Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению

Русская литература XIX века

Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению

План урока

  • Эпилог
  • Смысл названия
  • Подготовка к сочинению

Цели урока

  • Знать содержание и значение эпилога в романе-эпопее Л. Н. Толстого
  • Уметь составлять план сочинения, анализировать художественный текст

Разминка

Любимая мысль Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»

 

Как вы понимаете эту мысль?

Эпилог

 

Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.

Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». Когда княжна Марья в эпилоге приезжает в Москву и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к Николаю. И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Теперь Николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.


В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».

Это новое семейство возникло неслучайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.

 

Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! – говорит Наташа. – Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит». «Да, я знаю, – перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. – Мне Наташа рассказала».

Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она – «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.
 

И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.


  1. Что добавляет эпилог к пониманию образа Наташи Ростовой?
  2. Как в эпилоге раскрывается дальнейшая судьба Пьера Безухова?


Смысл названия

 

Роман-эпопея «Война и мир» – грандиозное по масштабу произведение, охватывающее все стороны бытия русского общества в определенный исторический период его развития. В название вынесены два слова-антонима. Каждое из них обладает смысловой многозначностью, которая раскрывается в контексте и связана с философским осмыслением понятия «мир».

 

В дореволюционное время слово «мир» имело два буквенных начертания и два значения: «мiръ»«вселенная, люди», и «миръ» – антоним к слову «война».

Точно так же слово «война» означает не только военные действия между враждующими армиями, но и моральную враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

 

Идея мира многопланова и многогранна. Каждый человек – неповторимый мир, и он же частица единого целого. В романе мы видим миры Ростовых и Болконских, высшего света и народа.

 

На героев Толстого оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Человек, сливаясь с окружением, может стать свободным и счастливым, постичь смысл жизни. Но если он попадает под влияние мира людей, чуждого его сущности, он становится несчастным.

 

Кроме того, в заглавии романа заключена антитеза, раскрывающая систему жизненных ценностей, которые утверждает или отрицает Толстой. Противопоставление выражено парами ключевых понятий: жизнь – смерть, счастье – страдание, добро – зло, единение – индивидуализм, естественность – фальшь, природа – цивилизация.

 

Антитеза становится главным стилевым принципом «Войны и мира». Контраст, завяленный в названии, последовательно реализуется в композиции в парности образов (Наташа – Элен, Кутузов – Наполеон, Платон Каратаев – Тихон Щербатый и т. д.) и изображении сцен мирной жизни и войны. В области психологизма прием антитезы воплощается в описании постоянной внутренней борьбы в душах героев и противопоставлении сознания и подсознания. В предметном изображении этот принцип проявляется в несоответствии внешнего облика душевным качествам героя (внешняя некрасивость – внутренняя красота).


  1. Почему путь к гармонии и счастью автор видит в единении людей?
  2. Вспомните сон Пьера в плену. Раскройте смысл образа-символа «живого, колеблющегося шара». Почему вся поверхность этого шара состоит из капель, плотно сжатых между собой?
  3. Что помогает остановить Наполеона? Возможна ли победа без объединения всем миром?


Подготовка к сочинению

 

Исходя из творческой идеи писателя, «Война и мир» при всей своей величественности – только часть грандиозного авторского замысла, замысла, охватывающего важнейшие эпохи русской жизни, замысла, так до конца и не осуществлённого Толстым.

На разных этапах работы автор представлял своё произведение как широкое эпическое полотно. Создавая своих полувымышленных и вымышленных героев, Толстой, как он сам говорил, писал историю народа, искал пути художественного постижения «характера русского народа». На фоне масштабного, эпического повествования Толстой проникает в глубины человеческой души, показывает читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Всё это позволило писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования.

«Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми», – считал Толстой.

Открытия в области человеческого характера идут у писателя рука об руку с открытиями в народной жизни, в жизни общества. «Как эпический писатель, Толстой – наш общий учитель», – говорил Анатоль Франс. Проявляя исключительный интерес к каждому отдельному человеку, Толстой умел органически включить этого человека вместе с деталями его психологии и судьбы в события и процессы, захватывающие миллионы людей.

 

Темы сочинений по роману-эпопее «Война и мир»:

 

  • Роль эпилога в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Семья Болконских и семья Ростовых
  • Кутузов и Наполеон
  • «В поисках смысла жизни» («Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского» / «Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова»)
  • «Человек и природа в романе «Война и мир»
  • «Наташа Ростова на пути к счастью»
  • «Мысль народная» в романе «Война и мир»
  • Москва и Петербург в изображении Толстого

Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:
 

1. вступление

2. основная часть 

3. заключение

 

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют в композиции сочинения сходную роль.

Функция вступления – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.
 

Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.


Контрольное задание

 

Выбрать тему сочинения. Выписать из романа цитаты для аргументации.


 

Предыдущий урок
Путь духовных исканий Пьера Безухова. Образ Наташи Ростовой
Русская литература XIX века
Следующий урок
Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа. Композиция. Система персонажей. «Мысль семейная»
Русская литература XIX века
  • Правописание чередующихся гласных в корне слова

    Русский язык

  • Особенности развития современного мирового хозяйства

    География

  • Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке