- История создания журнала «Сатирикон»
- «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
- Знать историю создания журнала «Сатирикон»
- Уметь анализировать прозаическое сатирическое и юмористическое произведение, определять способы создания сатиры и юмора в тексте
- Какие юмористические рассказы вы знаете?
- Известны ли вам писатели Тэффи, Зощенко, Аверченко?
История создания журнала «Сатирикон»
Одним из самых любимых в Петербурге журналов начала ХХ века был «Сатирикон». Зародился он в недрах редакции старого юмористического журнала «Стрекоза», в свое время тоже любимого читателями, но к 1905 году уже порядком надоевшего.
На редакционное совещание «Стрекозы» был приглашен молодой сатирик Аркадий Тимофеевич Аверченко, выпускавший в Харькове журнал «Бич» и переехавший в Петербург. Его появление сначала вызвало всеобщее недовольство и ворчание – зачем приглашать постороннего на обсуждение внутриредакционных дел? Но уже через неделю А.Т. Аверченко, предложивший несколько острых и смешных тем для карикатур, сделался незаменимым и начал работать секретарем редакции.
Под влиянием А.Т. Аверченко в редакции было принято решение издавать новый журнал «Сатирикон». Назван журнал по аналогии с известным романом античного писателя Гая Петрония Арбитра «Сатирикон». Направление нового журнала предполагалось иронически-ядовитым, но ирония должна была быть изящной и спокойной, без гнева и ярости – как в вышеупомянутом романе.
«Сатирикон» начал выходить с апреля 1908 года. В июне обе редакции – «Стрекоза» и «Сатирикон» – объединились под новым названием. К работе в «Сатириконе» привлечены были, кроме названных художников и поэтов «Стрекозы», лучшие сатирики и юмористы столицы – Петр Потемкин, Саша Чёрный, Тэффи.
Новый журнал возник в сложных условиях, когда уныние и упадок все усиливались, а смех из обличительного и дерзкого превращался в средство забвения, отвлечения от бед и боли. Сами сатириконовцы это чувствовали. Недаром Саша Черный, один из самых ярких поэтов журнала, писал:
И смех, волшебный алкоголь,
Наперекор земному яду,
Звеня, укачивает боль,
Как волны мертвую наяду.
Но «Сатирикон» каким-то чудом долгое время оставался острым и язвительным; позже сатириконовцы начали умело применять эзопов язык.
Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа) – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее идею автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приемам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», контекстуальным псевдонимам (сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина).
В первом номере журнала редакция обращалась к читателям: «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием».
«Сатирикон» был своего рода аномалией и позволял себе довольно смелые выходки. Объектами его сатиры становились Государственная Дума, отдельные ее депутаты и партии, правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов, реакционные журналисты. Своей задачей «сатириконовцы» видели моральное исправление общества с помощью сатиры в годы Реакции: «Вся Россия больна».
В нем появлялись, например, карикатуры с подписями такого рода:
«Счастливец: Извините, я без галстука.
– Ну, и благодарите Создателя».
Это был прозрачный намек на «столыпинские галстуки» – так иронически называли в то время петли виселиц – столь распространенный в эпоху премьерства Столыпина вид казни.
Другая подпись под карикатурой пародировала известный разговор Чичикова с мужиками о местонахождении деревни Заманиловки:
«– А где тут, братцы, у вас конституция?..
– Не конституция, а экзекуция?
– Нет, конституция.
– Экзекуция, это будет тебе налево, а конституции – никакой нет! Она зовется так, то есть ее прозвание экзекуция, а конституции тут вовсе нет».
Времена становились все суровее. Приходилось все чаще печатать сатиры «на турецкого султана», вводить рубрику «Дела персидские». Журнал все чаще начинал выходить с «белыми пятнами» и объявлениями редакции об изъятых из номера цензурой материалах. Сатира мельчала, обращала свое острие на обывателя и его пороки.
В 1913 году был введен новый закон о печати, на который журнал отозвался карикатурою Ре-Ми «Печальная нота» с подписью: «Редактор (стоя над черным гробом). Я, конечно, знал, что законопроект о печати будет отложен в долгий ящик, но я не думал, что этот ящик будет такой формы». В этом же году произошел окончательный раскол в редакции «Сатирикона»: группа сотрудников во главе с А.Т. Аверченко начала издавать «Новый Сатирикон», который продержался до начала 1918 года.
Причины кризиса журнала:
- журнал не только был далёк от рабочего движения, но и в лучшие времена не шёл дальше узкополитического радикализма;
- «многопартийность», «многобожие», неопределённый скепсис породил вспышки отчаяния, ноты пессимизма и разочарования;
- политическая цензура превращалась в сатиру на нравы: редакция журнала то и дело сообщала, что самые лучшие произведения не допущены к печати или безжалостно изуродованы;
- в 1907 году были введены новые правила о повременной печати;
- богемная атмосфера творчества, погоня за дешевым успехом: на страницы журнала прокрадывается пошлость, которой он старательно избегал;
- изменение направления сатиры (мысль А.Т. Аверченко о «лечебных» свойствах жизнерадостного юмора): спасти интеллигента, утопающего в пессимизме, и помочь «выздоравливающей» части России как следует повеселиться.
После раскола журнал перестал существовать. Была попытка возродить «Сатирикон» в Париже. К изданию привлекли И.А. Бунина, А.И. Куприна, Сашу Чёрного. Однако средств на долгое существование возрождённого журнала не хватало, поэтому журнал снова закрылся.
- На базе какого журнала появился «Сатирикон»?
- Какую цель преследовал А.Т. Аверченко в новом журнале?
«Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”»
Данное произведение является одним из первых и по сей день главных памятников российского юмора. Впервые информация о предстоящем издании юмористической «Всеобщей истории» появилась в 46-м номере «Сатирикона» за 1909 год: «Все годовые подписчики получат в виде бесплатного приложения роскошно иллюстрированное издание». В 1910 году книга была выпущена как бесплатное приложение к журналу «Сатирикон».
Произведение состоит из 4 разделов:
- древняя история (автор — Тэффи, илл. — Ре-Ми);
- средняя история (автор — Осип Дымов, илл. — А. Радаков);
- новая история (автор — Аркадий Аверченко, илл. — А. Радаков, Ре-Ми);
- русская история (автор О. Л. Д’Ора, илл. — Ре-Ми).
Писатели используют разнообразные способы создания комического в тексте.
Юмор – весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно.
Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления.
Ирония – улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку.
Сарказм – это злая ирония. Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.
Гротеск – в отличие от сатиры, это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия.
В «Древней истории» Тэффи пользуется следующими приёмами для создания комического эффекта:
- изменение порядка фактов: Лакония получила своё название «от манеры тамошних жителей выражаться лаконически»;
- утверждение известного как аномального: «необычайная система климата», которая развила в характере жителей жестокость и энергию, - летом жарко, зимой холодно;
- прямое высмеивание праздности и развращенности верхних слоёв общества: название Спарты «республикой аристократической», объяснение, что должны делать и как себя вести спартанские аристократы.
Следующие приёмы создания комического можно наблюдать в истории средних веков О. Дымова:
- употребление рядов однородных членов предложения, не сочетающихся по стилю и смыслу: «Целые полки под командой глупых, с тупыми физиономиями полководцев носились из страны в страну, орали, молились, поджигали, разоряли, славили Бога, грабили, горланили гнусавыми голосам псалмы и вешали пойманных иноверцев»;
- ситуативно обусловленную иронию: «В наше время славян называли бы декадентами, а тогда называли язычниками. Все зависит от моды!»
Способы созданию юмора в «Новой истории А.Т. Аверченко:
- пародия на газетные штампы: «Сношения между людьми были очень затруднительны…»;
- употребление неожиданных эпитетов: «В Средние века поступательное развитие культуры измерялось лишь количеством сожженных на площади колдунов да опытами превращением живых людей в кошек, волков, собак».
Следующие приёмы можно обнаружить в «Русской истории» О.Л. Д’Ора:
- неожиданные сравнения: «Весть о рождении Иоанна Грозного как громом поразила Москву»;
- включение разговорных слов и выражений: «Когда придут палачи, они останутся в дураках - нечего будет рубить.»;
- гипербола: «Рыба со страху сделалась еще более мокрой и притаилась на дне океана.»
Больше всего от цензуры пострадала четвёртая часть «Всеобще истории» - «Русская история». Поэтому издание 1910 года вышло без этой части, но все последующие издания, с включением «Русской истории» запрещались к публикации.
Авторы «Всеобщей истории» веселят читателей с помощью пародий, сочетания несочетаемого, нарушении логики и т.д. Смех «сатириконцев» действительно стал отдушиной в суровые годы. Поэт Владимир Воинов писал в стихотворении «Рыцарю скорби и гнева»:
Мы – дети шутки, дети смеха,
Наивны наши голоса,
Как перепев лесного эха,
Легко плывущий в небеса… <…>
Мы вам споём и про наяду,
И про кипучие ключи,
Но в наших песнях много яду,
Но в наших красках есть бичи! <…>
Не нападай на нас, дружище!
Раскинь, миляга, головой:
Что хуже: «смех ли на кладбище»
Ил над «живым» надгробный вой?
- Почему «сатириконцы» иронично пишут об истории?
- Какие приёмы и способы комического используют авторы в главах «Всеобщей истории, обработанной ʺСатирикономʺ»?
Журнал «Сатирикон» не единственный пример такого особого рода юмора как смех от отчаяния. Это был способ борьбы со злом, происходящим вокруг.
Контрольные вопросы
- Какое впечатление оставили вам отрывки из «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”»?
- Что внёс в свои рассказы о событиях Средних веков О. Дымов? Как он оценивает происходившее?
- При помощи каких слов, сравнений авторы придают юмористическое звучание рассказам об истории?
- Чьи главы «Всеобщей истории…» вам понравились больше: Тэффи, О. Дымова, Арк. Аверченко, О.Л. Д’Ора? Почему?