Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 10 класс
  • Литература
  • Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки преступления Раскольникова. Теория Раскольникова. Наказание Раскольникова

Конспект урока: Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки преступления Раскольникова. Теория Раскольникова. Наказание Раскольникова

Русская литература XIX века

14.02.2025
2399
0

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Истоки преступления Раскольникова. Теория Раскольникова. Наказание Раскольникова

План урока

  • Проблематика романа «Преступление и наказание»
  • Истоки преступления Раскольникова
  • Теория Раскольникова
  • Наказание Раскольникова

Цели урока

  • Знать тематику и проблематику романа «Преступление и наказание»
  • Уметь анализировать художественное произведение, мотивы главного героя

Разминка

  • Почему роман Ф.М. Достоевского называют «полифоничным»?
  • Как появилась задумка романа «Преступление и наказание»?

Проблематика романа «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание», как и большинство произведений Ф.М. Достоевского, многопроблемен. В нем раскрываются такие значимые для русского общества вопросы, как социальная несправедливость, положение «униженных и оскорбленных» городских низов, вынужденных влачить жалкое существование, продавать за кусок хлеба для голодных детей девичью честь, поступаться своими чувствами (Мармеладовы, Соня, Дуня и др.). Автор и его герой глубоко возмущены современным им состоянием общества, в котором человек не находит сочувствия и поддержки.

 

В романе поставлены и глобальные философские проблемы. Главный герой, стремясь принести добро, увлекается порочной теорией сверхчеловека, мечтает стать сильной личностью, даже ценой совершения преступления, убивает не только старуху-процентщицу, но и совершенно невинную Лизавету. Ф.М. Достоевский разоблачает несостоятельность этой теории и заставляет страдать героя, страданиями искупать совершенный грех, смирить гордыню. Писатель открывает герою истинные ценности, исповедуемые Соней: веру в Бога, христианское смирение и покаяние.

 

Герои романа не только воспринимают мир, их окружающий, но активно участвуют в споре о смысле человеческого бытия по ключевой для Ф.М. Достоевского проблеме бога и мирового зла. Автор и читатель оказываются в орбите этого спора, в процессе спора рождается истина. Читатель и автор свободно принимают позицию того или иного героя. 

 

В каждом романе в хоре многих голосов преобладают два голоса, они формируют философские проблемы и мотивы романа, их судьба составляет основной романный сюжет и метафорический сюжет (Раскольников и Соня). Главный философский диалог в романе, с которым связаны образы Раскольникова и Сони, соединяет комплекс мотивов: бог и мировое зло, вера и неверие, грех и возмездие, преступление и наказание, грехопадение и путь к воскресению заблудшей души. Все эти проблемы решены в романе с позиций почвеннической философии Ф.М. Достоевского. В этом романе с особой декларативностью выражена заветная мечта писателя о пути русской интеллигенции Раскольниковых к народу. Народное религиозно-нравственное сознание олицетворяют в романе Миколка, Лизавета и Соня. 

 

Главная трагическая ситуация, воплощенная в каждом романе – «мир на пороге Апокалипсиса» (апокалипсис – откровение Иоанна Богослова, мир на пороге конца человеческой цивилизации). В романе тема апокалипсиса – эпилог романа «Сны Раскольникова» на каторге. Метафорично апокалипсис носят в своей душе герои романа, носители атеистического сознания, способные к бунту и преступлению (безбожники). Роман «Преступление и наказание» – историософский роман о настоящей русской жизни и об искомом пути спасения современного человека через возрождение «мертвой души» (приход к Богу). 

 

Историософские проблемы, почвеннические идеи связаны и с социальной проблематикой романа. В русской жизни 60-70х годов. Ф.М. Достоевский уловил черты разложения и глубочайший кризис нравственной, духовной культуры человека. Он обнажает социальные язвы в жизни Петербурга, всей России в эпоху становления русского капитализма: рост богатства, денежного могущества одних и потрясающая нищета большинства городского населения, рост преступности, пьянства, проституция как главная психологическая нота в поведении современного человека, всеобщая продажность (все продается и все покупается), человек, его душа, брошенная на чудовищный аукцион. Ф.М. Достоевский с негодованием пишет о ростовщичестве – социальной примете времени, о проституции как постыдной профессии для девушки и женщины. 

 

Исследователь В.Б. Шкловский отмечает, что в романе «Преступление и наказание» отсутствуют черты детективного жанра (когда и читатель, и детектив не знают, кто преступник). Читатель знает, как готовилось преступление, следователь Порфирий Петрович, прочитав статью Раскольникова, увидел в нем потенциального преступника (следователь выявил в нем преступника, когда он упал в обморок при чтении криминальных новостей о его убийстве). Понять роман, как считает В.Б. Шкловский, значит ответить на два вопроса:

 

1) каковы мотивы преступления Раскольникова 

2) каковы психологические, нравственные, философские последствия его бунта.


  1. Какие проблемы поднимает в своём романе Ф.М. Достоевский
  2. В чём заключается понимание романа «Преступление и наказание» по мнению В.Б. Шкловского?


Истоки преступления Раскольникова

Д.И. Писарев обратил внимание на социальные мотивы преступления («причина не в уме, а в кармане»): герой унижен бедностью, в жизненных тупиках бьются окружающие его люди. Критик-демократ объясняет преступление средой, обстоятельствами жизни. Его справедливые выводы не вполне соответствовали философии преступления в романе. Ф.М. Достоевский не раз говорил: «во всем уповая на среду, мы снимаем с человека нравственную ответственность за совершенные поступки». Важнейший мотив романа – нравственная ответственность человека за мысль, слово, поступок перед своей совестью, Богом и людьми. С точки зрения автора первопричина преступления – теория Раскольникова. 

 

Образ Раскольникова – это трагический образ русского философа, оказавшегося в плену его преступных идей. Родион Романович Раскольников – бывший студент из Петербурга, ему 23 года. Отец героя умер несколько лет назад, из родственников у него осталась мать – Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Раскольников живет крайне бедно, одевается в поношенную одежду. Внешне он привлекателен – Родион высок, строен, у него темные волосы и бледное лицо с тонкими чертами. Из-за нехватки денег герой бросил учебу в университете. Он учился на юридическом факультете петербургского университета. Во время учебы он подрабатывал частными уроками для детей. По мнению других персонажей, Раскольников интересный и умный человек. Он заботливый сын и брат.

 

У истоков преступления Раскольникова – статья о праве на преступление, соединившая мысли и слово. Герой проходит 9 этапов преступления: 

  1. Статья.
  2. Первый визит к старухе-процентщице.
  3. Разговор студента с офицером в трактире.
  4. Проба, с которой начинается роман. В 1865 году в русском переводе был опубликован исторический трактат Наполеона III «История Юлия Цезаря», в предисловии автор писал о незаурядном человеке, о его праве и вседозволенности. Эти идеи очень обсуждались в русском обществе, и статья Раскольникова – тоже отклик на эту статью. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что подобные умонастроения типичны для того времени (что подтверждает разговор в трактире между офицером и студентом).
  5. Отречение от преступления, т.к. теория, которая уже выкристаллизовалась в его голове, она противна его натуре (конфликт ума и сердца, теории и человеческой натуры).
  6. Встреча с Мармеладовыми.
  7. Письмо от матери.
  8. Встреча на бульваре с опозоренной девочкой.
  9. Сон о лошади.

Раскольников решается пойти на преступление по ряду причин, которые можно сформировать на следующие группы:

 

Социальные:

  • нищета, бедственное положение героя;
  • желание помочь семье и закончить университет;
  • желание помочь всем «униженным и оскорбленным».

 

Философские:

  • деление человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих»;
  • разрешение «крови по совести»;
  • желание свободы и власти.

 

Психологические:

  • душевные муки героя;
  • уверенность в своей исключительности, желание испытать себя

 

Первый сон Раскольникова на Петровском острове – кульминация сюжетной линии «Раскольников в мире униженных и оскорбленных». Сон есть следствие глубочайшего душевного напряжения. В сознании Раскольникова соединились судьбы семейства Мармеладовых и собственной семьи. Он сравнивает жребий Дуни и жребий Сони, а себя самого с Мармеладовым. Он стоит перед выбором между постыдным смирением Мармеладова, принявшего жертву Сонечки, и поступком активным, бунтующим.

 

Исследователь В.Я. Кирпотин состояние Раскольникова сравнивает с состоянием Гамлета, решающего вопросы жизни и смерти: быть или не быть (Гамлет: «О мысль моя, отныне ты кровавой быть должна, иль грош тебе цена?»). 

 

Сны в романах Ф.М. Достоевского выполняют три основные функции: 

  1. Сюжетная – они предвосхищают эпизоды сюжета или становятся философским эпилогом к ним.
  2. Психологическая функция – в снах показана диалектика сознания и подсознания, образы памяти и фантазии, фантасмагория сновидения, устремление героя к желаемому.
  3. Сны ведут к пониманию символико-философских мотивов сюжета и метафорического сюжета. Сны всегда кризисны для героев, они ведут к катарсису (сны Раскольникова) или увлекают в бездну греха и падения (сны Свидригайлова). Все сны Раскольникова имеют литературную основу, проявляют круг его чтения (комментарий Белова к роману).

 

Первый сон Раскольникова восходит к стихотворению Н.А. Некрасова «О погоде», 1 часть, раздел до сумерек, где поэт показывает безобразную сцену истязания лошади. Ф.М. Достоевский дважды обращается к этому эпизоду. Первый сон Раскольникова и слова Ивана Карамазова брату Алеше об удивительных некрасовских стихах. В устах Ивана некрасовское стихотворение получает очень емкую и универсальную оценку: «это русизм». Эта оценка совпадает с представлениями Ф.М. Достоевского о русском характере. Русский человек «широк» и в добре, и в зле, неукротим, во всем доходит до крайности.

 

Сны Раскольникова соединяют образы прочитанных книг, реальные впечатления жизни, его мечты, идеи, бунтующие даже в его сознании. Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, В. Гюго, Вольтер и главные книги, вдохновенным читателем которых был Раскольников – Библия, Коран.

 

Библейские мотивы возникают в эпилоге, в сибирских просторах Раскольников присутствие «стад Авраамовых». Болезненные сны на каторге передают картины гибели человеческой цивилизации. По вине людей бесноватых, одержимых «трихинами безумия» – идеями, которые смущают и самого Раскольникова. В этих снах возникают образы Апокалипсиса, соединяющие философскую прозу Вольтера и откровение Иоанна Богослова.

 

В грезах Раскольникова перед преступлением возникает образ чистой родниковой воды, оазиса в пустыне, восходящий и к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и к первоисточнику – Корану. Раскольникову известен пушкинский цикл «Подражание Корану», где возникает образ дрожащей твари. Убийство старухи – мотивы «Пиковой дамы».

 

Первый сон Раскольникова основан на символических образах. Ф.М. Достоевский воссоздает русское пространство и образы-символы русской судьбы. Окрестности провинциального городка, проселочная дорога, размытая дождями, израненная колесами, пыльная, грязная. Она идет мимо придорожного кабака к кладбищу и кладбищенскому храму. Среди цветообразов доминируют серые, черные, красные цвета, зеленый купол храма.

 

Раскольников трижды проходит через испытание грехом – проба, сон и само преступление. Всякий раз Раскольников отрекается от греха, чувствуя его противоестественность, внутреннее несогласие с преступлением. Преступление уводит Раскольникова из мира людей, отречение от преступления возвращает к людям и Богу. 

 

Сон становится для Раскольникова катарсисом, он вновь отрекается от идеи преступления и молитва рождается на его устах: «Господи...укажи мне путь мой... а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Раскольников ищет этот путь, он идет к людям, но он трагически приговорен к совершению преступления, у него уже нет свободы воли и рассудка, даже день и час определяется помимо его воли.

 

В каждом эпизоде предыстории и всей первой части романа автором обнажено диалектическое единство разных мотивов:

  1. Мотивы объективные социальные – обстоятельства жизни героя и страдания окружающих.
  2. Психологические субъективные мотивы. Болезненная противоречивость сознания и психологии Раскольникова (он верит в Бога и не верит; самоотверженно любит людей и гордо презирает их, веруя в свою исключительность; сознательно идет на преступление и отрекается от идеи насилия...). Свой графический портрет Раскольникова Эрнст Неизвестный назвал «Между крестом и топором».
  3. Мотивы философские, идеологические – теория Раскольникова, главные по замыслу автора мотивы


  1. Какие причины толкают Раскольникова к преступлению?
  2. Какую роль играют сны в романе «Преступление и наказание»?


Теория Раскольникова 

Рис. 1. О. Евсеев. «Преступление и наказание». Часть 1, глава 7. Раскольников после убийства. 1956.

Свое «новое слово» Раскольников сказал в статье «О преступлении», которую написал за полгода до изображаемых событий. Об идее-теории Раскольникова читатель впервые узнает из пересказа Порфирием Петровичем его (Раскольникова) статьи, то есть через «чужое» утрирующее и провоцирующее сознание, вызывающее Родиона на диалог. Раскольников, в свою очередь, излагает основные положения своей теории, а его все время перебивает репликами Порфирий Петрович. 

 

Раскольников считает, что все человечество можно разделить на две категории:

  • «материал» – люди ничем выдающиеся, простые и заурядные, ими легко управлять;
  • «Наполеоны» – люди особенные, благодаря им мир и строился, они определяют, что делать можно, а чего нельзя.

 

Признавая равное право обеих категорий на существование, герой тем не менее считает, что историю двигают представители второго разряда — «собственно люди». Теория Раскольникова утверждает имеющееся состояние мира как единственно возможное, оправдывает его, а значит, освобождает человека от морального стыда перед уродствами жизни, от сострадания к несчастным, от нравственных усилий по улучшению общества.

 

В теории Раскольникова, в основном повторяющей все новейшие буржуазные теории, оригинальным является только разрешение крови по совести, освобождение преступника не только от общественного суда, но и от суда нравственного закона, жи­вущего внутри человека. Раскольников считает, что те, кто «право имеет», изначально лишены этого нравственного закона, и именно в этом видит их превосходство. Отсутствие совести становится родовым признаком гения, сверхчеловека. Совесть же признаётся принад­лежностью рабов, атрибутом «тварей дрожащих», средством нравственного порабощения слабых. Ф.М. Достоевский не оспаривает идеи Раскольникова теоретически. Он показывает результаты воплощения их в жизни, предлагая читателю «по плодам» оценить их сущность.

 

В.Я. Кирпотин утверждает, что теория Раскольникова повторяет противоречия его сознания, его натуры. Он выделяет в теории героя два комплекса мотивов: наполеоновские и мессианские, дает образные, метафорические имена Раскольникову – Наполеон и Мессия, Великий Инквизитор и Христос.

Таблица 1. Сравнение наполеоновских и мессианских идей.

Комплекс наполеоновских идей

Комплекс мессианских идей

1. Идея исключительной личности, деление людей на «обычных» и «необычных». Раскольников ценой преступления мечтает проверить самого себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

1. Идея Мессии – спасителя человечества. Раскольникову кажется, что он призван изменить этот мир, утешить род человеческий в его страданиях.

2. Идея демонической власти, власти авторитета, исключительной личности над толпой. Подобная власть по Раскольникову – знак избранничества, признание незаурядности человека («Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником...»).

2. Идея насильственного добра. В.Я. Кирпотин утверждает, что в черновиках романа мотив демонической власти был усилен и трансформировался в теорию Раскольникова, в идею насильственного добра: «Люди – пигмеи... Надо властвовать. Для цели...сгрести их в руки, а потом делать им добро».

3. Идея вседозволенности. Исключительный человек презирает те нравственные законы, по которым живет людской муравейник, он не руководствуется ими. Он по ту сторону от добра и зла. Ему все позволено, вплоть до пролития крови себе подобных.

3. Идея «крови по совести». Раскольников ограничивает идею вседозволенности, он разрешает не всякое преступление, а только во имя спасения человечества, так возникает главная и кощунственная идея его теории – «кровь по совести».

 

Наполеоновские идеи – не оригинальная часть теории Раскольникова. Они появились в европейской философии и культуре XIX века, в эпоху становления европейской модели капитализма. Эти идеи были знакомы Ф.М. Достоевскому по книгам Штирнера, Наполеон III, «История Юлия Цезаря». На философском уровне эти идеи повторит в своих трудах Ницше («Так говорит Заратустра», «Генеалогия морали» и др.). «Дневник нигилиста» Ницше – отклик на «Бесы» Ф.М, Достоевского. От ницшеанской идеи сверхчеловека в XX веке Европа и человечество шагнули к идее сверхнации (как философское оправдание фашизма).

 

Образ Раскольникова был задуман как образ русского мыслителя, русского Наполеона. Потому главными идеями в его теории стали мессианские идеи и в подтексте всего романа культ Христа. Однако мессианские идеи не оправдывают Раскольникова. Идея «крови по совести» так же преступна, как и утверждение вседозволенности. Ф.М. Достоевскому очень близка гуманистическая философия человека, воплощенная в творчестве А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – две вещи несовместные...» («Моцарт и Сальери»).


  1. В чем суть теории Раскольникова? Как Раскольников объясняет смысл статьи Порфирию Петровичу и Разумихину? Какой была реакция собеседников на его рассуждения?
  2. Какой смысл носит прямое цитирование «дрожащей твари» из «Подражаний Корану» А.С. Пушкина в идейной структуре романа? Какое переосмысление претерпевает это понятие в восприятии Раскольникова?
  3. Почему Раскольников не может обосновать свою идею о праве сильной личности в разговоре с Соней?
  4. В чем состояла «ошибка» теории Раскольникова? К какому «разряду» людей по этой теории относится он сам, его мать и сестра, Соня и Лизавета?


Наказание Раскольникова

Болезненное состояние Раскольникова в момент и после преступления было предсказано ещё в его статье. Он не угадал только силы и степени этой болезни. Но главным последствием становится не болезнь, а чувство отчуждённости от людей, невыносимое одиночество, обрушившееся на Раскольникова. 

 

Вид Петербурга, всегда казавшийся герою холодным, теперь укрепляет преступника в его гордыне. Незримо присутствующий в пейзаже образ Петра I — одного из великих свершителей и кровопроливцев словно берёт под опеку своего последователя. Раскольников отвергает сострадание людей, не хочет признать себя одним из них, готовится к борьбе за статус «право имеющего». И в ответ на гордыню рассудка кричит нечеловеческими голосами его загнанная в адские без­дны душа. Ф.М. Достоевский показывает, что самым страшным наказанием героя становится нестерпимая душевная мука, много раз приводящая Раскольникова на грань самоубийства.

 

В психологическом плане Раскольников ведет себя как обычный преступник: он панически боится уголовного наказания и жаждет освободиться от тайны преступления, постоянно совершает провокации против самого себя. Раскольников понимает, что преступление уводит его от мира людей: «он словно ножницами отрезал себя от мира людей». Особенно мучительны для героя встречи с матерью и сестрой, самыми близкими – таковы нравственные последствия преступления. В трудные дни после преступления в жизни героя была одна минуточка света, связывающая его с людьми – эпизод, когда Поленька целует его (поцелуй ребенка – благодарение всей семьи Мармеладовых). К выводам, сделанным Писаревым следует добавить философские итоги, сокрушающие Раскольникова: герой по-прежнему верит в свою теорию, но разочаровался в самом себе («Я не старушонку убил, я себя убил...»). Пропала вера в собственную исключительность.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему Раскольникову не удается встать над людьми?
  2. Почему переустройство мира «по логике» оказывается невозможным? В чем суть нравственного кризиса героя?
  3. В разговоре с каким героем Раскольников наиболее полно объясняет свою теорию?
  4. Как Петербург влияет на персонажа после совершения преступления?
  5. Как сны Раскольникова отражают его внутреннее состояние и определяют его характер?


Предыдущий урок
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Композиция. Особенности языка. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова.
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.А. Некрасов. Поэт-реформатор. Лирика. Основные темы и мотивы
Русская литература XIX века
  • Мейоз

    Биология

  • Разложение на множители суммы и разности кубов

    Алгебра

  • Наследственная изменчивость, наследственные болезни

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке