На предыдущих занятиях вы познакомились с особенностями СПП с однородным и неоднородным соподчинением придаточных. Сегодня на уроке мы поговорим о СПП с последовательным подчинением придаточных, а также о сочетании соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении.
Желаем успехов в освоении нового материала!
- Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных
- Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении
- Знать особенности сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных
- Уметь расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением придаточных
- Уметь составлять схемы предложений с последовательным подчинением придаточных
- Уметь определять виды связи в предложениях с сочетанием соподчинения и последовательного подчинения
Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных
При последовательном подчинении каждая последующая часть предложения зависит от предыдущей:
что? какую?
Помню, как пошли мы с лесником в дубраву, где в зарослях возле воды держались олени и кабаны (В. Песков).
Обобщённая схема сложноподчинённого предложения с последовательным подчинением будет выглядеть следующим образом:
При последовательном подчинении придаточные части располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части сложноподчинённого предложения; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени; придаточное 3-й степени — от придаточного 2-й степени и т.д.
что? почему?
Я знал, что мне нужно поторопиться, поскольку поезд отправляется через полчаса.
Схема предложения:
Обратите внимание! При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. Между союзами, как правило, ставится запятая:
Мама сказала, что, когда я приду из школы, меня будет ждать сюрприз.
Но если после придаточной части главная начинается с то или так, то запятая не ставится:
Я подумал, что если отец войдёт и спросит, что я здесь делаю, то я расскажу всё как есть.
Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении
В одном сложноподчинённом предложении возможны разные комбинации подчинительной связи:
- Последовательное + однородное соподчинение
- Однородное + последовательное подчинение
- Неоднородное + последовательное + однородное соподчинение и т.д.
Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет (Н. В. Гоголь).
Это предложение с неоднородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных.
Схема данного предложения будет выглядеть следующим образом:
Проанализируем примеры
какой?
1)Мы шли по еле заметной тропинке, что неожиданно
какой?
свернула к речке, у берега которой плескались утки.
Это сложноподчинённое предложение, в нём две придаточные части:
- что неожиданно свернула к речке
- у берега которой плескались утки.
Первая придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова что и является придаточной определительной.
Вторая придаточная часть также является придаточной определительной, но она присоединяется к первой придаточной при помощи союзного слова которой.
Это СПП с последовательным подчинением придаточных.
какой? какой?
Схема предложения: [- =], (что =), (… которой= -).
2)Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами
какое?
небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и
что?
поймешь, почему летний тёплый воздух недвижим,
что?
почему природа настороже (А. Чехов).
Это сложноподчинённое предложение, в нём 4 предикативные части:
- Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо и поймёшь (главная)
- на котором нет ни облачка, ни пятна (придаточное определительное)
- почему летний тёплый воздух недвижим (придаточное изъяснительное)
- почему природа настороже (придаточное изъяснительное)
Это СПП с неоднородным и однородным соподчинением.
Схема предложения: [= сущ., (на котором = ), и =], (почему - =), (почему - =).
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных?
2. Каковы особенности постановки знаков препинания на стыке союзов?
3. В чём, на ваш взгляд, заключается сложность анализа сложноподчинённых предложений с сочетанием соподчинения и последовательного подчинения?