Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.М. Зощенко. «История болезни»

Русская литература XX века

22.01.2025
1935
0

М.М. Зощенко. «История болезни»

План урока

  • Слово о М.М. Зощенко
  • Рассказ «История болезни»

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь М.М.  Зощенко
  • Уметь анализировать художественный текст, находить приёмы комического в рассказах

Разминка

  • Что такое «юмор» и «сатира»?

Слово о М.М. Зощенко

Рис. 1. М. М. Зощенко, 1938

Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958)

 

Михаил Михайлович Зощенко родился в городе Полтава, в семье потомственного дворянина. Его отец был украинцем, художником-передвижником, прапрапра-дед писателя – архитектором. В старину архитектора называли зодчим, отсюда и пошла фамилия – Зодченко, а позже, чтобы удобнее было произносить, ее упростили до Зощенко. Мать – Елена Осиповна – играла в любительском театре, писала небольшие рассказы.

 

В сентябре 1927 года Михаил Зощенко по просьбе редакции «Бегемота» сочиняет автобиографию: «Я родился в 1894 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает. Я родился в XIX веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням - я юморист. О себе я знаю очень мало. Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом этак. По-видимому, один из документов - ʺлипаʺ. Который из них липа, угадать трудно, ибо оба сделаны плохо. С годами тоже путаница. В одном документе указано - 1895, в другом -1896. Определенно липа. Профессий у меня было очень много. Об этом я всегда говорю без иронии. Даже с некоторым удивлением к самому себе».

Свое детство М.М. Зощенко описал в рассказах сборника «Леля и Минька». Минька – это Миша, а Леля – его старшая сестра. Здесь особенно ярко раскрывается талант писателя говорить с детьми на моральные темы не назидательно, а с юмором. Тут нужен еще и особый дар: садясь за писательскую работу, не думать о читателе свысока, не считать себя умнее и лучше.

 

М.М. Зощенко учился в Петербурге: в 1913 году окончил гимназию, и поступил в университет на юридический факультет. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы – «Тщеславие» (1914) и «Двугривенный» (1914).

 

В Европе шла Первая мировая война, и М.М. Зощенко, окончив в 1915 году ускоренные военные курсы, ушел на фронт добровольцем. 2 года он воевал, участвовал во многих боях, получил чин штабс-капитана, был тяжело ранен, отравлен газами. Литературная работа продолжалась и в это время. Врачи считали, что Михаилу Михайловичу требовалась спокойная работа: организм, отравленный газом на фронте, не выдерживал нервных нагрузок, – и после войны Михаил Зощенко сменил множество разных профессий: был полковым адъютантом, командиром роты и батальона, комендантом главного почтамта и телеграфа, служил в пограничных войсках, был следователем уголовного надзора, делопроизводителем в порту, а также работал сапожником, столяром, помощником бухгалтера.

 

По возвращении в Петроград были написаны «Маруся», «Мещаночка», «Сосед» и другие неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Ги де Мопассана. В 1918 году, несмотря на болезнь, М.М, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919 года. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика. 

 

В 1921 году вышла первая книжка его рассказов – «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова», а через 10 лет книжек у него было уже около шестидесяти. Они раскупались молниеносно: его знали все – от рабочего до академика. В 30-е годы уже знаменитый тогда писатель написал несколько рассказов для детей, среди них такие замечательные, как «Елка», «Глупая история», «Показательный ребенок». М.М. Зощенко считал: «Маленький читатель – это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора».

 

У писателя была своя, выстраданная тема, он не просто развлекал читателей. Михаил Зощенко не думал о том, как стать знаменитым. Он думал о людях. О том, как быстрее и лучше помочь людям избавиться от вредных привычек. И стал писать об очень серьезных вещах смешно, весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, постепенно расставаясь с теми недостойными привычками, которые, как и у героев М.М. Зощенко, находили у себя.

 

Сразу после начала Великой Отечественной войны М.М. Зощенко идёт в военкомат и подаёт заявление с просьбой отправить его на фронт, как имеющего боевой опыт. Получает отказ: «К военной службе не годен» и поступает в группу противопожарной обороны и со своим сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек. Выполняет работу, необходимую для фронта, и как писатель – пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио.

 

Об очень серьезных вещах он писал смешно, но иногда, как и при чтении некоторых юмористических рассказов А.П. Чехова, читателю становилось грустно, так как М.М. Зощенко напоминал ему о несовершенствах мира. Может быть, поэтому в 1946 году появилось постановление партии и правительства «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», в котором блестящего сатирика обвинили в клевете на советскую действительность.

 

Его исключили из Союза писателей, перестали печатать, лишив тем самым средств к существованию. Книги Зощенко изымали из библиотек, всех, кто высоко оценивал творчество этого писателя, тоже подвергали гонению. Чтобы хоть как-то заработать, Зощенко занялся переводами: так, он перевел с финского роман М. Лассила «За спичками».

 

В июне 1953 года несправедливое обвинение было с М.М. Зощенко снято. Его восстановили в Союзе писателей; он снова смог работать. Однако долгая общественная травля повлекла за собой обострение душевной болезни писателя. После достижения пенсионного возраста (в 1954 г.) и до самой смерти Зощенко было отказано в пенсии.

 

В рассказе «Бабушкин подарок» М.М. Зощенко написал о своей жизни: «...мне, быть может, не удалось стать хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».

 

Умер Михаил Зощенко в 1958 году в Сестрорецке, где и был похоронен. А.А. Ахматова, также подвергшаяся гонениям после известного постановления, написала стихотворение «Памяти М.М. Зощенко»:

 

Словно далекому голосу внемлю,
А вокруг ничего, никого.
В эту черную добрую землю
Вы положите тело его.
Ни гранит, ни плакучая ива
Прах легчайший не осенят.
Только ветры морские с залива.
Чтоб оплакать его, прилетят...


  1. Из какой семьи происходил М.М. Зощенко?
  2. Как начинается литературный путь М.М. Зощенко?
  3. Какие факты биографии М.М. Зощенко показались вам наиболее интересными?


Рассказ «История болезни»

Рассказ «История болезни» был написал в 1936 году и напечатан в журнале «Крокодил» №28, а также в сборнике «Рассказы 1937-1938». Рассказ является реалистическим. Это сатира на медицинские учреждения, всю систему оказания врачебной помощи и даже всю советскую систему, проповедующую заботу о человеке, на деле же считающую человека винтиком в системе. 

 

Юмор рассказа близок к юмору Марка Твена. Смешна ситуация, в которую попадает герой. В тридцатые годы М.М. Зощенко отказался от примитивных героев, с которыми читатель себя не ассоциирует.

 

Герой – обычный человек, как каждый из читателей, а вот ситуация, в которую он попал, безумна, как будто иллюстрация к рубрике «Нарочно не придумаешь». Каждый советский человек хоть раз оказывался в подобной больнице. Подвергая сатирическому осмеянию советскую медицинскую систему, писатель призывает читателя не отчаиваться.

 

По сюжету герой заболел тифом, отчего оказался в больнице. Медицинское учреждение выглядит как эксперимент: выживет ли больной после всех испытаний, проведённых персоналом над ним? Эти испытания сравнимы с кругами ада, в который погружается пациент. Герой противился всем несчастьям до самого последнего испытания, с которым смирился.

 

Первым испытанием стала надпись в приёмном покое: «Выдача трупов с 3-х до 4-х». Последнее – извещение из больницы жене с просьбой забрать труп.

 

Таким образом, композиция замыкается, превращается в кольцевую. Герой побеждён системой, относящейся к нему как к будущему трупу. А когда это случится – вопрос времени.

 

Одним из испытаний становится путешествие на «обмывочный пункт», где герой должен помыться в одной комнате со старухой. Различие полов в больнице не учитывается, почтения к возрасту тоже нет.

 

Ещё одним этапом уничижения человека становится выдача комплектов одежды. Герой получил огромное, не по размеру, бельё и заметил закономерность: маленькие больные получают большие комплекты, а большие – маленькие пижамы. Кроме того, больничные штампы на белье стоят в самых видных местах. Так М.М. Зощенко подчёркивает сходство медицинского учреждения с тюрьмой. Клеймо на одежде стоит на груди или спине, «а это морально унижало человеческое достоинство». Сходство с тюрьмой или лагерем усиливается тем, что из больницы так же сложно уйти, как из тюрьмы. Писатель решается на обобщение: вся советская система – один большой лагерь заключённых.

 

Герой попадает в палату, где лежало «около тридцати разного сорта больных». Потерявшего сознание больного положили возле открытого окна, но он выздоровел. Перед выпиской герой заразился коклюшем, поев из прибора, «на котором кушал коклюшный ребёнок из соседнего флигеля». К моменту выписки герой покрылся сыпью, нервничая из-за того, что его не выписывали. Когда героя выписали, опоздав на 8 дней, он узнал, что за неделю до этого жена получила ошибочное извещение о его смерти.

 

В конце герой принимает решение хворать только дома. С этой фразы и начинается рассказ.

 

Герой – обычный советские человек. Его «неудобное» качество – стремление к правильности. Перед читателями борец за справедливость, но его нельзя назвать скандалистом. Герой выходит из себя только в крайнем случае, когда его пытаются искупать со старухой. Даже после того, как жена героя получила ошибочное извещение о смерти мужа, герой не пошёл ругаться в больницу, а только ему стало «немножко неприятно».

 

С помощью образа главного героя М.М. Зощенко передаёт своё отношение к «новшествам» в медицине. Например, от того, что фельдшера назовут лекпомом (помощником лекаря) он по-другому работать не станет.

 

Герой стремится к гармонии, внутренней и внешней красоте. Он искренне мечтает о том, чтобы во всех областях советской жизни слово не расходилось с делом. Герой не беспочвенно критикует недостатки в больнице, но предлагает способы их исправления. Например, он рассуждает, что лучше не называть ванную обмывочным пунктом, потому что «это красивей и возвышает больного».

 

Рассказ состоит из последовательных эпизодов, описывающих мучения героя в больнице. Каждый эпизод сам по себе смешной, но вместе они становятся средством сатирического изображения действительности, ирония перерастает в сарказм и гротеск.

 

Речь медицинского персонала малограмотна. Так М.М. Зощенко высмеивает медиков-недоучек: «Больной… наводит на всё самокритику». Все герои рассказа употребляют просторечные слова, независимо от профессии или происхождения. Например, медсестра собирается «набуровить» воды в ванну, а старуха-пациентка намеревается распатронить всех врачей.

 

Чаще всего М.М. Зощенко использует в качестве способов создания комического неожиданность («Выдача трупов от 3-х до 4-х», «По получении сего срочно явитесь за телом своего мужа»), несоответствие («Вот погоди, медицинская трубка…», «Вы не выздоровеете, что во всё нос суете»), гипербола, ирония («Небольшая палата, где лежало около тридцати разного сорта больных»).

 

Основная проблема рассказа – формализм советских учреждений. Формализм плох тем, что делает формалистами всех, кто с ним сталкивается. Пациенты давно перестали реагировать на формальное к ним отношение персонала. Но герой пытается противостоять системе. За это он подвергается «гонениям» со стороны медицинского персонала. Но самое страшное не это. В конце герой сам становится покорной жертвой системы, отказываясь от борьбы за справедливость. Формализм победил. Рассказ «История болезни» сатирический.

Писатель высмеивает наплевательское, бездушное, унижающее человеческое достоинство, неуважительное, хамское, издевательское отношение к людям.


  1. О чем заставляет задуматься рассказ М.М, Зощенко «История болезни»?
  2. Каки приёмы комического использует М.М. Зощенко в рассказе?


Литературовед и критик Л.Ф. Ершов видел в творчестве М.М. Зощенко продолжение традиций юмористической прозы в русской литературе: «Творчество Михаила Зощенко - самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие "зощенковский герой". Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.»


Контрольные вопросы

 

  1. Против чего направлен пафос рассказа «История болезни»?
  2. В каких эпизодах рассказа изображается абсурдность происходящего?
  3. Подумайте, каким правильнее назвать рассказ М.М. Зощенко – юмористическим или сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения.
  4. Какие проблемы автор поднимает в рассказе?


Предыдущий урок
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»
Зарубежная литература
Следующий урок
Русские поэты XX века о Родине, природе и себе
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Мир художественной культуры Просвещения

    История

  • Открытие Периодического закона Д. И. Менделеева. Основные сведения о строении атома

    Химия

  • Влияние искусства на развитие личности и общества

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке