- Слово о Тэффи
- Рассказ «Жизнь и воротник»
- Знать историю жизни и творчества Тэффи
- Уметь анализировать юмористические рассказы
- В каком журнале работала Тэффи?
- Какими способами можно создавать комическое в произведении?
Слово о Тэффи
Тэффи (1872–1952)
«Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов», – писал М.М. Зощенко о Тэффи.
Тэффи – это псевдоним писательницы Надежды Александровны Ло́хвицкой. Она родилась в 1872 году в Петербурге, в семье известного адвоката, происходявшего из дворянского профессорского рода. Она получила прекрасное домашнее образование и с детства любила литературу, особенно ей нравились произведения А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.
С 1904 года Тэффи начала сотрудничать сразу с несколькими журналами. Она писала фельетоны – короткие сатирические заметки, отличавшиеся злободневностью и остроумием.
В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилевом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру. В 1910 году Тэффи издала свою первую книгу «Юмористические рассказы», которая сразу же прославила писательницу.
В своих рассказах Тэффи хотела не только рассмешить читателя, но и показать пустоту и неурядицу жизни своих персонажей, бессмысленность их существования. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки».
После революции 1917 года Тэффи покинула страну, но продолжила работать в газетах Парижа, Берлина, Праги и Нью-Йорка. За пятьдесят лет творчества Тэффи создала огромное количество литературных произведений: рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто и пьес.
Одна из версий происхождения псевдонима была изложена писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые».
Ей «вспомнился один дурак». Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьесу „Тэффи“».
После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией.
Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве.
Тэффи планировала писать о героях Л.Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась.
- Почему Тэффи выбрала такой псевдоним?
- В каких журналах печаталась писательница?
Рассказ «Жизнь и воротник»
Рассказ «Жизнь и воротник» написан в 1910 году. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно.
Сюжет развивается по нарастающей. В рассказе перед читателем предстаёт Олечка Розова, которая претерпевает резкие изменения в связи с покупкой воротничка. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник укреплялся и властвовал, все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа. В финале произведения Олечка теряет воротничок и снова становится скромной и кроткой девушкой, однако мужа она уже вернуть не может.
В основе рассказа лежит приём антитезы: Олечка без воротничка противопоставлена Олечке, подвергшейся метаморфозам. Тэффи обращает внимание на следующие проблемы:
- проблема выбора жизненной позиции (способна ли вещь действительно так кардинально изменить человека?);
- проблема ума и глупости, таланта и бездарности;
- проблема утраты нравственных ценностей (почему «наглость» одерживает верх над «скромностью»?);
- проблема ответственности человека за свои поступки.
Тэффи хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.
- Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
- Над чем заставляет задуматься рассказ «Жизнь и воротник»?
Тэффи называли первой русской юмористкой начала ХХ века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.
Контрольные вопросы
- Реалистична ли ситуация в рассказе?
- На чем основывается юмор рассказа?
- В чем актуальность рассказа?
- Над чем рассказ заставляет задуматься?