- Слово об И.С. Тургеневе
- История создания романа «Отцы и дети»
- Особенности жанра
- Тематика и проблематик романа
- Конфликт романа
- Знать жизненный и творческий путь И.С. Тургенева, историю создания, содержание и своеобразие романа «Отцы и дети»
- Уметь анализировать прозаическое произведение
- Какие произведения И.С. Тургенева вы уже читали?
- Что такое «нагализм»?
Слово об И.С. Тургеневе

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» – имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от города Мценска Орловской губернии. В 1833 году он поступил в Московский университет, а в 1834 году перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении. Весной 1838 года выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 год И.С. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.
Самое важное событие в жизни И.С. Тургенева тех лет – сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В. Станкевичем, М.А. Бакуниным, Т.Н. Грановским. Юный Иван Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х годов поэта В.Г. Бенедиктова и драма «Стено». Как вспоминал И.С. Тургенев, в 1836 году он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только В.Г. Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Иван Сергеевич начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.
В творческом развитии И.С. Тургенева выделяются три крупных периода:
1) Первый период (1836–1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836–1842 — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843–1847 — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития И.С. Тургенева было влияние В.Г. Белинского.

Начало самостоятельного творчества И.С. Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842–1844 годам. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 года состоялось знакомство с В.Г. Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма – «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием В.Г. Белинского И.С. Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 году произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу И.С. Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 года, когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX века (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).
В 1844–1847 годах И.С. Тургенев – один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был В.Г. Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Ивана Сергеевича Тургенева в 1840-е годы очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»). Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве И.С. Тургенева этих лет стали прозаические произведения – повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности – проза.
2) Второй период (1848–1861) был, вероятно, самым счастливым для И.С. Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х годах.: в 1855 году был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу И.С. Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М. Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н. Толстого только начинался).
В начале 1847 году И.С. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 года, когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 год в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника», растянувшуюся на пять лет.
Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 года в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные И.С. Тургеневым в 1848 году, затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть В.Г. Белинского, которого писателя считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 года он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850 – начале 1851 годов цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 году.
В 1850-е годы И.С. Тургенев – писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом И.С. Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала – Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова – были несовместимы с эстетическими взглядами И.С. Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики – А.В. Дружинина и В.П. Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» И.С. Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А. Некрасову, статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Иван Сергеевич Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.
3) Третий период (1862–1883) начался двумя «ссорами» – с журналом «Современник», с которым И.С. Тургенев перестал сотрудничать в 1860–1861 годах, и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А. Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась И.С. Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман – «Дым» – был опубликован только в 1867 году, а последний – «Новь» – в 1877 году.
Круг художественных интересов писателя в 1860-е – 1870-е годы изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия И.С. Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения – философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!..», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.
В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х годов обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» – так И.С. Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, И.С. Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.
Творческий путь И.С. Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х годов, «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х–1860-х годов писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений И.С. Тургенева второй половины 1860-х–начала 1880-х годов позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Ивана Сергеевича от этих писателей-моралистов, – «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.
Последние два десятилетия жизни И.С. Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е годы жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х годов — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы И.С. Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую – в России. Только в конце 1870-х годов он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели И.С. Тургенева бурно чествовали его в 1879 году, сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве (1880).
В 1882–1883 годах тяжело больной И.С. Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями – циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 года в Бужи-вале, близ Парижа.
- Дружба с каким критиком оказала влияние на И.С. Тургенева?
- К какому периоду творчества И.С. Тургенева относится роман «Отцы и ети»?
- Какое образование получил И.С. Тургенев? Как это повлияло на его творчество?
История создания романа «Отцы и дети»
Замысел романа «Отцы и дети» возник летом 1860 года, когда И.С. Тургенев пребывал в Англии. Первое упоминание о нем содержится в письме к графине Е.Е. Ламберт, которой писатель сообщал, что «начал понемногу работать; задумал новую большую повесть...». В октябре и ноябре 1860 года И.С. Тургенев работает мало. Только со второй половины ноября он «серьезно» принимается за «новую повесть». В течение двух-трех недель треть ее была написана, к концу февраля 1861 года Иван Сергеевич предполагает закончить всю работу.
Однако в дальнейшем снова наступает продолжительный застой. Вторая половина романа была закончена в июле или в августе 1861 года.
По сравнению с другими романами И.С. Тургенева «Отцы и дети» были написаны им очень быстро. В его письмах за летние месяцы 1861 года чувствуется и увлечение работой, и удовлетворение ее темпом. Но в этих же письмах звучат и другие ноты – неуверенности в том, что роман «удался», и предчувствие, что он не будет принят демократическим лагерем. «Не знаю, каков будет успех, – записал И.С. Тургенев в дневнике 30 июля 1861 года, – «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение...».
История создания романа заканчивается подготовкой отдельного издания 1862 года. В дальнейшем И.С. Тургенев не правил и не дополнял текста «Отцов и детей», ограничиваясь лишь устранением опечаток.
Отдельное издание «Отцов и детей» И.С. Тургенев посвятил В.Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок. Писатель заявлял им о своей верности тому идейному движению, связанному с именем знаменитого критика, которое в новых исторических условиях продолжали русские революционные демократы шестидесятых годов, не признавшие себя в образе Базарова и почти единодушно выступившие с острой критикой позиции писателя. Вместе с посвящением И.С. Тургенев предполагал поместить в отдельном издании романа обширное предисловие, но от этого его отговорили В.П. Боткин и А.А. Фет.
С выходом романа в свет началось оживленное обсуждение его в печати, сразу же получившее острый полемический характер. Почти все русские журналы и газеты откликнулись на появление «Отцов и детей» специальными статьями и литературными обзорами. Роман И.С. Тургенева порождал разногласия и борьбу мнений как между политическими противниками, так и в среде идейных единомышленников. Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, И.С. Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор.
Разнородность интерпретаций и оценок, данных ему в критике и в читательских отзывах, усилила многомерность, «объемность», живую противоречивость этого образа в восприятии современников. Самыми известными отзывами на роман являются статьи М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» (журнал «Современник»), Д.И. Писарева «Базаров» (журнал «Русское слово»), Н.Н. Страхова «Отцы и дети» И. Тургенева» (журнал «Время»), известны также отзывы А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова и др. Споры продолжались и после смерти И.С. Тургенева. Базаров оказал большое влияние на самосознание демократии, с одной стороны, и на изображение ее в литературе – с другой.
- Кому посвятил роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев?
- Почему вокруг романа «Отцы и дети» возникли споры?
Особенности жанра
В 1879 году, ретроспективно характеризуя свое романное творчество в специальном предисловии к отдельному изданию шести романов, И.С. Тургенев писал: «Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «самый образ и давление времени», и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений». Таким образом, подводя итоги, сам И.С. Тургенев считал, что основа его романа сложилась уже в «Рудине» и что суть ее – выражение особенностей времени через типические характеры. Писатель считает нужным отметить и быстроту изменений, происходящих в «культурном слое», отражающую истор ическое движение русского общества в целом.
Структура тургеневского романа определяется общественно-историческим типом, стоящим в центре и представляющим динамическое начало эпохи, выступающим как его носитель и жертва. Герой является извне в консервативное, живущее традиционно общество, в усадьбу – и приносит с собою исторический ветер, дыхание мировой жизни, отдаленные раскаты громов судьбы. С его появления начинается действие романа не только в силу его личных свойств как нового в данной среде и яркого человека, но и потому, что он выражает историческую задачу своего поколения, призванного разрушить устоявшуюся, казалось бы, незыблемую рутину жизни, открыть новые силы. Таким образом, конфликт романа И.С. Тургенева можно обозначить как «разночинец в дворянском гнезде» (разночинцы – выходцы из семей разных чинов, прокладывающих себе дорогу в жизни своими собственными интеллектуальными способностями, созидающие себя и свое бытие), иными словами – столкновение личности и исторической эпохи, человека и образа времени.
«Отцы и дети» наиболее точно жанрово отнести к социально-психологическому роману. Это можно объяснить тем, что значительную роль в произведении играют различные идеологические и межличностные конфликты персонажей. Благодаря спорам и размышлениям героев читатель может понять особенности их характеров и судеб. Произведение можно также назвать и философским романом, так как в нем с различных сторон рассматриваются важные философские проблемы.
Тематика и проблематика романа
«Отцы и дети» – роман, подводящий итог большому периоду деятельности И.С. Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В этом романе писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения». В «Отцах и детях» складывается роман, структура которого определяется противостоянием социальных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действиях» идейного порядка. Представители «сторон», появляясь во враждебной среде, воспринимаются как «лазутчики» врага, опасные и подозрительные. Именно так с самого начала встречают Базарова в усадьбе Кирсановых. Появление Базарова в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им и окружающими как «вылазка» во враждебный стан.
Во всех романах И.С. Тургенева главным героем делался персонаж, несущий начало развития, революционное в своем существе, но Базаров сознательно ставит перед собою цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит его развитие. Иван Сергеевич писал о своем герое: «...если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Революционер – противник существующего общественного порядка. Этот герой, одинокий, задуманный как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. Он воплощает поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло и поддерживать его. В своей замечательной ранней статье о «Фаусте» Гёте (1845) И.С. Тургенев писал: «Жизнь каждого народа можно сравнить с жизнью отдельного человека, с той только разницей, что народ, как природа, способен вечно возрождаться. Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Сбросив иго преданий, схоластики и вообще всякого авторитета, всего, что приходит к нему извне, он ждет спасения от самого/себя; он верит в непосредственную силу своей натуры...». Далее в той же статье, говоря о положительном значении критического, отрицательного начала в моменты исторических переломов и о трагических судьбах его носителей, И.С. Тургенев замечает: «Под каким бы именем ни скрывался этот дух отрицания и критики, всюду за ним гоняются толпы своекорыстных или ограниченных людей, даже и тогда, когда это отрицательное начало, получив, наконец, право гражданственности, постепенно теряет свою чисто разрушающую ироническую силу, наполняется само новым положительным содержанием и превращается в разумный и органический прогресс».
Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым, И.С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, – носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.
Важной стороной характеристики Базарова является поставленная в романе проблема отношения героя к народу. Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, но он – не помещик. Он сознает, что живет, как простой человек, своим трудом. О своей близости к народу, о том, что крестьянин его признает «своим», Базаров говорит «с надменной гордостью», давая понять, что только демократизм делает человека подлинным выразителем национального чувства. И автор романа, очевидно, «согласен» со своим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего», – так разъяснял И.С. Тургенев свой замысел. Однако, несмотря на демократизм Базарова, русский мужик все же остается для него «таинственным незнакомцем», а базаровские высокомерные разговоры с крестьянами заставляют их отнестись к нему как к «барину», который ничего, конечно, понять не может...
Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И.С. Тургенев показывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И.С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству – всегда признак глубокой натуры.
- К какому жанру относится роман «Отцы и дети»?
- Какие проблемы поднимает И.С, Тургенев в своём романе?
- Какую роль играют споры персонажей в романе?
Конфликт романа
В «Отцах и детях» складывается роман, структура которого определяется противостоянием социальных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действиях» идейного порядка.
Представители «сторон», появляясь во враждебной среде, воспринимаются как «лазутчики» врага, опасные и подозрительные. Именно так с самого начала встречают Базарова в усадьбе Кирсановых.
Появление Базарова в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им и окружающими как «вылазка» во враждебный стан.
И.С. Тургенев писал о своем герое: «...если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Революционер — противник существующего общественного порядка. Этот герой, одинокий, задуманный как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. Он воплощает поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло и поддерживать его».

Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И.С. Тургенев показывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя.
Внешним конфликтом является противостояние поколений в романе, изображенное в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей. Внутренний конфликт – борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.
Базаров оценивает современное состояние государства и общества негативно. Он готовится к разрушению этого устройства, отрицая всё существующее. Кирсанов выступает в роли защитника устоев. Он давно отдалился от реальной жизни, он не знает как следует ни одного из государственных установлений и втайне презирает тех, кто успешно продвигается в обществе. Отстаивая «принсипы», Кирсанов заступается за то, чего не любит и не уважает сам. Представитель «отцов» обречён на поражение в споре. Но можно ли назвать победителем представителя «детей»?
Базаров лучше знает реальную жизнь, чем Павел Петрович Кирсанов, но всё же он только студент и его опыт во многом такой же, как у его оппонента. Базаров тем не менее существует в нынешнем государстве, не проявляя вражды к нему на деле. Жизненная практика и этого героя не совпадает с его взглядами.
Контрольные вопросы
- В каком году впервые опубликован роман «Отцы и дети»?
- К какому жанру относятся «Отцы и дети»?
- Почему Базаров – герой своего времени?
- Каковы основные принципы нигилизма?
- Почему Павел Петрович обречен на поражение в споре с Базаровым?