- Проблематика романа «Преступление и наказание»
- Истоки преступления Раскольникова
- Теория Раскольникова
- Наказание Раскольникова
- Знать тематику и проблематику романа «Преступление и наказание»
- Уметь анализировать художественное произведение, мотивы главного героя
- Почему роман Ф.М. Достоевского называют «полифоничным»?
- Как появилась задумка романа «Преступление и наказание»?
Проблематика романа «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание», как и большинство произведений Ф.М. Достоевского, многопроблемен. В нем раскрываются такие значимые для русского общества вопросы, как социальная несправедливость, положение «униженных и оскорбленных» городских низов, вынужденных влачить жалкое существование, продавать за кусок хлеба для голодных детей девичью честь, поступаться своими чувствами (Мармеладовы, Соня, Дуня и др.). Автор и его герой глубоко возмущены современным им состоянием общества, в котором человек не находит сочувствия и поддержки.
В романе поставлены и глобальные философские проблемы. Главный герой, стремясь принести добро, увлекается порочной теорией сверхчеловека, мечтает стать сильной личностью, даже ценой совершения преступления, убивает не только старуху-процентщицу, но и совершенно невинную Лизавету. Ф.М. Достоевский разоблачает несостоятельность этой теории и заставляет страдать героя, страданиями искупать совершенный грех, смирить гордыню. Писатель открывает герою истинные ценности, исповедуемые Соней: веру в Бога, христианское смирение и покаяние.
Герои романа не только воспринимают мир, их окружающий, но активно участвуют в споре о смысле человеческого бытия по ключевой для Ф.М. Достоевского проблеме бога и мирового зла. Автор и читатель оказываются в орбите этого спора, в процессе спора рождается истина. Читатель и автор свободно принимают позицию того или иного героя.
В каждом романе в хоре многих голосов преобладают два голоса, они формируют философские проблемы и мотивы романа, их судьба составляет основной романный сюжет и метафорический сюжет (Раскольников и Соня). Главный философский диалог в романе, с которым связаны образы Раскольникова и Сони, соединяет комплекс мотивов: бог и мировое зло, вера и неверие, грех и возмездие, преступление и наказание, грехопадение и путь к воскресению заблудшей души. Все эти проблемы решены в романе с позиций почвеннической философии Ф.М. Достоевского. В этом романе с особой декларативностью выражена заветная мечта писателя о пути русской интеллигенции Раскольниковых к народу. Народное религиозно-нравственное сознание олицетворяют в романе Миколка, Лизавета и Соня.
Главная трагическая ситуация, воплощенная в каждом романе – «мир на пороге Апокалипсиса» (апокалипсис – откровение Иоанна Богослова, мир на пороге конца человеческой цивилизации). В романе тема апокалипсиса – эпилог романа «Сны Раскольникова» на каторге. Метафорично апокалипсис носят в своей душе герои романа, носители атеистического сознания, способные к бунту и преступлению (безбожники). Роман «Преступление и наказание» – историософский роман о настоящей русской жизни и об искомом пути спасения современного человека через возрождение «мертвой души» (приход к Богу).
Историософские проблемы, почвеннические идеи связаны и с социальной проблематикой романа. В русской жизни 60-70х годов. Ф.М. Достоевский уловил черты разложения и глубочайший кризис нравственной, духовной культуры человека. Он обнажает социальные язвы в жизни Петербурга, всей России в эпоху становления русского капитализма: рост богатства, денежного могущества одних и потрясающая нищета большинства городского населения, рост преступности, пьянства, проституция как главная психологическая нота в поведении современного человека, всеобщая продажность (все продается и все покупается), человек, его душа, брошенная на чудовищный аукцион. Ф.М. Достоевский с негодованием пишет о ростовщичестве – социальной примете времени, о проституции как постыдной профессии для девушки и женщины.
Исследователь В.Б. Шкловский отмечает, что в романе «Преступление и наказание» отсутствуют черты детективного жанра (когда и читатель, и детектив не знают, кто преступник). Читатель знает, как готовилось преступление, следователь Порфирий Петрович, прочитав статью Раскольникова, увидел в нем потенциального преступника (следователь выявил в нем преступника, когда он упал в обморок при чтении криминальных новостей о его убийстве). Понять роман, как считает В.Б. Шкловский, значит ответить на два вопроса:
1) каковы мотивы преступления Раскольникова
2) каковы психологические, нравственные, философские последствия его бунта.
- Какие проблемы поднимает в своём романе Ф.М. Достоевский
- В чём заключается понимание романа «Преступление и наказание» по мнению В.Б. Шкловского?
Истоки преступления Раскольникова
Д.И. Писарев обратил внимание на социальные мотивы преступления («причина не в уме, а в кармане»): герой унижен бедностью, в жизненных тупиках бьются окружающие его люди. Критик-демократ объясняет преступление средой, обстоятельствами жизни. Его справедливые выводы не вполне соответствовали философии преступления в романе. Ф.М. Достоевский не раз говорил: «во всем уповая на среду, мы снимаем с человека нравственную ответственность за совершенные поступки». Важнейший мотив романа – нравственная ответственность человека за мысль, слово, поступок перед своей совестью, Богом и людьми. С точки зрения автора первопричина преступления – теория Раскольникова.
Образ Раскольникова – это трагический образ русского философа, оказавшегося в плену его преступных идей. Родион Романович Раскольников – бывший студент из Петербурга, ему 23 года. Отец героя умер несколько лет назад, из родственников у него осталась мать – Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Раскольников живет крайне бедно, одевается в поношенную одежду. Внешне он привлекателен – Родион высок, строен, у него темные волосы и бледное лицо с тонкими чертами. Из-за нехватки денег герой бросил учебу в университете. Он учился на юридическом факультете петербургского университета. Во время учебы он подрабатывал частными уроками для детей. По мнению других персонажей, Раскольников интересный и умный человек. Он заботливый сын и брат.
У истоков преступления Раскольникова – статья о праве на преступление, соединившая мысли и слово. Герой проходит 9 этапов преступления:
- Статья.
- Первый визит к старухе-процентщице.
- Разговор студента с офицером в трактире.
- Проба, с которой начинается роман. В 1865 году в русском переводе был опубликован исторический трактат Наполеона III «История Юлия Цезаря», в предисловии автор писал о незаурядном человеке, о его праве и вседозволенности. Эти идеи очень обсуждались в русском обществе, и статья Раскольникова – тоже отклик на эту статью. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что подобные умонастроения типичны для того времени (что подтверждает разговор в трактире между офицером и студентом).
- Отречение от преступления, т.к. теория, которая уже выкристаллизовалась в его голове, она противна его натуре (конфликт ума и сердца, теории и человеческой натуры).
- Встреча с Мармеладовыми.
- Письмо от матери.
- Встреча на бульваре с опозоренной девочкой.
- Сон о лошади.
Раскольников решается пойти на преступление по ряду причин, которые можно сформировать на следующие группы:
Социальные:
- нищета, бедственное положение героя;
- желание помочь семье и закончить университет;
- желание помочь всем «униженным и оскорбленным».
Философские:
- деление человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих»;
- разрешение «крови по совести»;
- желание свободы и власти.
Психологические:
- душевные муки героя;
- уверенность в своей исключительности, желание испытать себя
Первый сон Раскольникова на Петровском острове – кульминация сюжетной линии «Раскольников в мире униженных и оскорбленных». Сон есть следствие глубочайшего душевного напряжения. В сознании Раскольникова соединились судьбы семейства Мармеладовых и собственной семьи. Он сравнивает жребий Дуни и жребий Сони, а себя самого с Мармеладовым. Он стоит перед выбором между постыдным смирением Мармеладова, принявшего жертву Сонечки, и поступком активным, бунтующим.
Исследователь В.Я. Кирпотин состояние Раскольникова сравнивает с состоянием Гамлета, решающего вопросы жизни и смерти: быть или не быть (Гамлет: «О мысль моя, отныне ты кровавой быть должна, иль грош тебе цена?»).
Сны в романах Ф.М. Достоевского выполняют три основные функции:
- Сюжетная – они предвосхищают эпизоды сюжета или становятся философским эпилогом к ним.
- Психологическая функция – в снах показана диалектика сознания и подсознания, образы памяти и фантазии, фантасмагория сновидения, устремление героя к желаемому.
- Сны ведут к пониманию символико-философских мотивов сюжета и метафорического сюжета. Сны всегда кризисны для героев, они ведут к катарсису (сны Раскольникова) или увлекают в бездну греха и падения (сны Свидригайлова). Все сны Раскольникова имеют литературную основу, проявляют круг его чтения (комментарий Белова к роману).
Первый сон Раскольникова восходит к стихотворению Н.А. Некрасова «О погоде», 1 часть, раздел до сумерек, где поэт показывает безобразную сцену истязания лошади. Ф.М. Достоевский дважды обращается к этому эпизоду. Первый сон Раскольникова и слова Ивана Карамазова брату Алеше об удивительных некрасовских стихах. В устах Ивана некрасовское стихотворение получает очень емкую и универсальную оценку: «это русизм». Эта оценка совпадает с представлениями Ф.М. Достоевского о русском характере. Русский человек «широк» и в добре, и в зле, неукротим, во всем доходит до крайности.
Сны Раскольникова соединяют образы прочитанных книг, реальные впечатления жизни, его мечты, идеи, бунтующие даже в его сознании. Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, В. Гюго, Вольтер и главные книги, вдохновенным читателем которых был Раскольников – Библия, Коран.
Библейские мотивы возникают в эпилоге, в сибирских просторах Раскольников присутствие «стад Авраамовых». Болезненные сны на каторге передают картины гибели человеческой цивилизации. По вине людей бесноватых, одержимых «трихинами безумия» – идеями, которые смущают и самого Раскольникова. В этих снах возникают образы Апокалипсиса, соединяющие философскую прозу Вольтера и откровение Иоанна Богослова.
В грезах Раскольникова перед преступлением возникает образ чистой родниковой воды, оазиса в пустыне, восходящий и к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и к первоисточнику – Корану. Раскольникову известен пушкинский цикл «Подражание Корану», где возникает образ дрожащей твари. Убийство старухи – мотивы «Пиковой дамы».
Первый сон Раскольникова основан на символических образах. Ф.М. Достоевский воссоздает русское пространство и образы-символы русской судьбы. Окрестности провинциального городка, проселочная дорога, размытая дождями, израненная колесами, пыльная, грязная. Она идет мимо придорожного кабака к кладбищу и кладбищенскому храму. Среди цветообразов доминируют серые, черные, красные цвета, зеленый купол храма.
Раскольников трижды проходит через испытание грехом – проба, сон и само преступление. Всякий раз Раскольников отрекается от греха, чувствуя его противоестественность, внутреннее несогласие с преступлением. Преступление уводит Раскольникова из мира людей, отречение от преступления возвращает к людям и Богу.
Сон становится для Раскольникова катарсисом, он вновь отрекается от идеи преступления и молитва рождается на его устах: «Господи...укажи мне путь мой... а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Раскольников ищет этот путь, он идет к людям, но он трагически приговорен к совершению преступления, у него уже нет свободы воли и рассудка, даже день и час определяется помимо его воли.
В каждом эпизоде предыстории и всей первой части романа автором обнажено диалектическое единство разных мотивов:
- Мотивы объективные социальные – обстоятельства жизни героя и страдания окружающих.
- Психологические субъективные мотивы. Болезненная противоречивость сознания и психологии Раскольникова (он верит в Бога и не верит; самоотверженно любит людей и гордо презирает их, веруя в свою исключительность; сознательно идет на преступление и отрекается от идеи насилия...). Свой графический портрет Раскольникова Эрнст Неизвестный назвал «Между крестом и топором».
- Мотивы философские, идеологические – теория Раскольникова, главные по замыслу автора мотивы
- Какие причины толкают Раскольникова к преступлению?
- Какую роль играют сны в романе «Преступление и наказание»?
Теория Раскольникова

Свое «новое слово» Раскольников сказал в статье «О преступлении», которую написал за полгода до изображаемых событий. Об идее-теории Раскольникова читатель впервые узнает из пересказа Порфирием Петровичем его (Раскольникова) статьи, то есть через «чужое» утрирующее и провоцирующее сознание, вызывающее Родиона на диалог. Раскольников, в свою очередь, излагает основные положения своей теории, а его все время перебивает репликами Порфирий Петрович.
Раскольников считает, что все человечество можно разделить на две категории:
- «материал» – люди ничем выдающиеся, простые и заурядные, ими легко управлять;
- «Наполеоны» – люди особенные, благодаря им мир и строился, они определяют, что делать можно, а чего нельзя.
Признавая равное право обеих категорий на существование, герой тем не менее считает, что историю двигают представители второго разряда — «собственно люди». Теория Раскольникова утверждает имеющееся состояние мира как единственно возможное, оправдывает его, а значит, освобождает человека от морального стыда перед уродствами жизни, от сострадания к несчастным, от нравственных усилий по улучшению общества.
В теории Раскольникова, в основном повторяющей все новейшие буржуазные теории, оригинальным является только разрешение крови по совести, освобождение преступника не только от общественного суда, но и от суда нравственного закона, живущего внутри человека. Раскольников считает, что те, кто «право имеет», изначально лишены этого нравственного закона, и именно в этом видит их превосходство. Отсутствие совести становится родовым признаком гения, сверхчеловека. Совесть же признаётся принадлежностью рабов, атрибутом «тварей дрожащих», средством нравственного порабощения слабых. Ф.М. Достоевский не оспаривает идеи Раскольникова теоретически. Он показывает результаты воплощения их в жизни, предлагая читателю «по плодам» оценить их сущность.
В.Я. Кирпотин утверждает, что теория Раскольникова повторяет противоречия его сознания, его натуры. Он выделяет в теории героя два комплекса мотивов: наполеоновские и мессианские, дает образные, метафорические имена Раскольникову – Наполеон и Мессия, Великий Инквизитор и Христос.
Таблица 1. Сравнение наполеоновских и мессианских идей.
Комплекс наполеоновских идей
|
Комплекс мессианских идей
|
1. Идея исключительной личности, деление людей на «обычных» и «необычных». Раскольников ценой преступления мечтает проверить самого себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
|
1. Идея Мессии – спасителя человечества. Раскольникову кажется, что он призван изменить этот мир, утешить род человеческий в его страданиях.
|
2. Идея демонической власти, власти авторитета, исключительной личности над толпой. Подобная власть по Раскольникову – знак избранничества, признание незаурядности человека («Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником...»).
|
2. Идея насильственного добра. В.Я. Кирпотин утверждает, что в черновиках романа мотив демонической власти был усилен и трансформировался в теорию Раскольникова, в идею насильственного добра: «Люди – пигмеи... Надо властвовать. Для цели...сгрести их в руки, а потом делать им добро».
|
3. Идея вседозволенности. Исключительный человек презирает те нравственные законы, по которым живет людской муравейник, он не руководствуется ими. Он по ту сторону от добра и зла. Ему все позволено, вплоть до пролития крови себе подобных.
|
3. Идея «крови по совести». Раскольников ограничивает идею вседозволенности, он разрешает не всякое преступление, а только во имя спасения человечества, так возникает главная и кощунственная идея его теории – «кровь по совести».
|
Наполеоновские идеи – не оригинальная часть теории Раскольникова. Они появились в европейской философии и культуре XIX века, в эпоху становления европейской модели капитализма. Эти идеи были знакомы Ф.М. Достоевскому по книгам Штирнера, Наполеон III, «История Юлия Цезаря». На философском уровне эти идеи повторит в своих трудах Ницше («Так говорит Заратустра», «Генеалогия морали» и др.). «Дневник нигилиста» Ницше – отклик на «Бесы» Ф.М, Достоевского. От ницшеанской идеи сверхчеловека в XX веке Европа и человечество шагнули к идее сверхнации (как философское оправдание фашизма).
Образ Раскольникова был задуман как образ русского мыслителя, русского Наполеона. Потому главными идеями в его теории стали мессианские идеи и в подтексте всего романа культ Христа. Однако мессианские идеи не оправдывают Раскольникова. Идея «крови по совести» так же преступна, как и утверждение вседозволенности. Ф.М. Достоевскому очень близка гуманистическая философия человека, воплощенная в творчестве А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – две вещи несовместные...» («Моцарт и Сальери»).
- В чем суть теории Раскольникова? Как Раскольников объясняет смысл статьи Порфирию Петровичу и Разумихину? Какой была реакция собеседников на его рассуждения?
- Какой смысл носит прямое цитирование «дрожащей твари» из «Подражаний Корану» А.С. Пушкина в идейной структуре романа? Какое переосмысление претерпевает это понятие в восприятии Раскольникова?
- Почему Раскольников не может обосновать свою идею о праве сильной личности в разговоре с Соней?
- В чем состояла «ошибка» теории Раскольникова? К какому «разряду» людей по этой теории относится он сам, его мать и сестра, Соня и Лизавета?
Наказание Раскольникова
Болезненное состояние Раскольникова в момент и после преступления было предсказано ещё в его статье. Он не угадал только силы и степени этой болезни. Но главным последствием становится не болезнь, а чувство отчуждённости от людей, невыносимое одиночество, обрушившееся на Раскольникова.
Вид Петербурга, всегда казавшийся герою холодным, теперь укрепляет преступника в его гордыне. Незримо присутствующий в пейзаже образ Петра I — одного из великих свершителей и кровопроливцев словно берёт под опеку своего последователя. Раскольников отвергает сострадание людей, не хочет признать себя одним из них, готовится к борьбе за статус «право имеющего». И в ответ на гордыню рассудка кричит нечеловеческими голосами его загнанная в адские бездны душа. Ф.М. Достоевский показывает, что самым страшным наказанием героя становится нестерпимая душевная мука, много раз приводящая Раскольникова на грань самоубийства.
В психологическом плане Раскольников ведет себя как обычный преступник: он панически боится уголовного наказания и жаждет освободиться от тайны преступления, постоянно совершает провокации против самого себя. Раскольников понимает, что преступление уводит его от мира людей: «он словно ножницами отрезал себя от мира людей». Особенно мучительны для героя встречи с матерью и сестрой, самыми близкими – таковы нравственные последствия преступления. В трудные дни после преступления в жизни героя была одна минуточка света, связывающая его с людьми – эпизод, когда Поленька целует его (поцелуй ребенка – благодарение всей семьи Мармеладовых). К выводам, сделанным Писаревым следует добавить философские итоги, сокрушающие Раскольникова: герой по-прежнему верит в свою теорию, но разочаровался в самом себе («Я не старушонку убил, я себя убил...»). Пропала вера в собственную исключительность.
Контрольные вопросы
- Почему Раскольникову не удается встать над людьми?
- Почему переустройство мира «по логике» оказывается невозможным? В чем суть нравственного кризиса героя?
- В разговоре с каким героем Раскольников наиболее полно объясняет свою теорию?
- Как Петербург влияет на персонажа после совершения преступления?
- Как сны Раскольникова отражают его внутреннее состояние и определяют его характер?