Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Строение и функции мышц. Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы

Анатомия и физиология человека

Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы

 

Разминка

  • Как физические упражнения влияют на опорно–двигательную систему (ОДС)?

План урока

  • Травмы опорно-двигательной системы. Оказание первой помощи
  • Осанка. Профилактика заболеваний ОДС

Цели урока

  • Знать причины искривления позвоночника, развития плоскостопия, гиподинамии
  • Знать основные правила гигиены ОДС
  • Уметь определять травмы ОДС и описывать меры доврачебной помощи

Травмы скелета. Оказание первой помощи

Рис. 1. Виды переломов. Слева – открытый перелом, справа – закрытый Рис. 1. Виды переломов. Слева – открытый перелом, справа – закрытый

Травмы скелета достаточно частое явление. Увлечения экстремальными видами спорта, активный отдых, туризм – все это создает предпосылки для учащения случаев травматизации. Наиболее серьезная травма опорно-двигательной системы – перелом.

 

Перелом – это вид травмы костей с нарушением их целостности. В результате переломов могут повреждаться близлежащие ткани, мышцы, сухожилия, сосуды и даже внутренние органы.

 

Все переломы принято делить на две большие группы (рис. 1):

  • открытые – с повреждением целостности кожного покрова, наличием открытой раны, наружным кровотечением;
  • закрытые – когда происходит только нарушение целостности самой кости, без каких-либо внешних повреждений.

Рис. 2. Наложение медицинской шины при переломе костей предплечья Рис. 2. Наложение медицинской шины при переломе костей предплечья

Вид перелома необходимо учитывать при оказании доврачебной помощи. В случае закрытого перелома необходимо создать условия для неподвижности поврежденной части тела. Руку или ногу  нужно зафиксировать наложением медицинской шины (рис. 2.). Вместо нее может быть доска, лыжа, длинная палка или доска и т. п.

 

Шину прибинтовывают таким образом, чтобы обездвижить поврежденную часть тела. Вместо использования шины поврежденную руку можно примотать к телу, а поврежденную ногу – к здоровой ноге. Если перелом открытый, то перед наложением шины нужно остановить кровотечение и обработать рану.

 

Повреждения позвоночника или черепа могут быть крайне опасны для спинного и головного мозга. Поэтому в случае подозрения на перелом позвоночника или костей черепа необходимо незамедлительно вызвать скорую помощь, а пострадавшего  лучше не перемещать. Если же транспортировка пострадавшего неизбежна, то следует уложить его на жесткую, ровную поверхность на спину, зафиксировав его положение (рис. 3). Нельзя транспортировать пострадавшего в положении сидя.

Рис. 3. Транспортировка больного при переломе позвоночника Рис. 3. Транспортировка больного при переломе позвоночника

При подозрении на перелом ребер пострадавшему накладывают тугую повязку на грудную клетку на выдохе.

 

Вывих происходит в подвижных суставах. При вывихе происходит смещение суставных концов костей относительно друг друга (рис. 4).

Рис. 4 Вывих большого пальца руки. Рентгеновский снимок Рис. 4 Вывих большого пальца руки. Рентгеновский снимок

Пострадавшему необходимо обеспечить покой и приложить на травмированную область холод на 20 минут. Затем обратиться за медицинской помощью. 

 

При ушибе повреждаются ткани и близлежащие кровеносные сосуды в результате удара или   сдавливания без нарушения кожного покрова. При ушибах необходимо приложить холод на 15–20 минут. Пострадавшего – уложить, а ушибленную конечность – приподнять. Такая позиция позволит уменьшить приток крови к месту ушиба и предотвратить гематому. Затем следует наложить тугую повязку.

 

При растяжении связок действовать нужно так же, как и при ушибах. После оказания первой помощи необходимо обратиться в травмпункт.

Осанка. Профилактика заболеваний ОДС

 

В. И. Даль в своем словаре определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты. Уже в древности люди придавали большое значение внешнему виду и осанке. Не зря народная пословица гласит, что «без осанки и конь – корова».


Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела



Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу , кифозу и сколиозу (рис. 5). Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.

Рис. 5. Искривления позвоночника – лордоз, кифоз, сколиоз Рис. 5. Искривления позвоночника – лордоз, кифоз, сколиоз

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника.

 

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела.

 

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

 

Искривления позвоночника могут быть врождёнными, однако нередко к ним приводит неравномерная нагрузка при переносе тяжестей, неверно подобранная физическая нагрузка, а также неправильное расположение за рабочим столом (рис. 6).

Рис. 6. Правила посадки за рабочим столом Рис. 6. Правила посадки за рабочим столом

При правильной посадке локти лежат на столе, лопатки прилегают к спинке стула, спина держится ровно, а шея и голова прямо, ступни целиком стоят на полу.

 

Носить тяжести следует равномерно нагружая руки или меняя их. Для  сна хорошо иметь достаточно широкую и длинную постель с жестким и ровным матрасом. Не следует забывать о физической активности: специально подобранный комплекс упражнений, гимнастика, плавание способствуют формированию правильной осанки.

Плоскостопие – ещё одно нарушение скелета человека. В норме стопа должна иметь сводчатое строение – приподнятые кости плюсны (рис. 7). Это дает амортизирующий эффект и стопы пружинят при ходьбе. При плоскостопии естественный свод стопы нарушен. Плоскостопие приводит к негативным последствиям: боли в стопе, голени, бедре и даже пояснице.

Рис. 7. Нормальная стопа и плоскостопие у человека Рис. 7. Нормальная стопа и плоскостопие у человека

Плоскостопие развивается при:

  • ношении обуви на плоской подошве или на очень высоком каблуке;
  • при долгом стоянии на ногах, ношении тяжестей;
  • при слишком свободной обуви.

Плоскостопие также бывает врожденным.

 

Для лечения и профилактики плоскостопия необходимо использовать специальные стельки – супинаторы; выбирать обувь со средним каблуком, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц стоп.

 

Для гармоничного формирования опорно-двигательного аппарата, а также для поддержания его в здоровом состоянии в течение жизни человеку необходима умеренная, но регулярная физическая нагрузка.

В век развития технологий человечество огромное количество времени проводит в сидячем положении, что отнюдь не способствует здоровью, а приводит к развитию гиподинамии .


Гиподинамия – снижение двигательной активности



Гиподинамия имеет негативные последствия в жизни человека – ожирение, снижение иммунитета и работоспособности, увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Поэтому очень важно найти тот вид физической активности, которым будет приятно заниматься регулярно.

 

Выводы

 

Основные травмы опорно-двигательной системы: переломы, ушибы, вывихи растяжения связок. После оказания первой помощи при данных травмах следует обратиться к врачу. Физическая активность – важная часть жизни человека, способствующая гармоничному формированию опорно-двигательной системы.


Контрольные вопросы

 

1. Назовите виды переломов. Как необходимо оказывать доврачебную помощь при переломах?
2. Как можно помочь человеку с вывихом и ушибом руки?
3. Что такое осанка? Что приводит к искривлению позвоночника?
4. Назовите причины плоскостопия и меры профилактики.
5. Что такое гиподинамия. Чем она опасна? Предложите свои меры профилактики гиподинамии.


Состав и функции внутренней среды организма. Форменные элементы крови

Анатомия и физиология человека

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика