Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Понятие о сложном предложении. Средства связи между частями сложного предложения

Синтаксис и пунктуация

30.01.2025
2231
0

Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения

На предыдущем занятии мы с вами поговорили о том, что такое сложное предложение. Сегодня на уроке мы познакомимся с классификацией сложных предложений и узнаем о том, какими бывают средства связи между предикативными частями сложного предложения.

План урока

  • Средства связи между частями сложного предложения
  • Классификация сложных предложений
  • План синтаксического разбора сложного предложения

Цели урока

  • Знать средства связи между частями сложного предложения
  • Знать классификацию сложных предложений
  • Уметь определять тип сложных предложений
  • Уметь выполнять синтаксический разбор сложного предложения

Средства связи между частями сложного предложения

Предикативные части сложного предложения могут быть связаны:

 

1.По смыслу и с помощью интонации (без союзов);

2.По смыслу, с помощью интонации и союзов или союзных слов. 

Классификация сложных предложений

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, сложные предложения делятся на две группы:

 

  • Союзные (предикативные части связаны по смыслу, с помощью интонации и союзов или союзных слов);
  • Бессоюзные (предикативные части связаны по смыслу и с помощью интонации).

 

Сложные союзные предложения также делятся на две группы:

 

  • Сложносочинённые (в них используются сочинительные союзы, которые указывают на равноправие предикативных частей);
  • Сложноподчинённые (в них используются подчинительные союзы и союзные слова, которые указывают на зависимое положение одной предикативной части по отношению к другой).

Общая классификация сложных предложений представлена на схеме.

Части бессоюзного сложного и сложносочинённого предложений равноправны, поэтому на схеме они обозначаются квадратными скобками.


Пример бессоюзного сложного предложения

Это бессоюзное сложное предложение, части соединены по смыслу и с помощью интонации, предикативные части равноправны. 

 

Схема: [-=], [=]. 


Пример сложносочинённого предложения

Это сложносочинённое предложение, части соединены по смыслу, с помощью интонации и сочинительного союза. Предикативные части равноправны. 

 

Схема: [=-], а [=-].


Предикативные части сложноподчинённого предложения неравноправны: одна часть (придаточная) зависит от другой (главной). В схеме главная часть обозначается квадратными скобками, а придаточная – круглыми.


Пример сложноподчинённого предложения

Это сложноподчинённое предложение, части соединены по смыслу, с помощью интонации и подчинительного союза. Предикативные части неравноправны: от одной части можно задать вопрос к другой (я уверил себя, (в чём?) что эта осень первая и последняя в моей жизни). 

 

Схема: [-=], что (- = и =). 


В одном сложном предложении могут быть разные виды связи:

В данном предложении бессоюзная и подчинительная связь. В нём мы видим четыре предикативные части: 1) печален я; 2) нет; 3) запил бы я; 4) мог бы пожать и пожелать. Первые две части связаны между собой бессоюзной связью, вторая с третьей и четвертой – подчинительной, средства связи – союзные слова с кем, кому. Схема данного предложения будет выглядеть следующим образом: [= -]: [=], (с кем = -), (кому = и =). 

Синтаксический разбор сложного предложения

План синтаксического разбора сложного предложения: 

 

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное, повествовательно-побудительное, повествовательно-вопросительное) и по эмоциональной окрашенности (восклицательное или невосклицательное).

2. Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное.  Указать количество и характер предикативных частей: двусоставные; односоставные (указать вид).

3. Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной; сочинительной и бессоюзной; бессоюзной и подчинительной; бессоюзной, сочинительной и подчинительной).

4. Составить схему предложения

5. Объяснить постановку знаков препинания.

 

Обратите внимание! 

 

  1. Если сложное предложение является сложноподчинённым, то нужно определить, к чему относится придаточная часть, чем прикрепляется (союзом или союзным словом); определить вид придаточной части.
  2. Если сложное предложение является сложноподчинённым с несколькими придаточными, то нужно указать главную и придаточные части, указать союзы или союзные слова, с помощью которых присоединяются придаточные; определить вид каждой придаточной части и вид подчинения: соподчинение (однородное или неоднородное), последовательное подчинение, сочетание соподчинения и последовательного подчинения.


Пример синтаксического разбора сложного предложения

  1. Предложение повествовательное, невосклицательное.
  2. В предложении две грамматические основы, значит, предложение сложное; основы двусоставные.
  3. Предикативные части предложения связаны по смыслу, при помощи интонации и подчинительного союза когда, значит, предложение сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным времени.
  4. (- =), когда [= -].
  5. Между предикативными частями ставится запятая.


Контрольные вопросы:

 

1. При помощи каких средств связываются предикативные части сложного предложения?

2. Какие есть типы сложного предложения?

3. Каков план синтаксического разбора сложного предложения?


Предыдущий урок
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • Основное свойство дроби. Сокращение дробей

    Алгебра

  • Вихревое электрическое поле. Индуктивность. Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока

    Физика

  • Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке