- Раскольников и Соня Мармеладова
- Раскольников в эпилоге
- Знать идейную роль образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание», содержание и значение эпилога в романе
- Уметь анализировать образы героев
Дайте определение слову «антипод».
Кто в романе является двойниками и антиподами Раскольникова?
Раскольников и Соня Мармеладова
В черновых вариантах романа Ф.М. Достоевский указал на главные образы, ведущие к пониманию его замысла и всей книги: Раскольникову в романе предстояло пройти трудный путь греха и еще более тяжкий путь воскресения. Это роман-притча о выборе пути человеком. Рядом с Раскольниковым его мистический двойник Свидригайлов и душа любящая, светлая Сонечка Мармеладова. Раскольникову, как всякому человеку открыто два пути: отчаяние и вера. Каждый образ-характер в романах Достоевского двупланов. Это реальный, психологически достоверный характер и человеческая судьба и одновременно образ символический, связанный с метафорическим сюжетам романа.
Создавая образ Сони, Ф.М. Достоевский стремился ответить на вопрос: «Что есть православие?». В сюжете романа три главных эпизода, формирующие основной и метафорический сюжет книги, авторскую идею романа:
- чтение Евангелия в комнате Сони
- признание Раскольникова перед Соней
- эпизоды эпилога.
Образ Сони есть великий ответ Ф.М. Достоевского на вопрос о сущности нравственной, православной культуры русского человека. Символично имя героя: София – премудрость божия. София в православной культуре – один из верховных образов, соединяющий те духовные дары, которые наследовали ее дочери: Вера, Надежда, любовь. И София, и дочери ее – великий и вечный пример самопожертвования в любви к Богу.
Святое самопожертвование – главная черта Сонечки, ее религиозные чувства лишены мистики – это музыка ее души, искренняя и чистая вера, в основе которой любовь к Богу и людям. В сюжете романа, в его метасюжете (метафорический сюжет) некой кульминацией является эпизод чтения Евангелия в комнате Сони, евангельского сюжета о воскресения Лазаря. Сюжет о воскресении Лазаря венчает три года служения Спасителя людям. Это чудо совершил Христос накануне торжественного входа в Иерусалим. Чудо свершилось по любви его к Богу и людям. Чудо о Лазаре предвосхищает воскресение самого Спасителя, которое совершится ровно через неделю, на Пасху. В метафорическом сюжете романа соединились два мотива: преступление и наказание, грех и воскресение через любовь к людям и Богу. На четвертый день восстал Лазарь из мертвых, на четвертый день Раскольников пришел к Соне и начинается его трудный путь к воскресению (Зинаида Гиппиус написала по мотивам романа стихотворение «Лазарь»).
Раскольниов и Соня по-разному понимают смысл евангельского сюжета, очень популярного в русской культуре, в русской иконописи. Воскресение Лазаря – это своеобразная предПасха, праздник праздников, торжество торжеств. Сверхчуткая, трепетно относящаяся к людям Соня чувствует страдания Раскольникова, не зная его причины. Она дает ему утешение, надежду на воскресение души, но Раскольников пока не понимает этого. Ибо для него Христос – исключительная, избранная личность, властитель духа, ума и сердца человеческого. Символично, что преступника и блудницу соединяет Евангелие – подарок Лизаветы, духовной сестры Сонечки.
Второй эпизод – признание Раскольникова перед Соней. Признание его далеко еще от исповеди и покаяния. Свидетели его признания – Соня и Свидригайлов, и Раскольников делает выбор пути к правде Сони. Вторая встреча Раскольникова и Сони – это нравственный поединок человека веры и человека сомнений. Орудие Раскольникова – слово. Многословие и слово, лишенное духовного огня и света, – это игра дьявола с человеком. Сонечкино молчание исполнено света и духовного огня веры, любви к Раскольникову и сострадания. Ключевым становится молитвенное слово Сонечки «Господи!». И неожиданные метаморфозы в восприятии Раскольникова: он узнает в Сонечке Лизавету, и в эту секунду возвышается до понимания сокровенности и высшего смысла человеческой жизни, греховности своего преступления.
Функции Сони Мармеладовой в романе:
- рассудочными построениям Раскольникова противостоит интуитивное постижений Соней законов жизни, она выступает как оппонент Раскольникова, как голос его совести;
- указывает Раскольникову путь к спасению;
- разделяет крест Раскольникова, сопровождает его на каторге;
- любовь к Соне, её преданность, не требующая ничего взамен, готовность перенести все муки ради него воскрешают Раскольникова.
- Когда впервые Раскольников узнаёт о Соне?
- Какова роль Сони Мармеладовой в романе?
Раскольников в эпилоге
Раскольников измучен, устал от постоянных переживаний и страхов. Родион когда-то читал Евангелие и теперь в трудную жизненную минуту смог поверить в воскрешение собственной души.
С этого момента и до конца романа путь героя предопределён: публичное признание в убийстве становится неизбежным, намечается и перспектива нравственного возрождения героя через очищение страданием. Надежду на духовное воскресение Раскольникова поддерживает аналогия между ним и умершим Лазарем, воскрешённым Божественной волей.
Нравственный переворот в душе героя к моменту эпилога ещё не наступил. Гордость и безверие Раскольникова по- прежнему отделяют его от людей, окружают пропастью, преодолеть которую способна только Сонечка.
Духовное преображение наступает «вдруг», без внешних причин, как бы по воле Провидения. Болезнь Раскольникова «от уязвлённой гордости» — последняя фаза его духовного кризиса. Сон, приснившийся во время этой болезни, свидетельствует о том, что смысл и причины собственного преступления становятся наконец видны Раскольникову, что он впервые начинает видеть свою духовную болезнь со стороны, а это и есть признак выздоровления.
В эпилоге романа тема греха и воскресения обретает новое образное воплощение и новый символико-философский масштаб. В эпилоге возникает новый хронотоп, отличающийся от хронотопа в основной части романа. В основной части романа художественное время – 13 дней, место действия – Петербург, где нет свободы душе и сознанию человеческому, где на улицах «душно, как в комнатах без форточек». Еще накануне преступления мысль и взор Раскольникова «просили простору». В эпилоге возникает такой простор, но этот простор открывается Раскольникову не сразу. Тяготы каторжного труда, лазарет – это поприще его человеческих страданий.
В эпилоге в смысловом единстве представлено три временных пласта:
1.Реальное историческое время (год каторги).
2. Время, совпадающее с православным календарем (Великий пост, страстная седмица и День жен-мироносиц – в этот день встреча Раскольникова и Сони на берегу сибирской реки, это после две недели после Пасхи). Соне первой дано было свидетельство о воскресении Раскольникова. Исследователи считают, что в эпилоге романа образ Сонечки обретает иконописность: она, облаченная в зеленый платок, очень напоминает лик Богоматери на известной русской иконе «Споручница грешных». Она помогала каторжанам перенести тяжелое испытание, страдальческую жизнь. И они отвечали ей глубочайшим уважением: когда она появлялась, они снимали шапки и кланялись ей в пояс (называли ее «Матушка ты наша»). К Раскольникову каторжане относились враждебно. Во время великого поста они устроили драку в православном храме, они видели в Раскольникове безбожника.
В трудные и суровые дни Великого поста Раскольников заболел. Это была не столько телесная, сколько душевная болезнь. В бредовых сновидениях Раскольникова оживали образы Апокалипсиса, трагического конца всей человеческой цивилизации, братоубийства, пожаров, природных катастроф. Он увидел человеческое беснование, людей, как и он сам, зараженных «трихинами» (микробами) бесноватости. Эти трагические сны вели его к катарсису. Финал эпилога исполнен надежды и света. На берегу сибирской реки Раскольникову открылся образ вечности и вечных истин. В романе возникает новый образ времени:
3. Время вечности, в орбите которого и историческое и православное время.
Образ вечности в восприятии Раскольникова резко отличается от мрачных представлений о вечности Свидригайлова. Ему открывается неоглядный простор, сибирские дали. На другом берегу реки Раскольников видит далекие юрты кочевников, а за ними, как кажется ему, еще «ходят стада Авраамовы» (Авраам – один из ветхозаветных пророков, один из прародителей рода человеческого). Символичны детали этого вселенского пейзажа: земля и небо, многоводная река, ее берега, раннее утро и восход солнца. Роман венчает универсальная по смыслу авторская оценка судьбы героев: «Их воскресила любовь». А соединяет человеческие судьбы преступника и блудницы на путях воскресения Евангелие.
- Почему нравственное возрождение героя невозможно в Петербурге?
- Где происходит действие эпилога?
Описание жизни Раскольникова в Сибири имеет для Ф.М. Достоевского автобиографические мотивы. Картины Омского острога, который расположен на берегу Иртыша писатель видел своими глазами, когда 4 года отбывал там ссылку в 1850-е годы. Писатель поделился со своим героем собственным жизненным опытом.
Примечательно, что именно в Омском остроге писатель получил от жен декабристов экземпляр Евангелия. Словно реликвию, Ф.М. Достоевский хранил этот подарок всю свою жизнь.
Контрольные вопросы
- Какова роль Сони Мармеладовой в жизни Раскольникова?
- Как происходит нравственное возрождение героя?
- Почему Соня предстает как сильная личность?
- Как в эпилоге автор развенчивает теорию Раскольникова? Как утверждается «правда» Сони? Объясните значение Сони в судьбе главного героя. Почему любовь, описанная в романе, связана с верой в Бога и возможностью возрождения души человека?