Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Лирика. Основные темы и мотивы

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Лирика. Основные темы и мотивы. «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Мaтepь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание»

План урока

  • Слово о М.Ю. Лермонтове
  • Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
  • Стихотворение «Валерик»
  • Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…»
  • Стихотворение «Сон»
  • Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…»
  • Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
  • Стихотворение «Завещание»

Цели урока

  • Знать биографию М.Ю. Лермонтова, периодизацию его творчества
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

Поэт М.Ю. Лермонтов прожил недолгую жизнь. Но всего за 26 лет он успел создать новаторский психологический роман, опубликовать поэтический сборник, написать не один десяток стихотворений. Он любил А.С. Пушкина и не любил выходы в свет. Поэт был наделен особым даром, но так и не был принят обществом.

  • Как вы думаете, какие основные темы присутствуют в творчестве М.Ю. Лермонтова?

 

Слово о М.Ю. Лермонтове

Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837 г. Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837 г.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в семье офицера. Так как будущий поэт рано лишился матери, его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она забрала горячо любимого внука в усадьбу Тарханы Пензенской губернии. Там поэт близко познакомился не только с красотой родной природы, но также узнал и полюбил русские песни и сказания, народные былины. Бабушка души не чаяла в своём внуке, поэтому приложила огромные усилия, чтобы мальчик получил хорошее образование. М.Ю. Лермонтов овладел в совершенстве французским, английским и немецким языками, играл на скрипке и флейте, хорошо рисовал. Поэт рос болезненным ребёнком, поэтому Е.А. Арсеньева два раза в год посещала с внуком Кавказ, пейзажи которого поразили юного М.Ю. Лермонтова, что отразилось в его творчестве. 

Рис. 2. Неизвестный художник. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Рис. 2. Неизвестный художник. Лермонтов в детстве. 1820-1822.

Молодой поэт обучался в Московском благородном университете, а в сентябре 1830 году зачислен в Московский университет. М.Ю. Лермонтов отучился в университете чуть больше года, но решил связать свою жизнь с военной службой. В 1832 году он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которая сделала поэта образованным офицером с широким кругозором. В 1834 году М.Ю. Лермонтов начал службу в Гусарском полку в Царском селе.

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837. Рис. 3. М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837.

М.Ю. Лермонтов рано начал писать. Сохранились первые поэтические опыты четырнадцатилетнего мальчика. Кумиром для него был А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, звучавшие в пушкинских стихах. Гибель кумира потрясла М.Ю. Лермонтова, он посвятил этому событию стихотворение «Смерть поэта» (1837). Это стихотворение сделало поэта не только узнаваемым и любимым читателям того времени, но и послужило поводом для ссылки поэта на Кавказ. В этой ссылке поэт создаст своё знаменитое произведение «Бородино» (1837).

 

Благодаря стараниям бабушки поэт возвращается в Петербург в 1838 году и восстанавливается на службе. Его творчество с данного момента будет связано с редакцией журнала «Отечественные записки». 

Рис. 4. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841 годы. Рис. 4. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841 годы.

В 1840 году М.Ю. Лермонтов был снова сослан на Кавказ, на этот раз причиной послужила дуэль. Через год поэт, возвращаясь в Петербург, встретил своего давнего товарища Николая Соломоновича Мартынова. Между ними произошёл неприятный инцидент (М.Ю. Лермонтов зло пошутил над Н.С. Мартыновым), который привёл к дуэли, ставшей для поэта роковой. М.Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 года в Пятигорске.

 

М.Ю. Лермонтов с детства очень интересовался историей. Слушал увлекательные рассказы крепостных, бывших солдат, своих родственников, побывавших на войне. Впоследствии всю жизнь поэт был обеспокоен судьбой Родины. Он хорошо знал и любил историю России, что нашло отражение во многих его произведениях, например в стихотворении «Бородино».


  1. Кто занимался воспитанием М.Ю. Лермонтова?
  2. Где прошло детство поэта?
  3. Чьё творчество больше всего повлияло на первые поэтические опыты М.Ю. Лермонтова?


 

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

 

Лирика М.Ю. Лермонтова разносторонняя и разноплановая, среди которых можно выделить следующие темы:

 

  • Одиночество, которое поэт воспринимает как естественное состояние.
  • Человек в толпе. Поэт часто критикует современное общество, которое мелочно и тщеславно.
  • Родина. М.Ю. Лермонтов любит родину, любит красоту родной природы, противопоставляя Родину и государство друг другу.
  • Любовь, которая у лирического героя всегда не взаимна и связана со страданием.

 

Примечательно и жанровое многообразие, которое присутствует в лирике М.Ю. Лермонтова. Среди его стихотворений есть элегии, романсы, баллады, поэмы.

 

Элегия «Выхожу один я на дорогу…»

Рис. 5. Н. Устинов. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...» Рис. 5. Н. Устинов. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...»

Обозначенные темы творчества М.Ю. Лермонтова обнаруживаются в элегии «Выхожу один я на дорогу…», которое написано в 1841 году. Оно написано во время второй ссылки М.Ю. Лермонтова на Кавказ, как и стихотворение «Сон». Элегия опубликована посмертно в «Отечественных записках». 

 

Лирический герой рефлексирует о жизни, подводя её итоги. Людская толпа его утомила, герой стремиться к тому, чтобы сполна насладиться жизнью. Реализация этого желания воплощается через единения героя с природой. Образы стихотворения направлены на раскрытие героя, его внутреннего мира, его мыслей и переживаний.

 

Композиция стихотворения кольцевая, она последовательно раскрывает размышления героя. Оно открывается величественной картиной Божьего мира, красота и гармония которого осознается лирическим героем.

 

Ночная, спящая земля тиха и пустынна, ее покой хранит свет далеких звезд. Дорога, туман, ночь, пустыня, звезда – образы-символы стихотворений М.Ю. Лермонтова, которые встречаются во всех его произведениях. Гармония Вселенной восхищает лирического героя, но слиться с ней он не может.


  1. Что символизирует в финале стихотворения образ дуба-великана?
  2. Какова идея этого стихотворения?


Стихотворение «Валерик»

 

Стихотворение «Валерик» написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Сюжет произведения описывает битву на реке Валерик, участником которого был поэт. Это сражения было первым для молодого М.Ю. Лермонтова, поэтому произвело сильнейшее впечатление на него. Свои переживания он отразил в тексте и адресовал своей возлюбленной Варваре Лопухиной. 

 

Жанр стихотворения – послание. Поэт объединяет две темы: война и любовь, которые являются образом смерти и жизни. Лирический герой осознаёт бессмысленность войны. Беспощадная война показывает ему насколько хрупкая жизнь. Его особенность в переплетении военной и любовной лирики.


Как раскрывается в стихотворении протест М.Ю. Лермонтова против войны?


Элегия «Как часто пестрою толпою окружен…»

Рис. 6. «1-е Января». Офорт Т. А. Мавриной. 1941. Рис. 6. «1-е Января». Офорт Т. А. Мавриной. 1941.

Стихотворение написано в 1840 году после посещения костюмированного бала, на котором М.Ю. Лермонтов чувствовал себя неуютно: светские разговоры окружающих казались ему пустыми и бессмысленными. Присутствовавший на балу Николай I счёл позднее произведение за личное оскорбление.

 

Жанр стихотворения – элегия с элементами сатиры. В основе лежит идея о противопоставлении человека и толпы. Поэт обличает лицемерие и бездушие светского общества своего времени.

 

Основная тема стихотворения – духовная пустота окружения поэта. Произведение имеет рамочную композицию, то есть первая и последняя часть стихотворения имеют общее настроение и перекликаются между собой.

Стихотворение «Сон»

 

Стихотворение «Сон» поэт написал незадолго до своей гибели в 1841 году. М.Ю. Лермонтов много пишет в тот период: его друг Владимир Одоевский перед второй ссылкой дарит М.Ю. Лермонтову блокнот, который просит вернуть наполненным стихами.

 

Стихотворение было опубликовано посмертно в журнале «Отечественные записки». Оно посвящено теме смерти.

 

Композиция стихотворения кольцевая и состоит из двух частей. В первой лирический герой, смертельно раненый, наблюдает за своим телом, которое вместе с кровью покидает жизнь. Пейзажи Дагестана к нему враждебны, он оказался здесь не по своей воле.

 

Во второй части герой видит сон, где на пиру юные жены говорят о нём. Среди них только одна сидит задумчиво, её образ противопоставлен другим. Душа героини погружена в сон, в котором в долинах Дагестана лежит труп с дымящейся раной в груди.

 

Один из известнейших русских литературоведов, Б.М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М.Ю. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…»


Какие приемы использует поэт в данном стихотворении при описании ранения героя?


Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…»

Рис. 7. Р. Уэстолл. Джордж Гордон Байрон. 1813. Рис. 7. Р. Уэстолл. Джордж Гордон Байрон. 1813.

Это стихотворение поэт пишет к своему восемнадцатилетию в 1832 году. В печать оно вышло после смерти М.Ю. Лермонтова в 1845 году. 

 

С ранних лет автор увлекался творчеством Джорджа Гордона Байрона, изучал его биографию. В ней он находил множество сходств с самим собой. Раннее творчество поэта оказалось под сильным влиянием творчества английского романтика.

 

Жанр: элегия или дума. Темой стихотворения является привычное для М.Ю. Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Поэт приходит к выводу, что их схожесть видна только на первый взгляд.

 

В отличие от Байрона М.Ю. Лермонтов определяет назначение поэта в том, чтобы достучаться до людей. На этом пути его ожидают лишь страдания.

 

Судьба поэта «с русскою душой» более трагична:

 

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;

 


Как можно охарактеризовать лирического героя стихотворения?


 

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Рис. 8. М.Ю. Лермонтов. В.А. Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель 1835–1838. Рис. 8. М.Ю. Лермонтов. В.А. Лопухина (в замужестве Бахметева). Акварель 1835–1838.

В творчестве М.Ю. Лермонтова несколько стихотворений с название «Молитва». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») написана в 1837 году. Многие исследователи творчества поэта считают, что стихотворение посвящено Варваре Лопухиной.

 

Это монолог лирического героя, в которой он обращается к Божией матери с просьбой не для себя, а для возлюбленной. Герой просит, чтобы она была «окружена счастьем». Себя же он считает недостойным, определяя свою душу «пустынной».

 

Главная тема – тема любви. Молитва» – шедевр любовной лирики М.Ю. Лермонтова. В стихах дышит благоговейная любовь, что позволяет по праву называть их гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

 

Поэт в этой молитве глубоко народен, поскольку давно заметил, что русская молитва – это в основном молитва Богоматери и только через Нее ко Христу.


Как вы можете охарактеризовать речь героя в стихотворении?


Стихотворение «Завещание»

 

Стихотворение «Завещание» написано М.Ю. Лермонтовым за год до смерти и содержит много автобиографичных деталей. По словам В. Г. Белинского, «…это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный…»

 

Жанр произведения – послание, которое композиционно можно разделить на две части. Лирический герой произведения – раненый солдат. Он пишет письмо своему другу, потому что понимает, что жить ему осталось недолго и хочется перед кем-то раскрыть свою душу.

 

И.Л. Андроников поставил «Завещание» по значимости выше многих других творений поэта: «…стихотворения последнего года, в которых он поднимается еще выше, потому что «Валерик», «Завещание», «Любовь мертвеца», «Спор», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...» раскрывают новые стороны этой великой души».


Каким размером написано стихотворение?


Необычайная искренность, яркая эмоциональность, но при этом глубина постижения жизни и отточенное поэтическое мастерство сочетаются в лучших образцах лермонтовской лирики. Мысль поэта находила воплощение в самых разнообразных стихотворных формах – в лирических медитациях, в стансах, балладах, думах, сатирах, эпиграммах и ораторских монологах.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие основные темы и мотивы развиваются в лирике М.Ю. Лермонтова?
  2. Подумайте, в чем разница между поэтикой А.С. Пушкина и поэтикой М.Ю. Лермонтова?
  3. Каким вы представляете себе лирического героя М.Ю. Лермонтова?
  4. В чем художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова?


Предыдущий урок
Поздний романтизм. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Тема родины
Русская литература XIX века
Следующий урок
Историко-литературный процесс. Русская литература первой половины XIX века. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм
Русская литература XIX века
  • Процессуальные отрасли права (гражданский процесс и конституционное судопроизводство)

    Обществознание

  • Решение задач о движении тела под действием нескольких сил

    Физика

  • А.П. Чехов. Новая драма. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Действующие лица и авторское отношение к ним

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке