 годы в свет выходит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который встречен публикой положительно.

 

В 1835 выходят два сборника «Арабески» и «Миргород». В этом же году начинается работа над первым томом «Мертвых душ», который будет закончен к 1842 году.

 

В 1836 выходит комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

Рис. 2. Н.В. Гоголь. Часть из даггеротипа русских художников в Риме. 1845 г. Рис. 2. Н.В. Гоголь. Часть из даггеротипа русских художников в Риме. 1845 г.

В душе писателя зрела романтическая идея с сильным религиозным уклоном. Суть ее в том, что современная действительность обезличивает человека, превращает его в ничто. Она – произведение Антихриста, принимает разные виды: то откровенного зла, то незаметного; то прикидывается обольстительно красивой, то угрожает своим безобразным ликом. Зло легко меняет маски, и зачастую человек не выдерживает с ним встречи. Однако человек от природы, от рождения добр. Следовательно, в его силах отстаивать добро в себе, которое вдохнул в его душу Бог.

 

Это означало, что человек должен вести непримиримую и постоянную битву с дьявольскими силами, искажающими его природу, вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души. Оружием писателя в этой борьбе за судьбы мира и человечества становится смех, создаваемый словом. Слезы остаются невидимыми и неслышимыми миру, и только смех способен их обнаружить. Писатель, избирающий своим оружием смех, уничтожает искажающее, кривое зеркало и открывает истину.

 

Такой писатель-проповедник – пророк, поскольку он несет миру Божье Слово. Однако для этого нужно выстрадать, сделать Слово своим, иначе люди ему не поверят. Это цена полного горечи смеха, отмывающего жизнь от грязи и всяческой нечистоты. Н.В. Гоголь сохранил высокое, восходящее к романтизму представление о миссии писателя до конца дней.


  1. Как началось литературное творчество писателя?
  2. В чем суть нравственных исканий Н.В. Гоголя?


Сборник «Петербургские повести»

 

Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии» – отражение социальных противоречий большого города, «стирающее границы между действительностью и иллюзией в общем таинственном колорите (лунный свет)».

 

Название сборника «Петербургские повести» не принадлежит автору, оно появилось намного позже в 1924 году, когда один из исследователей творчества Н.В. Гоголя занимался публикацией его произведений. 

 

Объединение повестей в единый сборник произошло по следующему принципу: они объединены местом действия (Петербург 1830-1840-х годов) и в каждой из них звучит тема «маленького» человека.

 

Всего в сборник входит пять произведений:

  • Невский проспект
  • Нос
  • Портрет
  • Шинель
  • Записки сумасшедшего

 

Каждая из повестей создавалась и публиковалась в разное время с 1833 по 1842 года. Некоторые произведения впервые увидели свет в «Современнике» А.С. Пушкина, а какие-то повести были опубликованы в авторском сборнике «Арабески». 

 

Сюжеты повестей сосредоточены вокруг места действия – Петербурга. Но петербургский мир не столько географический, сколько духовно-культурный. Вся действительность, столь отчетливо ясная и подробно выписанная, на самом деле пропитана злом и потому способна принимать самые фантастические формы и виды.

 

Такая двойственность изображения, когда реальность превращается в фантастику, а фантастика оборачивается реальностью, когда фантастическое и реальное нераздельно слиты, обнажает призрачность действительности и создается Н.В. Гоголем с помощью гротеска. Именно  гротеск  лежит в основе «Петербургских повестей». При этом гротеск может пронизывать всю повесть от начала до конца, а может появляться в кульминационный или другой момент повествования. Но присутствие гротеска в обыденной, будничной и даже бытовой повседневности обязательно.


Гротеск  (от фр. grotesque – комический, причудливый) – стиль, жанр художественной образности, основанный на контрастном сочетании правдоподобия и карикатуры, комичности и трагичности, прекрасного и безобразного, красивого и уродливого и т.д.

 

Гротеск присутствует в творчестве Ф. Рабле, Н.В. Гоголя, сатирических комедиях В.В. Маяковского «Клоп», «Баня», романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарит».


В «Петербургских повестях» давление на «маленького» человека оказывает вся окружающая его действительность. Петербург в сборнике – это город мертвых, в котором невозможны искренние переживания.

 

Человеческие качества отходят на второй план, важнее становятся чин и внешняя оболочка. Лучшие качества героев здесь не реализуются, а напротив оказываются подавлены под гнетом власти (как в повести «Портрет»).

 

Цикл имеет философско-сатирический характер, так как в нем автор рассуждает о России и её судьбе. Ему небезразлично будущее родной страны, поэтому через мертвые образы он пытается донести до читателя гибельность положения, в котором Россия находится.

 

«Невский проспект»

Рис. 3. Д. Кардовский. «Невский проспект». Невский проспект днем. 1904. Рис. 3. Д. Кардовский. «Невский проспект». Невский проспект днем. 1904.

Это произведение открывает цикл «Петербургских повестей». Оно написано в 1833-1834 годах, после нескольких лет проживания писателя в столице. Писателю нравилось проводить время на улицах города, поэтому еще в 1831 году он задумал создать повесть, центральным образом которой мог стать Петербург.

 

Опубликован рассказ в 1834 году в сборнике «Арабески». Название повести «Невский проспект» объясняется тем, что эта улица всегда считалась «лицом» города, характеризовала его. 

 

Тема призрачности, фальши Петербурга и жизни в нем и была отчасти реализована писателем в повести очень личной для Н.В. Гоголя. В нем получили отражение его первые впечатления и первые разочарования от северной столицы, все градации чувств, начиная от представления о Петербурге как средоточии разнообразнейшей человеческой деятельности, месте приложения самых разных сил и способностей, вплоть до картины города «кипящей меркантильности» и развращающей роскоши, в котором погибает все чистое и живое.

 

В центре произведения – жизнь «маленького человека» в большом городе. Автор обращает внимание читателя на тему одиночестве: даже в многолюдной столице человек остаётся наедине со своими мыслями и переживаниями.

В рассказе «Невский проспект» Н.В. Гоголь поднимает проблему нравственности и двойничества. Читатель видит, каким разным может быть отношение человека к любви и человеческим порокам. Действительность постоянно обманывает, лжет и при этом представляет свидетельства в пользу фальши и обмана. Реальное грозит обернуться фантастикой, фантастическое может превратиться в реальное. Потому единственным способом, пригодным для изображения такой призрачной действительности, выступает гротеск, в котором реальное совмещается с фантастикой, а фантастика чревата самым достоверным жизнеподобием.

 

Композиция произведения:

  • Завязка произведения – встреча Пискарева и Пирогова, их беседа о жизненных идеалах.
  • Развитие действия – происходит параллельно в двух сюжетных линиях: ухаживания поручика за замужней девушкой, попытка художника спасти юную девушку от греховности.
  • Кульминация – Пискарев предлагает возлюбленной руку и сердце, а Пирогов встречается с супругом блондинки.
  • Развязка – репутация поручика Пирогова оказывается запятнана; художник Пискарев решает покончить с собой, на его похороны никто не приходит.
  • Эпилог – финальное описание Невского проспекта


  1. Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?
  2. Как показаны социальные контрасты и разобщенность жителей города?
  3. Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?
  4. Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?
  5. Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?


О своеобразии повестей Н.В. Гоголя критик В.Г. Белинский написал в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя».

 

Критик начал свою статью с утверждения, что «господствующими родами поэзии» в современный ему период сделали роман и повесть и что это связано с устремлением литературы к воспроизведению реальной жизни, с реализмом. «... В наше время, – писал он, – преимущественно развилось это реальное направление поэзии, это тесное сочетание искусства с жизнию...».

 

Повесть, согласно Белинскому, приобрела особенное значение еще и потому, что она соответствует содержанию, формам и даже самому темпу жизни. «Когда-то и где-то, – продолжал Белинский, – было прекрасно сказано, что “повесть есть эпизод из беспредельной поэмы судеб человеческих”». Повесть компактна, она, но Белинскому, составляет часть, главу романа. Нам, пишет критик, некогда читать больших и длинных книг, «нам нужна повесть». Наконец, повесть быстро ловит мгновения и «заключает их в свои тесные рамки».

Рис. 4. Б. Лебедев. Белинский пишет письмо к Гоголю. 1947. Рис. 4. Б. Лебедев. Белинский пишет письмо к Гоголю. 1947.

В.Г. Белинский выделяет в повестях Н.В. Гоголя «совершенную истину жизни», соединившуюся «с простотою вымысла». В этом критик видит исключительное художественное совершенство повестей. А если произведение художественно, то, верно, оно истинно, а стало быть, и народно. Так критик пришел к выводу, что именно устремление Н.В. Гоголя к реализму привело его к компактному жанру повести, к изображению действительной жизни, к безыскусственности воображения, к художественному совершенству и к верности, к истине воплощения жизни и к народности.

 

В заключение Белинский назвал Гоголя поэтом, обладающим юмором и лиризмом, поэтом, которому суждено великое будущее. «Поэт – высокое и святое слово; в нем заключается неумирающая слава!» – восклицал критик. Его надежды на писателя, в том числе и в связи с его повестями, были «велики»«ибо г. Гоголь владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким». Белинский объявил, что «в настоящее время» Н.В. Гоголь «является главою литературы, главою поэтов; он становится на место, оставленное Пушкиным». Это была в устах критика высшая похвала писателю.


Контрольные вопросы

 

  1. В каких ещё повестях Н.В. Гоголя присутствует фантастика и гротеск?
  2. Какова роль гротеск в его повестях?
  3. Почему сборник «Петербургские повести» открывает рассказа «Невский проспект»?


Предыдущий урок
Н.С. Лесков. Герои-праведники. «Очарованный странник»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»
Русская литература XIX века
  • Мораль

    Обществознание

  • Начало Второй мировой войны 1939-1941 гг. Вторая мировая война 1941-1942 гг.

    История

  • Великая российская революция. Февраль 1917 г.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке