Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Тэффи. «Жизнь и воротник»

Русская литература XX века

22.01.2025
1693
0

Тэффи. «Жизнь и воротник»

План урока

  • Слово о Тэффи
  • Рассказ «Жизнь и воротник»

Цели урока

  • Знать историю жизни и творчества Тэффи
  • Уметь анализировать юмористические рассказы

Разминка

  • В каком журнале работала Тэффи?
  • Какими способами можно создавать комическое в произведении?

Слово о Тэффи

Рис. 1. Тэффи.

Тэффи (1872–1952)

 

«Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов», – писал М.М. Зощенко о Тэффи.

 

Тэффи – это псевдоним писательницы Надежды Александровны Ло́хвицкой. Она родилась в 1872 году в Петербурге, в семье известного адвоката, происходявшего из дворянского профессорского рода. Она получила прекрасное домашнее образование и с детства любила литературу, особенно ей нравились произведения А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

 

С 1904 года Тэффи начала сотрудничать сразу с несколькими журналами. Она писала фельетоны – короткие сатирические заметки, отличавшиеся злободневностью и остроумием. 

 

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилевом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру. В 1910 году Тэффи издала свою первую книгу «Юмористические рассказы», которая сразу же прославила писательницу. 

 

В своих рассказах Тэффи хотела не только рассмешить читателя, но и показать пустоту и неурядицу жизни своих персонажей, бессмысленность их существования. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки».

 

После революции 1917 года Тэффи покинула страну, но продолжила работать в газетах Парижа, Берлина, Праги и Нью-Йорка. За пятьдесят лет творчества Тэффи создала огромное количество литературных произведений: рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто и пьес.

 

Одна из версий происхождения псевдонима была изложена писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые».

 

Ей «вспомнился один дурак». Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьесу „Тэффи“».

 

После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией.

 

Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве.

 

Тэффи планировала писать о героях Л.Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась.


  1. Почему Тэффи выбрала такой псевдоним?
  2. В каких журналах печаталась писательница?


Рассказ «Жизнь и воротник»

Рис. 2. У. Текиели. Vale et me ama.

Рассказ «Жизнь и воротник» написан в 1910 году. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. 

 

Сюжет развивается по нарастающей. В рассказе перед читателем предстаёт Олечка Розова, которая претерпевает резкие изменения в связи с покупкой воротничка. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник укреплялся и властвовал, все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа. В финале произведения Олечка теряет воротничок и снова становится скромной и кроткой девушкой, однако мужа она уже вернуть не может.

 

В основе рассказа лежит приём антитезы: Олечка без воротничка противопоставлена Олечке, подвергшейся метаморфозам. Тэффи обращает внимание на следующие проблемы:

  • проблема выбора жизненной позиции (способна ли вещь действительно так кардинально изменить человека?);
  • проблема ума и глупости, таланта и бездарности;
  • проблема утраты нравственных ценностей (почему «наглость» одерживает верх над «скромностью»?);
  • проблема ответственности человека за свои поступки.

 

Тэффи хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.


  1. Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
  2. Над чем заставляет задуматься рассказ «Жизнь и воротник»?


Тэффи называли первой русской юмористкой начала ХХ века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.


Контрольные вопросы

 

  1. Реалистична ли ситуация в рассказе?
  2. На чем основывается юмор рассказа?
  3. В чем актуальность рассказа?
  4. Над чем рассказ заставляет задуматься?


Предыдущий урок
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»
Русская литература XX века
Следующий урок
Поэты русского зарубежья о Родине
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Химические реакции. Химические уравнения

    Химия

  • Кислоты. Соли

    Химия

  • Постоянный электрический ток. Электрический ток. Условия его возникновения. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Направление электрического тока. Сила тока

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке