Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению

Русская литература XIX века

27.04.2024
3029
0

Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению

План урока

  • Эпилог
  • Смысл названия
  • Подготовка к сочинению

Цели урока

  • Знать содержание и значение эпилога в романе-эпопее Л.Н. Толстого
  • Уметь составлять план сочинения, анализировать художественный текст

Разминка

В эпилоге романа герои произведения предстают перед читателем уже прошедшими непростой путь духовных исканий.

  • Как вы думаете, утратили ли они свою индивидуальность в быту семейной жизни?

Эпилог

Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. Л.Н. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.

 

Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». Когда княжна Марья в эпилоге приезжает в Москву и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к Николаю. И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Теперь Николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.

Рис. 1. Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое»

 

Это новое семейство возникло неслучайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.

 

Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! – говорит Наташа. – Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит»«Да, я знаю, – перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. – Мне Наташа рассказала».

 

Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Л.Н.Толстого, она – «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.

 

И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Л.Н. Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.

 

Мысль семейная в романе-эпопее неотделима от мысли народной. Стоит подчеркнуть особенность позиции Л.Н. Толстого: народность состоит не в том, чтобы как-то специально заботиться о народе или подражать ему, а в том, чтобы строить жизнь на общих со всем народом основаниях. Народ­ность проявляется не только в рачительном хозяйствовании Николая, кормлении грудью Наташей своих детей, но и в терпеливом отношении всех к старой графине, в смирении княжной Марьей неприязни к Соне, в подчинении Пьера интересам семьи.

 

Не случайно автор начинает эпилог очередным рассуждением о силах, действующих в истории: «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, — так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим». Снова Л.Н. Толстой повторяет свою любимую мысль об участии каждого человека своей частной судьбой в общем ходе истории. Предчувствие новых исторических потрясений пронизывает последние главы эпилога.

 

В споре Пьера с Николаем и Денисовым Л.Н. Толстой не стремится показать правоту одного из героев. Его цель — наметить новые противоречия в жизни государства и общества, которые неизбежно приведут к потрясениям и катастрофам в частной жизни многих людей.

 

В твёрдости Николая Ростова, — зародыши новой войны: вражды и разлада. Пьера слишком тревожат частные неустройства и безобразия, он хочет принимать деятельное участие в жизни общества, просыпается в нём и тайное тщеславие, довольство своим влиянием на других.

 

Л.Н. Толстой подмечает, как зёрна будущих войн прорастают в душе чуткого ребёнка — Николеньки Болконского. Но и семена будущего мира — гармонии и любви — растут в душах детей.


  1. Что добавляет эпилог к пониманию образа Наташи Ростовой?
  2. Как в эпилоге раскрывается дальнейшая судьба Пьера Безухова?


Смысл названия

Роман-эпопея «Война и мир» – грандиозное по масштабу произведение, охватывающее все стороны бытия русского общества в определенный исторический период его развития. В название вынесены два слова-антонима. Каждое из них обладает смысловой многозначностью, которая раскрывается в контексте и связана с философским осмыслением понятия «мир».

 

В дореволюционное время слово «мир» имело два буквенных начертания и два значения: «мiръ» – «вселенная, люди», и «миръ» – антоним к слову «война».

 

Точно так же слово «война» означает не только военные действия между враждующими армиями, но и моральную враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

Рис. 2. И. Караш. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Идея мира многопланова и многогранна. Каждый человек – неповторимый мир, и он же частица единого целого. В романе читатель видит миры Ростовых и Болконских, высшего света и народа. 

 

На героев Л.Н. Толстого оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Человек, сливаясь с окружением, может стать свободным и счастливым, постичь смысл жизни. Но если он попадает под влияние мира людей, чуждого его сущности, он становится несчастным.

 

Кроме того, в заглавии романа заключена антитеза, раскрывающая систему жизненных ценностей, которые утверждает или отрицает Л.Н. Толстой. Противопоставление выражено парами ключевых понятий: жизнь – смерть, счастье – страдание, добро – зло, единение – индивидуализм, естественность – фальшь, природа – цивилизация.

 

Антитеза становится главным стилевым принципом «Войны и мира». Контраст, завяленный в названии, последовательно реализуется в композиции в парности образов (Наташа – Элен, Кутузов – Наполеон, Платон Каратаев – Тихон Щербатый и т.д.) и изображении сцен мирной жизни и войны. В области психологизма прием антитезы воплощается в описании постоянной внутренней борьбы в душах героев и противопоставлении сознания и подсознания. В предметном изображении этот принцип проявляется в несоответствии внешнего облика душевным качествам героя (внешняя некрасивость – внутренняя красота).


  1. Почему путь к гармонии и счастью автор видит в единении людей?
  2. Вспомните сон Пьера в плену. Раскройте смысл образа-символа «живого, колеблющегося шара». Почему вся поверхность этого шара состоит из капель, плотно сжатых между собой?
  3. Что помогает остановить Наполеона? Возможна ли победа без объединения всем миром?


Подготовка к сочинению

Исходя из творческой идеи писателя, «Война и мир» при всей своей величественности – только часть грандиозного авторского замысла, замысла, охватывающего важнейшие эпохи русской жизни, замысла, так до конца и не осуществлённого Л.Н. Толстым.

 

На разных этапах работы автор представлял своё произведение как широкое эпическое полотно. Создавая своих полувымышленных и вымышленных героев, Л.Н. Толстой, как он сам говорил, писал историю народа, искал пути художественного постижения «характера русского народа». На фоне масштабного, эпического повествования Л.Н. Толстой проникает в глубины человеческой души, показывает читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Всё это позволило писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования.

 

«Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми», – считал Л.Н. Толстой.

 

Открытия в области человеческого характера идут у писателя рука об руку с открытиями в народной жизни, в жизни общества. «Как эпический писатель, Толстой – наш общий учитель», – говорил Анатоль Франс. Проявляя исключительный интерес к каждому отдельному человеку, Л.Н. Толстой умел органически включить этого человека вместе с деталями его психологии и судьбы в события и процессы, захватывающие миллионы людей.

 

Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:

 

1. вступление

2. основная часть 

3. заключение

 

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

 

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют в композиции сочинения сходную роль.

 

Функция вступления – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

 

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

 

Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

 

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.


Контрольные вопросы

 

  1. Как раскрывается индивидуальность героев романа в эпилоге?
  2. Почему «мысль семейная» неотделима от «мысли народной»?
  3. На чьей стороне автор в споре Николая и Пьера?


Предыдущий урок
А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.С. Лесков. Герои-праведники. «Очарованный странник»
Русская литература XIX века
Поделиться:
  • Законы гидро- и аэростатики

    Физика

  • Объединённый газовый закон. Уравнение состояния идеального газа

    Физика

  • А.П. Чехов. Новая драма. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Действующие лица и авторское отношение к ним

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке