Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Повторение. Часть 2

Синтаксис и пунктуация

21.12.2024
1960
0

Cложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с последовательным подчинением придаточных

На предыдущих занятиях вы познакомились с особенностями СПП с однородным и неоднородным соподчинением придаточных. Сегодня на уроке мы поговорим о СПП с последовательным подчинением придаточных, а также о сочетании соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении.

 

Желаем успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных
  • Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении

Цели урока

  • Знать особенности сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных
  • Уметь расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением придаточных
  • Уметь составлять схемы предложений с последовательным подчинением придаточных
  • Уметь определять виды связи в предложениях с сочетанием соподчинения и последовательного подчинения

Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных


При последовательном подчинении каждая последующая часть предложения зависит от предыдущей: 

 

               что?                                                                          какую?

Помню, как пошли мы с лесником в дубраву, где в зарослях возле воды держались олени и кабаны (В. Песков).


Обобщённая схема сложноподчинённого предложения с последовательным подчинением будет выглядеть следующим образом:

При последовательном подчинении придаточные части располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части сложноподчинённого предложения; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени; придаточное 3-й степени — от придаточного 2-й степени и т.д. 

 

              что?                                                        почему?                                 

Я знал, что мне нужно поторопиться, поскольку поезд отправляется через полчаса.

 

Схема предложения:

Обратите внимание! При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. Между союзами, как правило, ставится запятая: 

Мама сказала, что, когда я приду из школы, меня будет ждать сюрприз. 

 

Но если после придаточной части главная начинается с то или так, то запятая не ставится: 

Я подумал, что если отец войдёт и спросит, что я здесь делаю, то я расскажу всё как есть.

Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении

В одном сложноподчинённом предложении возможны разные комбинации подчинительной связи:

 

  1. Последовательное + однородное соподчинение
  2. Однородное + последовательное подчинение
  3. Неоднородное + последовательное + однородное соподчинение и т.д.

Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет (Н. В. Гоголь).

 

Это предложение с неоднородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных. 

 

Схема данного предложения будет выглядеть следующим образом:


Проанализируем примеры 

                                                                                    какой?

1)Мы шли по еле заметной тропинке, что неожиданно 

                                 какой?

свернула к речке, у берега которой плескались утки.

 

Это сложноподчинённое предложение, в нём две придаточные части:

  1. что неожиданно свернула к речке
  2.  у берега которой плескались утки.

Первая придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова что и является придаточной определительной. 

 

Вторая придаточная часть также является придаточной определительной, но она присоединяется к первой придаточной при помощи союзного слова которой

 

Это СПП с последовательным подчинением придаточных.

                                                какой?                       какой?

Схема предложения: [- =], (что =), (… которой= -).

2)Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами

        какое?

небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и 

                   что?

поймешь, почему летний тёплый воздух недвижим

        что?

почему природа настороже (А. Чехов).

 

Это сложноподчинённое предложение, в нём 4 предикативные части:

  1. Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо и поймёшь (главная)
  2. на котором нет ни облачка, ни пятна (придаточное определительное)
  3. почему  летний тёплый воздух недвижим (придаточное изъяснительное)
  4. почему природа настороже (придаточное изъяснительное)

Это СПП с неоднородным и однородным соподчинением.

 

Схема предложения: [= сущ., (на котором = ), и =], (почему - =), (почему - =).


Контрольные вопросы:

 

1. Каковы особенности сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных?

2. Каковы особенности постановки знаков препинания на стыке союзов?

3. В чём, на ваш взгляд, заключается сложность анализа сложноподчинённых предложений с сочетанием соподчинения и последовательного подчинения?


Предыдущий урок
Виды сложносочиненных предложений
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Понятие о бессоюзном сложном предложении
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Простейшие задачи в координатах

    Геометрия

  • Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Решение задач о движении взаимодействующих тел

    Физика

  • Создание Web-сайта: технологии создания сайта, содержание и структура сайта

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке