Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Бессоюзное сложное предложение. Повторение

Синтаксис и пунктуация

21.12.2024
2469
0

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

На предыдущем занятии мы познакомились с бессоюзными сложными предложениями со значением перечисления. Сегодня на уроке мы поговорим о БСП со значением причины, пояснения и дополнения.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения

Цели урока

  • Знать особенности бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения, дополнения
  • Уметь находить БСП со значением причины, пояснения, дополнения в тексте, правильно расставлять в них знаки препинания

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения


В бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения выделяются две части: одна из частей поясняет предшествующую часть, дополняет её или указывает на причину.

 

Между предикативными частями таких предложений ставится двоеточие.


Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения соотносятся со сложноподчинёнными предложениями с союзами потому что (так как), а именно, то есть, что: 

 

Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь: гнездятся они в лесах северных (В Песков). (… не увидишь (почему?), потому что гнездятся они в лесах северных). – БСП  со значением причины. 

 

Я сразу понял: медведь добывает мёд (В. Арсеньев). (… понял (что?), что медведь добывает мёд). – БСП со значением дополнения. 

 

Нам этот дом показался очень интересным: окна были вытянутой формы, двери украшены необычными узорами. – во второй и третьей частях поясняется значение первой, это БСП со значением пояснения.

 

Интонационная особенность таких предложений заключается в том, что первая часть произносится с понижением голоса, затем следует продолжительная пауза, и вторая часть произносится с обычной завершающей интонацией:


Проанализируем примеры

                                                                       

1)Нечто странное происходило с ним вчера: он постоянно забывал имена знакомых.

 

Перед нами бессоюзное сложное предложение со значением пояснения: вторая часть поясняет содержание первой, между ними можно вставить союз а именно (Нечто странное происходило с ним вчера: (а именно) он постоянно забывал имена знакомых).

 

Схема предложения: [- =]: [- =]. 

 

2)Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Перед нами бессоюзное сложное предложение со значением причины: вторая часть называет причину того, о чём говорится в первой части, между частями можно вставить союз потому что (Я проснулся рано: (потому что) меня разбудила сестра.

 

Схема предложения: [- =]: [= -]. 


Контрольные вопросы:

 

  1. Каковы особенности бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения, дополнения?
  2. Какой знак препинания ставится между предикативными частями БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
  3. Каковы особенности интонации в БСП со значением причины, пояснения, дополнения?


Предыдущий урок
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с неоднородным соподчинением придаточных
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложное предложение с различными видами связи. Постановка знаков препинания на стыке союзов
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Конус

    Геометрия

  • А.И. Солженицын. «Матренин двор»

    Литература

  • Понятие о бессоюзном сложном предложении

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке