Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Строение и функции мышц. Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы

Анатомия и физиология человека

14.02.2025
3326
0

Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы

 

Разминка

  • Как физические упражнения влияют на опорно-двигательную систему (ОДС)?

План урока

  • Травмы опорно-двигательной системы. Оказание первой помощи
  • Осанка. Профилактика заболеваний ОДС

Цели урока

  • знать причины искривления позвоночника, развития плоскостопия, гиподинамии
  • знать основные правила гигиены ОДС
  • уметь определять травмы ОДС и описывать меры доврачебной помощи

Травмы скелета. Оказание первой помощи

Рис. 1. Виды переломов. Слева — открытый перелом, справа — закрытый

Травмы скелета достаточно частое явление. Увлечения экстремальными видами спорта, активный отдых, туризм — всё это создаёт предпосылки для учащения случаев травматизации. Наиболее серьёзная травма опорно-двигательной системы — перелом.

 

Перелом — это вид травмы костей с нарушением их целостности. В результате переломов могут повреждаться близлежащие ткани, мышцы, сухожилия, сосуды и даже внутренние органы.

 

Все переломы принято делить на две большие группы (рис. 1):

  • открытые — с повреждением целостности кожного покрова, наличием открытой раны, наружным кровотечением;
  • закрытые — когда происходит только нарушение целостности самой кости без каких-либо внешних повреждений.

Рис. 2. Наложение медицинской шины при переломе костей предплечья

Вид перелома необходимо учитывать при оказании доврачебной помощи. В случае закрытого перелома необходимо создать условия для неподвижности повреждённой части тела. Руку или ногу нужно зафиксировать наложением медицинской шины (рис. 2.). Вместо неё может быть доска, лыжа, длинная палка и т. п.

 

Шину прибинтовывают таким образом, чтобы обездвижить повреждённую часть тела. Вместо использования шины повреждённую руку можно примотать к телу, а повреждённую ногу — к здоровой ноге. Если перелом открытый, то перед наложением шины нужно остановить кровотечение и обработать рану.

 

Повреждения позвоночника или черепа могут быть крайне опасны для спинного и головного мозга. Поэтому в случае подозрения на перелом позвоночника или костей черепа необходимо незамедлительно вызвать скорую помощь, а пострадавшего лучше не перемещать. Если же транспортировка пострадавшего неизбежна, то следует уложить его на жёсткую и ровную поверхность на спину, зафиксировав его положение (рис. 3). Нельзя транспортировать пострадавшего в положении сидя.

Рис. 3. Транспортировка больного при переломе позвоночника

При подозрении на перелом рёбер пострадавшему накладывают тугую повязку на грудную клетку на выдохе.

 

Вывих происходит в подвижных суставах. При вывихе происходит смещение суставных концов костей относительно друг друга (рис. 4).

Рис. 4 Вывих большого пальца руки. Рентгеновский снимок

Пострадавшему необходимо обеспечить покой и приложить на травмированную область холод на 20 минут. Затем обратиться за медицинской помощью. 

 

При ушибе повреждаются ткани и близлежащие кровеносные сосуды в результате удара или сдавливания без нарушения кожного покрова. При ушибах необходимо приложить холод на 15–20 минут. Пострадавшего — уложить, а ушибленную конечность — приподнять. Такая позиция позволит уменьшить приток крови к месту ушиба и предотвратить гематому. Затем следует наложить тугую повязку.

 

При растяжении связок действовать нужно так же, как и при ушибах. После оказания первой помощи необходимо обратиться в травмпункт.

 

Осанка. Профилактика заболеваний ОДС

 

В. И. Даль в своём словаре определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты. Уже в древности люди придавали большое значение внешнему виду и осанке. Не зря народная пословица гласит, что «без осанки и конь — корова».


Осанка — привычное положение тела в покое и при движении. Включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела.



Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу и сколиозу (рис. 5). Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.

Рис. 5. Искривления позвоночника — лордоз, кифоз, сколиоз

Лордоз — выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника.

 

Кифоз — выпуклость назад грудного отдела.

 

Сколиоз — искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак — одно плечо выше другого.

 

Искривления позвоночника могут быть врождёнными, однако нередко к ним приводит неравномерная нагрузка при переносе тяжестей, неверно подобранная физическая нагрузка, а также неправильное расположение за рабочим столом (рис. 6).

Рис. 6. Правила посадки за рабочим столом

При правильной посадке локти лежат на столе, лопатки прилегают к спинке стула, спина держится ровно, а шея и голова прямо, ступни целиком стоят на полу.

 

Носить тяжести следует равномерно нагружая руки или меняя их. Для сна хорошо иметь достаточно широкую и длинную постель с жёстким и ровным матрасом. Не следует забывать о физической активности: специально подобранный комплекс упражнений, гимнастика, плавание способствуют формированию правильной осанки.

 

Плоскостопие — ещё одно нарушение скелета человека. В норме стопа должна иметь сводчатое строение — приподнятые кости плюсны (рис. 7). Это даёт амортизирующий эффект и стопы пружинят при ходьбе. При плоскостопии естественный свод стопы нарушен. Плоскостопие приводит к негативным последствиям: боли в стопе, голени, бедре и даже пояснице.

Рис. 7. Нормальная стопа и плоскостопие у человека

Плоскостопие развивается при:

  • ношении обуви на плоской подошве или на очень высоком каблуке;
  • при долгом стоянии на ногах, ношении тяжестей;
  • при слишком свободной обуви.

Плоскостопие также бывает врождённым.

 

Для лечения и профилактики плоскостопия необходимо использовать специальные стельки — супинаторы; выбирать обувь со средним каблуком, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц стоп.

 

Для гармоничного формирования опорно-двигательного аппарата, а также для поддержания его в здоровом состоянии в течение жизни человеку необходима умеренная, но регулярная физическая нагрузка.

В век развития технологий человечество огромное количество времени проводит в сидячем положении, что отнюдь не способствует здоровью, а приводит к развитию гиподинамии.


Гиподинамия — снижение двигательной активности.



Гиподинамия имеет негативные последствия в жизни человека — ожирение, снижение иммунитета и работоспособности, увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Поэтому очень важно найти тот вид физической активности, которым будет приятно заниматься регулярно.

 

Выводы

 

Основные травмы опорно-двигательной системы: переломы, ушибы, вывихи растяжения связок. После оказания первой помощи при данных травмах следует обратиться к врачу. Физическая активность — важная часть жизни человека, способствующая гармоничному формированию опорно-двигательной системы.


Контрольные вопросы

 

1. Назовите виды переломов. Как необходимо оказывать доврачебную помощь при переломах?
2. Как можно помочь человеку с вывихом и ушибом руки?
3. Что такое осанка? Что приводит к искривлению позвоночника?
4. Назовите причины плоскостопия и меры профилактики.
5. Что такое гиподинамия. Чем она опасна? Предложите свои меры профилактики гиподинамии.


Предыдущий урок
Гигиена сердечно-сосудистой системы и первая помощь при кровотечениях
Анатомия и физиология человека
Следующий урок
Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Заболевания органов дыхания и их гигиена
Анатомия и физиология человека
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
  • Виды треугольников.

    Математика

  • Морфемика. Словообразование. Морфемный разбор. Словообразовательный разбор

    Русский язык

  • М. Горький. Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке